Интервью: Роберт Кубица и Себастьен Ожье без купюр
Чемпион мира по ралли и дебютант WRC, который вполне мог стать чемпионом Ф1, обсуждают самые насущные проблемы автоспорта. К ним присоединился новостной редактор AUTOSPORT Дэвид Эванс
С одной стороны стола сидел один из самых быстрых бывших пилотов Формулы 1, с другой - чемпион и безоговорочный лидер мирового ралли.
А что будет, если оставить вместе Роберта Кубицу и Себастьена Ожье, дав им поговорить по душам?.. 40 минут безудержной болтовни! Среди самых интересных тем: поляк предлагает французу попробовать свои силы за рулём машины Ф1, в то время как Себ весьма откровенно высказывает свою позицию о некоторых пилотах Гран При, в особенности - о Пасторе Мальдонадо.
AUTOSPORT присоединился к беседе Роберта и Себа, и вот, что получилось…
Себастьен Ожье: Я никогда не пилотировал машину Ф1, но, конечно, было бы здорово сесть за руль…
Роберт Кубица: Я могу тебе одолжить свой автомобиль. Правда, у меня есть только шасси без двигателя, но если я попрошу BMW, они помогут в этом вопросе. У меня шасси 2006 года, тогда я впервые финишировал на подиуме. Сейчас моя форма больше не позволяет сесть за руль, но думаю, у тебя проблем не возникнет. Я же уже слишком толстый и высокий.
СО: Ой, да ладно тебе…
РК: Нет, серьезно, внутри кокпита места очень мало.
СО: Я не такой уж и маленький!
Мне было бы интересно испытать те чувства, которые возникают при пилотировании машины Ф1, но я не думаю о том, чтобы выйти на старт полноценной гонки. Я уже слишком стар для этого - к тому же, не участвовал в младших формулах. Но провести тесты точно бы не отказался.
Впрочем, я бы предпочел опробовать одну из машин прошлого поколения - похоже, новые автомобили едут несколько медленнее. Хотя, конечно, мне бы и этого хватило.
РК: Новые машины по-прежнему очень быстрые, хотя, конечно, они отличаются от техники прошлого поколения.
Вопрос Ожье: Как вы думаете, Роберт еще вернётся в кольцевые гонки?
СО: Не знаю, вам лучше спросить у него! Думаю, прямо сейчас ему это сделать будет сложно, но я не знаю, чего он хочет сам.
РК: Я думаю, все знают, что мне очень хотелось бы вернуться в кольцевые гонки. Я бы отдал всё, чтобы вновь выступать в Ф1, но сейчас это невозможно. Правда, я могу участвовать в других кольцевых чемпионатах - например, в гонках GT или DTM.
Тем не менее мой выбор пал на ралли. Сейчас для меня гоняться в кольце - всё равно что терять время.
Вопрос Кубице: Что вы думаете насчет следующего года?
РК: Не знаю, пока рано что-либо говорить. Мне нужно еще много научиться, через многое пройти. После той аварии в моей жизни появились новые цели, которых мне бы хотелось достичь. Всё зависит от условий выступления в WRC и от того, насколько я сам буду конкурентоспособен. Не секрет, что в ралли мне пришлось начинать всё практически с нуля: из всего моего гоночного опыта мне пригодилось не больше 10%.
СО: А чего бы ты хотел добиться?
РК: Я никогда не выйду в ралли на тот уровень, который демонстрировал во время выступлений на кольце, ведь этим гонкам я посвятил 20 лет своей жизни. Но мне бы хотелось прибавить в мастерстве - вот моя главная задача.
В WRC 80% ралли проходят на гравии, и на этом покрытии я не показывал высоких результатов. Тем не менее, меня позвали в заводскую команду [Citroen], которая в последние 10 лет выиграла в этом спорте практически всё… Для меня это много значит.
СО: Теперь я хочу задать вопрос. Чего из кольцевых гонок тебе не хватает в ралли - и наоборот?
РК: Ралли - это совершенно другой мир. В Ф1 вы во всем работаете на пределе, фокусируясь на деталях, но в ралли это не самое важное - в особенности в дебюте. Я постоянно стремлюсь к прогрессу, но пока мне рано работать над деталями.
В кольцевых гонках вы должны думать над каждым нюансом, иначе окажетесь последним: на круге длинной в пять километров три десятых секунды разницы между пилотами - целая пропасть.
СО: Без сильной машины в Ф1 вы ничего не добиться, а в ралли, скажем так, опыт и мастерство пилота играют большую роль…
РК: Для борьбы за чемпионство одной машины будет недостаточно. Да, если в ралли ваш автомобиль будет на одном километре проигрывать полсекунды, то вы всё равно сможете претендовать на высокие места, тогда как в кольцевых гонках окажетесь последним. Есть много различных факторов, но некоторые команды платят большие деньги пилотам, которые способны на одном круге ехать всего лишь на две десятые секунды быстрее.
Вопрос Ожье: Вам бы хотелось однажды попробовать силы силы в кольцевых гонках?
СО: Точно не сейчас.
РК: Но ведь ты все еще молод!
СО: С одной стороны да, но с другой - я уже в какой-то мере стар.
РК: Сначала ему бы хотелось выиграть десять титулов в WRC… А затем он отправится покорять кольцо.
СО: Нет, неправда. У меня нет никакого такого плана. Я просто хочу провести ближайшие годы в ралли, после чего займусь чем-нибудь еще. Всё будет зависеть от моих собственных ощущений и наслаждения, которое я получаю от этого спорта.
Сейчас мне еще есть, что доказывать в ралли. Да, мне понравилось выступать в гонках GT, но пока я думаю только о WRC. К тому же, в данный момент я нахожусь в выгодной позиции, выступая за лучшую команду. Здесь я сильнейший, тогда как на кольце мне бы пришлось очень многому учиться.
Вопрос Ожье: Что вам нравится и не нравится в ралли?
СО: Что мне нравится…
РК: Легкая жизнь!
СО: Да, на самом деле, нам не нужно просыпаться рано по утрам. Мы постоянно путешествуем, гоняемся по разным трассам, получая адреналин на старте или во время обгона. Что мне действительно нравится в ралли, так это разнообразие. Мы гоняемся в восхитительных местах на гравии, на снегу и на асфальте - нам действительно приятно пилотировать.
Я никогда не выступал в Ф1, но не сомневаюсь, что скорость в поворотах на различных трассах дарят вам такие же невероятные эмоции. Тем не менее я думаю, что с гонками Гран При по зрелищности и ощущениям может сравниться только ралли.
Вопрос Ожье: По сравнению с гонщиками Ф1 насколько популярны Вы?
СО: Пилоты Гран При гораздо известнее, поскольку, как уже сказал Роберт, в Ф1 профессиональнее подходят к освещению на телевидении. Берни Экллстоун проделал действительно отличную работу, создав очень крупный чемпионат, о котором все знают. В случае с ралли всё обстоит иначе. Наши гонки сложно показывать, но надеюсь, что компетентные лица работают над этой проблемой.
Вопрос Кубице: Это справедливо?
РК: Это всё равно, что выбирать какой спорт лучше - баскетбол или волейбол. Две эти дисциплины полностью отличаются друг от друга. В Ф1 ресурсов в сто раз больше. Быть может, у Ф1 болельщиков и не сильно больше, но за этими гонками проще следить, поэтому обычные люди часто включают телевизор по воскресеньям и смотрят Гран При.
На самом деле, в последние пять лет количество денег, вкладываемых в автоспорт, заметно снизилось, но в Ф1 постоянно появляются новые трассы стоимостью в сотни миллионов евро, новые этапы в разных странах…
СО: Да, но сейчас в Ф1 не так много рента-драйверов, хотя в хвосте пелотона всё же есть те, кто платят командам деньги за свои выступления.
РК: А сколько рента-драйверов в ралли: Четыре-пять?
СО: Да, но со стороны кажется, что в Ф1 с этой проблемой всё обстоит хуже. В конце концов, это ненормально, что есть пилоты, выступления которых оплачивают их спонсоры или другие лица.
РК: Это непростая тема для обсуждения. Есть много команд, которые не могут найти спонсоров, но мы должны увидеть грань, отделяющую обычных пилотов от рента-драйверов. Если спонсором Ferrari стал банк Santander, который хотел видеть в команде испанского пилота Фернандо [Алонсо], из-за чего Скудерии пришлось досрочно расторгнуть контракт с Кими Райкконеном, разве Фернандо можно называть рента-драйвером? Не думаю, ведь он - один из лучших гонщиков современности.
Если речь идёт о Пасторе Мальдонадо, который...
СО: Да, но Мальдонадо можно назвать рента-драйвером, поскольку он слабый пилот.
РК: Даже так!
СО: Да брось. Он просто сумасшедший и глупый парень, и я могу это доказать фактами.
РК: Он… Что?
СО: Да ладно тебе, только не говори, что думаешь, что он сильный гонщик.
РК: Я знаю не так много пилотов, которые выигрывали гонки в Ф1 - а Пастор это сделал. Иногда он может пилотировать очень хорошо. Просто есть разница между быстрым пилотом и стабильным, который может бороться за победы на протяжении всех 18 гонок сезона.
Если бы я был владельцем команды и выбирал бы между хорошим гонщиком без денег и тем, у кого есть спонсор, но кто на три десятых секунды медленнее, то предпочел бы последнего. Люди часто забывают, что в этом случае дополнительные средства можно инвестировать в развитие техники. Можно отыграть даже больше этих трех десятых, что пойдёт на пользу обоим гонщикам.
В Ф1 темпы развития техники очень велики. Если вы быстрее всех в первой гонке, но затем перестаёте дорабатывать машину, то в конце сезона можете оказаться на последних позициях. По ходу сезона ваш автомобиль должен стать быстрее примерно на две секунды - вот на что идут деньги. Вопрос с бюджетом гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Вопрос Ожье: Вы давали Роберту какие-нибуль советы?
РК: Оставаться на дороге!
СО: Несколько раз мы обсуждали подобные вещи. Если у него есть вопросы, я с легкостью на них отвечу. Роберт - очень приятный парень, но что я могу ему посоветовать? Он знает, как ехать быстро, ведь уже не раз это доказывал.
Все мы проходим через этот период. В 2009-м я также слишком часто попадал в аварии, поскольку мне было сложно найти предел. Но Роберт не просто так стал пилотом Формулы 1. У него есть талант и умение ехать быстро, поэтому когда он наберётся опыта, то сможет себя проявить.
Вопрос Кубице: Когда Кими Райкконен выступал в ралли, его главной проблемой было составление стенограммы. В этом плане вы испытываете схожие трудности?
РК: Я думаю, мы всегда стараемся сделать стенограмму лучше. Не секрет, что для этого нужно обладать большим опытом: даже если вы очень быстры, в вашем распоряжении лучшая машина и команда, неправильно составленная стенограмма не позволит вам реализовать эти преимущества.
Вам нужно на 100% доверять вашим записям, только тогда вы сможете ехать действительно быстро.
СО: Нам сложно сравнивать свои записи, поскольку все они сделаны на разных языках. Ты составляешь стенограмму на польском?
РК: Да, но есть слова и на итальянском, английском…
СО: Полезно, если вы можете ориентироваться на заметки, составленные на вашем языке. Я начинал работать с записями Себастьена [Лёба], которые уже были очень хороши. С тех пор я их доработал. На сегодняшний день я уже не смогу пользоваться его стенограммой, а он - моей, но для начала это была хорошая база.
РК: Самое важное - стенограмма позволяет вам увидеть картину происходящего. Например, недавно я проводил тесты в Польше на тех же дорогах, что и в прошлом году. Я сравнил свои последние заметки с прошлогодними и понял, что тогда опасался каждого камня, лежащего на дороге.
И это после 20 лет выступлений в кольцевых гонках, когда я постоянно гонялся на пределе. Если в Ф1 вы слишком сильно заедете на поребрик, то рискуете повредить подвеску, а что же тогда делать, когда на раллийных дорогах лежит столько камней…
СО: Нужно знать предел машины, но его очень сложно определить. На это нужно время. Мне тоже было бы тяжело понять, как следует проходить повороты за рулем машины Формулы 1…
РК: Но ты может отрабатывать технику на протяжении 200 кругов! К тому же, в твоем распоряжении есть телеметрия с машины другого пилота - и ты знаешь, на что способен. Иногда ты достигаешь предела и остаешься на трассе, но если переступаешь черту - в большинстве случае просто выезжаешь в зону безопасности.
В ралли у тебя нет 20 попыток перед тем, как проехать спецучасток на время. На тестах в Швеции в качестве пассажира мне компанию составил Маркус [Гронхольм]. Перед тем, как он сел в машину, я 12 раз проехал спецучасток с моим штурманом, поэтому отлично знал дорогу.
Конечно, Маркус остался под впечатлением от моего пилотажа, но дело в том, что мне нужно так ехать уже на втором прохождении допа. Самое главное - это опыт, и его у меня нет. Дело не в скорости.
Вопрос Ожье: Сколько времени потребуется Роберту, чтобы стать одним из лидеров в ралли? Лет пять?
СО: Нет, думаю, куда меньше. Он неплохо выступал в прошлом году в WRC2, где машины не сильно отличаются от топовой категории мирового ралли.
РК: Но мой пилотаж оставлял желать лучшего!
СО: Зато ты познакомился с этапами чемпионата. Думаю, после двух полноценных сезонов в WRC обычно пилоты способны бороться за самые высокие позиции. Так было и в моём случае. Проблема Роберта - он не выступал в ралли раньше, поэтому ему сложнее. Я бы посоветовал ему чаще выходить на старт небольших ралли, чтобы совершенствовать составление стенограммы.
Вопрос обоим пилотам: Кого вы считаете большими героями - гонщиков, выступающих в ралли или в Ф1?
СО: Ответить на этот вопрос невозможно. У нас взаимное уважение. Я думаю, пилоты Ф1 считают нас сумасшедшими, но я придерживаюсь о них того же мнения. Да, иногда мы гоняемся не в самых безопасных местах, но скорости не так высоки, как на стационарных трассах.
РК: Не думаю, что здесь уместны сравнения. В 2012-м мы проводили тесты хэтчбека Ford на асфальте с Яри-Матти Латвалой, которые были организованы на стационарной трассе. Мои времена были лучше, чему Яри-Матти очень удивился. На трассе я был как рыба в воде. Если бы мы сравнились с ним в скорости на настоящем спецучастке, то я бы проигрывал ему по секунде на одном километре.