История одной классической гонки в Ле-Мане
Тринадцатая победа в Ле-Мане досталась команде Audi в борьбе автомобилей, построенных по последнему слову техники – но прошедшая гонка на кольце Сартэ многим напоминила старые добрые времена. Чем именно, расскажет Гэри Уоткинс…
82-й по счету суточный марафон в Ле-Мане прошел под знаком высоких технологий, но они не помешали многим сюжетным линиям оказаться очень похожими на события старого-доброго прошлого.
Дело в том, что в прошедшей гонке, как и в былые времена, все без исключения экипажи самого быстрого класса столкнулись с различным проблемами, в результате чего лидеры постоянно менялись, и борьбы на трассе было - хоть отбавляй. Пробившись сквозь череду неприятностей, команда Audi все-таки смогла записать на свой счет 13-ю победу на знаменитом французском кольце.
Андре Лоттерер, Марсель Фэсслер и Бенуа Трелуйе выиграли в Ле-Мане в третий раз за четыре последних года. В 2014-м они смогли отпраздновать успех благодаря тому, что на их машине возникло не так много технических проблем, как у соперников - по сути, они просто потратили меньше всех времени на ремонт.
Но конкуренты не собирались сдаваться на милость триумфаторам. Речь вовсе не шла о том, чтобы просто довести машину до финиша: экипажу ингольштадтцев необходимо было выжимать из неё все соки - причем это можно смело сказать о всех шестерых пилотах немецкой марки, которые остались в строю после первых двух часов гонки.
Турбодизельные гибриды Audi R18, как и ожидалось, не могли на старте гонки соперничать с прототипами TS040 команды Toyota, однако ночью два экипажа "четырех колец" уже ехали на равных с лидирующей машиной японцев, которой попеременно управляли Алекс Вурц, Казуки Накаджима и Стефан Сарразен.
Порой выше был темп Audi, порой преимущество переходило к их конкурентам. Однако по средней скорости в этой гонке автомобилям Toyota все же не было равных, к тому же, им изрядно помогло появление на трассе машины безопасности на седьмом часу заезда. В этот момент экипаж синего прототипа №7 смог увеличить свой отрыв от соперников с одной минуты почти до двух.
Вопрос лишь в том, атаковали ли на пределе пилоты японской марки, будучи лидерами.
Вурц после гонки сказал вот что: «Как только отрыв стабилизировался, мы решили особенно не рисковать в ночном трафике. Чистых кругов [без атаки поребриков] вполне хватало, чтобы оставаться при этом быстрейшими на трассе».
Технический директор Toyota Motorsport Паскаль Васселон добавил, что у лидирующей TS040 ночью возникли проблемы с прогревом резины, что и вынудило команду сменить тактику.
Впрочем, в Audi не уверены, что все обстояло именно так.
«Думаю, они все же атаковали на пределе, - предположил Марк Жене. - Действовать иначе не имело ни малейшего смысла, поскольку в Ле-Мане очень важно постоянно наращивать отрыв. На старте гонки они были быстрее, но когда трасса "прорезинилась", темп выровнялся».
В команде Toyota планировали начать атаковать утром, когда дорожное полотно вновь прогреется, но экипажу их лидирующей машины так и не суждено было встретить рассвет за рулем - они вынуждены были сойти с дистанции на 14-м часу гонки из-за проблем с электрикой.
А с учетом того, что второму экипажу японской команды в составе Энтони Дэвидсона, Себастьена Буэми и Николя Лапьера после аварии с машиной Audi под номером 3 оставалось лишь томиться на шестом месте с отставанием от лидера в 11 кругов, для Toyota эту гонку можно было уже считать законченной.
Причем проблема, приведшая к сходу лидеров, носила довольно причудливый характер. В команде обнаружили проблемы с оплеткой проводов в одной из электросхем и отдали Накаджиме распоряжение ехать в боксы.
«Мы понимали характер проблемы, - сказал Васселон, - и позвали Казуки в боксы - механики были готовы заменить поврежденные элементы, это заняло бы не больше трех минут.
К сожалению, он так и не доехал до пит-лейна, оплетка проводов успела расплавиться раньше.
Нельзя сказать, что нам не повезло, проблемы есть проблемы. Невезение было именно в том, что это произошло далеко от боксов».
После схода японской машины в лидеры вышел экипаж Audi, а следом - с отставанием в два круга - шел прототип Porsche 919 Hybrid, которым попеременно управляли Марк Уэббер, Тимо Бернхард и Брендон Хартли. Еще в круге позади держалась вторая R18.
На 13-м часу гонки на автомобиле Тома Кристенсена сначала забарахлила топливная форсунка, а затем возник прокол. В попытке отыграть потерянное время датчанин и его напарники по экипажу - Лукас ди Грасси и Марк Жене, в последний момент заменивший Лоика Дюваля, - показывали великолепные круги. Такой темп позволил им выйти на вторую строчку. Когда в боксы из-за проблем с двигателем заехал возглавлявший гонку Марсель Фэсслер.
Механики Audi постарались починить турбокомпрессор на его машине, но в итоге деталь пришлось менять - на этом экипаж потерял порядка 23 минут. В этот момент у Тома Кристенсена забрезжила надежда одержать свою юбилейную десятую победу в Ле-Мане но через четыре часа и на Audi №1 возникла та же проблема.
В итоге, когда тень от главной трибуны стала сползать со стартовой прямой, в лидеры заезда вышла команда Porsche, но для 17-й победы на кольце Сартэ штутгартцам явно не хватало скорости. Лоттерер, преследовавший лидеров, опережал их на пять секунд с круга - и за два часа до конца гонки вырвался в лидеры.
И абсолютно по делу, поскольку гоночного темпа машине, которая в квалификации усилиями Ромена Дюма уступила времени поула всего три десятых, явно недоставало - Audi и Toyota были заметно быстрее.
У обоих автомобилей 919 Hybrid возникли проблемы, помешавшие им реализовать свой потенциал с самого старта гонки - машина под номером 20 оказалась разбалансирована, тогда как у второго экипажа, в который помимо Дюма входили также Нил Джани и Марк Либ, возникли проблемы с тормозами.
Дебютанты LMP1 все же вполне могли претендовать на подиум в своей первой гонке в Ле-Мане после долгого отсутствия, но и им не повезло - когда машиной управлял Марк Уэббер, на ней отказал двигатель, и австралийцу пришлось возвращаться в боксы, используя одну лишь энергию электромотора. Очень жаль.
«До старта мы говорили, что хотим просто финишировать в гонке, а о подиуме не может быть и речи, - сказал технический директор Porsche в LMP1 Алекс Хитцингер, - но так близко подобраться к заветному подиуму, а затем все потерять очень обидно».
И все же одна из машин Porsche проехала под клетчатым флагом. После часа простоя в боксах и устранения серьезных проблем с давлением топлива и коробкой передач экипаж автомобиля под номером 14 все же появился на трассе для единственного финального круга. Пройденных его экипажем кругов хватило бы, чтобы получить классификацию на 11-м месте.
В действительности же гонщики не были внесены в итоговый протокол, поскольку последний круг занял у них больше, чем шесть минут, что по правилам Ле-Мана не даёт права получить итоговое место на финише. Когда машина заезжала в боксы на 23-м часу, она пересекла линию хронометража, находясь на пит-лейне. Потому заключительный круг формально продолжался 1 час и 26 минут, что и было отражено в протоколе.
Сход с дистанции лидирующего экипажа штутгартцев позволил подняться на подиум лучшему - и единственному, оставшемуся на трассе - экипажу коллектива Toyota, хоть для японской команды такой результат стал слабым утешением.
«Для меня это уже восьмая гонка в Ле-Мане, - сказал после окончания заезда Алекс Вурц, - причем семь раз я лидировал и мог победить. Но выиграть здесь не удалось всего дважды, так что я хорошо знаю эти ощущения. Надо отметить, что с каждым годом гоняться здесь мне все сложнее».
Васселон же был предельно лаконичен. «Даже не говорите мне о подиумах», - отрезал француз.