Гран При Италии: обзор гонки от Эда Стро
Победа в Монце пришла к Льюису Хэмилтону не только из-за ошибки Нико Росберга. Эд Стро считает – главное, что британец наконец-то вспомнил, как применять на практике свои лучшие качества
Прежний Льюис наверняка не смог бы трансформировать свое преимущество в скорости на итальянской трассе в победу.
Раньше порой случалось, что по ходу гонки ему не всегда удавалось удержать ситуацию в своих руках. Так было, к примеру, на печально известном Гран При Китая 2007 года, когда капитанский мостик McLaren дольше всякой меры затянул с пит-стопом, и чемпионский титул фактически ушел у Льюиса из под носа, когда на изношенной дождевой резине тот вылетел в гравий уже на въезде в боксы.
Конечно, порой очень хочется, чтобы всеми тактическими вопросами занималась только команда.
Но в Монце Хэмилтон умело использовал свои самые сильные стороны – великолепную скорость и природный гоночный инстинкт – и это позволило ему нанести серьезный удар в битве за титул.
На первый взгляд может показаться, что пилоту просто повезло – победа досталась ему лишь благодаря досадной ошибке напарника по Mercedes. Но ведь именно Хэмилтон вынудил Росберга занервничать, точно выбрав момент для прессинга. Так что в данном случае скорее Нико упустил победу, а не Льюис добыл ее.
Решающий момент наступил через четыре круга после того, как оба провели свой первый и единственный пит-стоп. Основополагающим стал тот факт, что Льюис решил действовать самостоятельно – и не стал полагаться на тактику, которую наиболее предпочтительной для него сочла команда.
Хэмилтон знал, что Росберг уязвим. Что сам он – быстрейший из пары пилотов Mercedes. И что Нико уже однажды ошибся на входе в первую шикану. Льюис не сомневался, в какой момент следует нанести удар.
«Хочу напомнить, что бороться мы будем в конце гонки, - сказал по радио гоночный инженер британца Пит "Боно" Боннингтон своему подопечному, - предлагаю держать отрыв в 2-2,5 секунды, чтобы получать преимущество за счет слип-стрима, но не терять в прижимной силе. Резина нам понадобиться на последних кругах».
Сам по себе совет был вполне хорош и не имел ничего общего с сомнительным решением McLaren в упомянутой шанхайской гонке. Но Льюис прекрасно помнил, как под конец первого отрезка, следуя за лидером по пятам, он так и не смог подобраться к нему достаточно близко, чтобы получить шанс использовать DRS.
И это происходило на уже порядком потрёпанном комплекте шин Medium - теперь же оба соперника были на сликах Hard, так что Хэмилтон отлично понимал: если он не попробует сразу реализовать свое преимущество, то под конец гонки ситуация может повториться, и он вновь не сумеет приблизиться на дистанцию атаки.
«Моя гоночная бригада работает над тем, чтобы до самого конца дистанции разрабатывать и предлагать мне наиболее удачные тактические варианты, - признался Хэмилтон, - Я нуждаюсь в их советах, но это вовсе не означает, что всегда буду делать то, что они мне говорят. Это не приказы.
Я могу согласиться с ними, так как они считают предложенное решение наилучшим. Но в этот раз я так не считал, и поступил по-своему.
Гонщик сам понимает, когда его резина оказывается в оптимальном состоянии для обгона. Я знал, что у меня есть скорость, и хотел воспользоваться своим преимуществом».
На 25-м круге – после пит-стопа, проведенного сразу вслед за напарником – Хэмилтон отставал от Росберга на 1,8 секунды. К 27-му кругу отрыв сократился до 1,384. В этот момент команда признала то, что Льюис понял чуть раньше – наступил наилучший момент для атаки.
27-й круг – между пилотами 1,384 сек. 28-й - уже 0,764. Льюис впервые мог использовать DRS, чтобы атаковать напарника.
Росберг понимал, что надо прибавить и лишить преследователя возможности задействовать подвижное крыло. Но перестарался.
Срезав шикану, немец был вынужден проехать "змейкой" меж пенопластовых блоков – и к моменту возвращения на трассу оказался уже позади Хэмилтона.
После гонки глава автоспортивного подразделения Mercedes Тото Вольф высказал предположение, что к ошибке Росберга в первом повороте привели действия самого пилота: он сместил баланс тормозного усилия на передние колеса, чтобы поберечь задние тормоза.
Но сам Нико признал, что промахнулся, допустив череду небольших ошибок – после чего решил, что лучше будет проехать прямо, так как жесткое торможение приведет к блокировке колёс, а серьёзная протёртость на шине будет иметь больше неприятных последствий, чем потеря одной позиции.
«Нет, - ответил Росберг, когда его спросили о теории про регулятор баланса. - Это [два аналогичных вылета в первой шикане], может быть, выглядит странно, ведь если заблокировать колеса, можно было без проблем вписаться в поворот. Но тогда велик шанс сильно повредить резину.
Поэтому когда угроза блокировки возникает рано, я отпускаю педаль. Если заблокировать колеса перед самым поворотом, то это не проблема, но когда подобное происходит на ранней стадии, резина затем долго остаётся под серьёзной нагрузкой.
В этом случае она страдает куда сильнее, и мне потребовался бы второй пит-стоп, то есть большая потеря времени. Так что я просто решил проехать прямо.
Может быть, стоило попробовать что-то другое, так как Льюис был совсем рядом – и посмотреть, что получится. Но я в любом случае допустил ошибку.
Он быстро догонял меня, мне требовалось прибавить, и я ошибся».
У немца не было никакой возможности, срезав шикану, удержаться впереди Хэмилтона. Теперь уже он отставал на две секунды. И на этот раз команда вновь рекомендовала отсиживаться позади и выжидать момент – но на самом деле у Росберга просто не хватало скорости для атаки.
Хэмилтон допустил единственную ошибку почти в самом конце дистанции, когда тормоза стали перегреваться, и он был вынужден заблокировать переднее левое колесо в той же первой шикане. Но гонщик прекрасно контролировал машину и смог все же пройти поворот. Да и отрыв на тот момент был уже достаточным, чтобы остаться впереди, даже если бы все же пришлось воспользоваться "срезкой". Эта гонка проходила под его диктовку.
Вообще, весь уик-энд в Монце складывался с преимуществом Льюиса. После провального Гран При Бельгии, после разборок с Нико и шумихи в прессе Хэмилтону предстояло всерьёз поразмыслить над тем, как теперь сократить отставание в личном зачете, выросшее до 29 очков.
На этот раз он не имел права уступить. Да, его стороне было мощное преимуществом над соперниками, но обстоятельства вновь складывались против него – возможно, будь на месте Хэмилтона кто-то не столь сильный, он позволил бы ситуации сломить себя.
В пятницу гонщик потерял целый час по ходу второй тренировки из-за проблем с электроникой. Но как только неисправность была устранена, Льюис выехал на трассу и наглядно продемонстрировал свои намерения, показав время всего на 61 тысячную медленнее лучшего результата напарника.
В воскресенье перед самым стартом ему вновь пришлось столкнуться с проблемой, когда двигатель почему-то отказался переходить в нужный режим.
Мощность на колёса почему-то передавалась не так, как следовало, и Хэмилтон потерял позиции, откатившись на четвертое место. Впрочем, с учетом неисправности его старт можно назвать выдающимся.
«Есть специальная кнопка, запускающая определенную стартовую процедуру, но на прогревочном круге она не сработала, - пояснил Льюис. - Я было подумал, что попробую вновь нажать ее уже на решетке – и сделал это, уже заняв свое место. Но она вновь не сработала.
Это было очень странно. Я никогда раньше не сталкивался с подобной проблемой. И индикаторы на руле тоже зажглись в такой последовательности, которой мне не приходилось видеть никогда прежде!
В любом случае, я постарался стартовать наилучшим образом. Обороты мотора постоянно скакали, и мне еще очень повезло потерять не так много позиций.
Мы никогда раньше не практиковали старт в ситуации, когда не запускается электронная система. Я понятия не имел, что делать, поэтому просто выжал газ до отказа, надеясь, что все получится».
Так что прежде, чем начать давить на Росберга, Хэмилтону пришлось всерьёз потрудиться на ином поприще.
Из-за возникших на старте проблем, которые, как позже выяснилось, также были связаны с режимом работы двигателя, провалился в дебюте и Валттери Боттас – финн оказался только 11-м. Так что от лидера Льюиса отделяли две машины: McLaren Кевина Магнуссена и Williams Фелипе Массы.
Сначала Хэмилтон следовал за бразильцем, не особенно проявляя активность, но на пятом круге у него появилась возможность подняться на третье место.
Однако опередил он вовсе не Массу: тот сам смог пройти Магнуссена. Датчанин превосходно откатал квалификацию, оказался пятым на решетке, а затем отлично стартовал и сразу расположился следом за захватившим лидерство Росбергом.
Однако, обороняясь затем от атак Фелипе в первом повороте, дебютант сезона оказался на неоптимальной траектории при разгоне, дав возможность сопернику из Williams подобраться вплотную и выйти вперед снаружи после скоростной правой дуги.
В "эске" Roggia Магнуссен вновь оказался вне траектории, и теперь уже Хэмилтон реализовал свою невероятную скорость и обошел его на короткой прямой перед парой поворотов Lesmo.
Минуло еще пять кругов – и вскоре после того, как Росберг впервые ошибся в "эске", разом потеряв почти половину своего отрыва, достигшего к тому моменту четырех с лишним секунд, Хэмилтон поравнялся с Массой на входе в первую связку.
Это не был заурядный обгон при помощи DRS, так как произошел он уже в повороте, а не на прямой перед ним.
Поразительное чувство машины в момент торможения позволило Льюису поравняться с Массой на входе, бразилец оставил достаточно места, и обе машины смогли безболезненно уместиться в повороте.
После этого Хэмилтон больше не видел Массу до самого финиша. Бразилец вообще провел остаток гонки в гордом одиночестве, но это нисколько не уменьшило его радости от долгожданного и заслуженного попадания на третью ступень подиума.
А вот спор за победу только начинался. Льюис все еще проигрывал 2,4 секунды, и задача британца логично заключалась в том, чтобы отыграть их. Но все, что удалось ему за последующие 15 кругов – лишь подобраться к напарнику на секунду. А перед заездом в боксы запас Росберга и вовсе составлял 1,8 с.
Эта ситуация подсказала Хэмилтону, что атаковать надо в начале второго отрезка, а не дожидаться последних кругов.
Уик-энд в Монце позволил Льюису продемонстрировать свои лучшие качества. Если ему удастся выиграть чемпионат – а для этого еще надо сильно постараться, так как Росберг весьма сильный боец и блестяще проводит сезон, - то прежде всего благодаря умению максимально использовать свои сильные стороны.
Стороны эти – чистая скорость, способность оценивать ситуацию по ходу гонки и виртуозная точность действий в моменты борьбы колесо в колесо. И именно они помогли ему стать сильнейшим в итальянской гонке, которая стала поворотным моментом после невыразительной середины сезона.
Не менее важно, что Хэмилтон доказал: он способен взять ответственность на себя и принимать решения самостоятельно.
Не стоит забывать и про психологическую устойчивость, которая также была необходима, чтобы вновь завоевать поул (впервые с Гран При Испании, прошедшего еще в мае) и днём позже подняться на верхнюю ступень подиума – всего лишь во второй раз за восемь последних этапов.
Судьба испытывала Льюиса на прочность, но в итоге дрогнул не он, а Росберг.
Нико признался, что чувствует себя "ужасно", потеряв лидерство в гонке из-за своей собственной ошибки. Но на самом деле он прекрасно знал, что в этот раз преимущество Льюиса было едва ли не самым серьезным со старта сезона.
Возможно, немец и смог бы удержаться впереди до самого финиша, не допусти он оплошность. Но если взглянуть на максимальную скорость пилотов Mercedes в конце стартовой прямой, становится очевидно, как сложно ему было бы это сделать.
Допустив ошибку и вернувшись на трассу позади Хэмилтона с отставанием в две секунды, Росберг так больше и не смог приблизиться к напарнику на дистанцию, позволяющую задействовать DRS.
Несмотря на круговых, благодаря которым Нико также имел возможность задействовать подвижное крыло, гонка сложилась таким образом, что у немца ни разу не было возможности получить преимущество от DRS на стартовой прямой.
Преимущество Хэмилтона над Росбергом по скорости составляло внушительные 30 км/ч (360 против 330). Это был сильнейший из аргументов и, по всей видимости, в этот раз Льюис при любом раскладе все равно рано или поздно обогнал бы Нико.
Но к явному облегчению руководства Mercedes, все разрешилось довольно мирно.
Однако несомненно, что британец пилотировал на пределе. Он был невероятно быстр в обоих правых поворотах Lesmo – это принципиально важно для теперешних двигателей, так как дополнительная скорость на выходе из поворота позволяет в меньшей степени задействовать на этом участке систему ERS, а сэкономленной заряд мощности можно использовать где-то в другом месте по ходу круга.
То же можно сказать и про пилотаж Хэмилтона в Ascari, за счет которого он регулярно развивал наивысшую скорость на прямой перед Параболикой.
По ходу сезона вполне можно было ожидать, что в Монце у Льюиса будет преимущество, так как его стиль торможения помогает накапливать достаточный заряд дополнительной энергии за счет системы MGU-K. И тот факт, что Росберг более интенсивно расходовал топливо, не был простым совпадением.
В целом же этап показал, что если Хэмилтон хочет выиграть чемпионат, ему необходимо сосредоточиться на максимальном использовании всех своих сильных сторон, а не разливать направо и налево желчь по поводу все более напряженного противостояния с напарником.