Подвинься, Кими – дай дорогу Валттери!

Эд Стро
14 июля 2014 в 19:28

Эд Стро рассматривает последние успехи Валттери Боттаса и называет его главной финской звездой в современной Формуле 1. А как же Кими, спросите вы?! Послушаем доводы редактора AUTOSPORT…

В тот самый день - 21 октября 2007 года, - когда Кими Райкконен обеспечил себе титул чемпиона мира, 18-летний Валттери Боттас одержал свою первую победу в североевропейском Кубке двухлитровой Формулы Renault в Хоккенхайме.

С того момента по мере течения времени становилось всё более и более очевидно, что вскоре Кими придется уступить роль главного гонщика страны тысячи озер молодому и талантливому Валттери.

Возможно, первые секунды гонки в Сильверстоуне, когда Райкконен на огромной скорости столкнулся с отбойником на прямой Wellington, испытав при этом перегрузку в 47g, а Боттас прорвался с 14-го места на девятое, чтобы чуть позже подняться на подиум, можно считать своеобразным моментом передачи финского знамени в Больших Призах…

Конечно, Валттери еще очень далеко до достижений Кими. Пара подиумов не идет ни в какое сравнение с титулом чемпиона мира, статусом одного из сильнейших в своем поколении и двадцатью победами в Гран При. Но если вести речь о нынешнем сезоне, то Боттас смотрится гораздо лучше земляка-Айсмена.

И речь не только о девяти прошедших гонках. Те, кто в прошлом году счёл Валттери одним из множества новичков, не сумевших оправдать авансы, забывают, что определять истинную силу дебютанта, попавшего в команду, переживающую не самые лучшие времена, нужно весьма осторожно.

Своей работой на трассе по пятницам в сезоне-2012 финн убедил Williams в готовности занять место призового пилота команды. Он смог вселить в команду уверенность, что обладает большим потенциалом по сравнению со всеми остальными пилотами, включая призовых гонщиков. И в минувшем сезоне целиком оправдал надежды, выиграв квалификационное сражение с Пастором Мальдонадо со счетом 12:7.

Для Боттаса, как и для Williams, сезон-2013 выдался непростым © LAT
Для Боттаса, как и для Williams, сезон-2013 выдался непростымФото: LAT

В остальном, если не считать третьего квалификационного результата в Канаде, когда ему повезло с погодой, и восьмого места на финише в США, дебютный сезон ничем особенным не запомнился. Но я бы не сказал, что молодой финн не впечатлил меня лично. Достаточно упомянуть, что в моем рейтинге десяти лучших пилотов по итогам сезона он уступил опытнейшему Райкконену всего одну позицию.

К его скорости нет никаких вопросов. Впечатляют также подход к делу и психологическая устойчивость. Боттас невероятно быстро обучается и адаптируется - а эти качества не столь часто встречаются среди пилотов Ф1.

«Валттери феноменально пилотирует, он невероятно быстр, - сказал после гонки в Сильверстоуне глава инженерной группы Williams Роб Смедли. - Про него также можно сказать, что для своего возраста он очень крепко стоит на ногах и объективно смотрит на вещи.

Он адекватно воспринимает советы не только по основным моментам, но также по приёмам пилотирования и общению в коллективе. На данный момент взаимодействие между ним и инженерами можно назвать образцовым».

Его отношение к делу очень радует команду. В минувшем сезоне Пастор Мальдонадо не раз срывался на откровенную критику коллектива, тогда как Валттери не позволял себе отвлекаться от работы.

В ранние годы карьеры судьба на раз преподносила финну испытания. В 2010 году, когда на него обратили внимание в Williams, он проводил свой второй сезон в Евросерии Ф3 в составе давшей трещину команды ART. Все ожидали, что Валттери сможет побороться за титул после предыдущего сезона, когда он смог навязать борьбу будущему чемпиону серии Жюлю Бьянки и полностью переиграть своего напарника Эстебана Гутьерреса.

На протяжении шести предшествующих лет команда ART (изначально называвшаяся ASM) доминировала в Ф3, позволив выиграть титулы будущим звездам Больших Призов - Льюису Хэмилтону, Ромену Грожану, Нико Хюлькенбергу и Жюлю Бьянки. Но именно в 2010 году коллектив утратил лидерство, которое перешло к коллективу Signature, машины которого были оснащены более мощными силовыми агрегатами Volkswagen.

Поначалу Боттас допускал немало ошибок - ему было очень трудно смириться с таким раскладом. Но в итоге, поняв, что надежд на титул нет, он воспрял духом и отлично провел вторую половину сезона.

«Полагаю, мы уступали соперникам в эффективности мотора, что вынуждало меня иногда атаковать за гранью возможного, и это зачастую приводило к ошибкам, - признал Валттери по окончании сезона. - Мне было очень нелегко, ведь изначально мы нацеливались на борьбу за чемпионство».

В итоге финн занял третье место в личном зачете первенства, но уже в следующем году смог учесть все ошибки и завоевать титул в серии GP3, выступая за команду Lotus ART, хотя поначалу серьезно уступал своему напарнику Джеймсу Каладо.

Боттас стал чемпионом серии GP3 – и дебютировал в Ф1 © LAT
Боттас стал чемпионом серии GP3 – и дебютировал в Ф1Фото: LAT

В этом и состоит разница между просто хорошими пилотами с солидными резюме и потенциальными звездами спорта. Титулы в двухлитровой Формуле Renault (Еврокубке и первенстве NEC) и серии GP3 - это все хорошо, но куда важнее, как именно гонщик пришел к этим победам. Именно это делает его настоящим чемпионом.

[Можно вспомнить и 2012-й, когда Валттери приглашали сразу несколько команд ФR3.5, но он предпочел сконцентрироваться на работе третьего пилота Williams.]

В нынешнем сезоне, когда команда Фрэнка Уильямса смогла предоставить ему быструю машину, мы видим, чего на самом деле стоит Боттас. Его, пожалуй, единственной ошибкой за прошедшие девять этапов был удар задним колесом о стену в Австралии, где пилот потенциально претендовал на подиум, но в итоге занял пятое место.

Он набирал зачетные баллы в восьми из девяти гонок и к середине сезона более чем вдвое опередил партнёра по команде Фелипе Массу - 73 против 30. Конечно, надо отметить, что бразильцу и в этом сезоне часто не везло, и в действительности разница между напарниками не столь велика, но все же Боттас явно продемонстрировал, что в стабильности он превосходит опытного Фелипе.

Частично заслуга в его успехах принадлежит самой команде. С 2010 года, когда в Williams остановили выбор на финне, они обучали его ровно по той же программе, что и Нико Хюлькенберга. Помимо тестов и работы на симуляторе в программу входили посещения базы команды и даже своеобразная стажировка в различных отделах.

Все это упрочило взаимодействие Валттери с коллективом - он понял, какой невероятный объем работ выполняют сотни людей на базе лишь для того, чтобы машина команды могла появиться на трассе. Это еще одна область, в которой многим пилотам Больших Призов стоит прибавить.

В свои 24 года Боттас проводит второй полный сезон в Ф1 и не перестает учиться. У него есть все необходимое, чтобы стать чемпионом мира, но пока следующей его целью является победа в гонке, и в команде ни на секунду не сомневаются - как только представится возможность, он ей непременно воспользуется.

Что касается роли флагмана финского автоспорта, Валттери об этом даже не задумывается – и не любит сравнивать себя с Кими. Если бы его это интересовало, вероятно, он не смог бы ничего добиться в Ф1.

В то время как в ситуации Райкконена все еще есть вопросы - например, сможет ли он перебороть нынешние сложности в Ferrari и вернуть себе былую славу, - с Боттасом все и так ясно.

Я не хочу говорить ничего плохого о Кими - он действительно феноменальный гонщик, проведший блистательную карьеру в Ф1. Однако то, что восходящая звезда Валттери начинает потихоньку затмевать опытного соотечественника, говорит о возможной смене поколений среди Летучих финнов.

А ведь он только учится…

Валттери Боттас
Валттери Боттас

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle