Как изменится рынок пилотов, если в командах станет по три машины
Эд Стро постарался спрогнозировать, как изменилась бы ситуация в командах Ф1, если бы участникам чемпионата разрешили выставить в следующем году по три автомобиля
Допустим, что вы – руководитель команды Формулы 1, столкнувшийся с необходимостью выставить третий автомобиль в 2015 году. Если на время оставить в стороне финансовую и организационную составляющую, то какими были бы ваши шаги, чтобы обеспечить максимальный спортивный результат?
Вы бы наверняка постарались подписать контракт с лучшим из доступных на рынке пилотов. Это самый очевидный подход, в этом определённо есть смысл – но нельзя забывать о сложившемся устое команды с двумя гонщиками. Так что нужно принять во внимание изменение баланса внутри коллектива.
Как правильно отметил Льюис Хэмилтон, когда его спросили о перспективах работы сразу с двумя напарниками в Mercedes: «Вдвое больше проблем».
Чтобы развивать команду, ее руководитель должен учитывать огромное количество внешних и внутренних факторов. Допустим, вы возглавляете Mercedes, где у вас уже есть два топ-пилота с (мягко говоря) непростым характером – Льюис Хэмилтон и Нико Росберг. Готовы ли вы разбавить эту компанию еще одной яркой личностью?
Наиболее вероятный ваш ответ – нет. Тогда из списка кандидатов придется сразу вычеркнуть Себастьяна Феттеля и Фернандо Алонсо.
Следующий вопрос, который возникнет в вашей голове: а зачем в принципе нужен третий автомобиль? Основная задача этого шага со стороны руководства чемпионата – гарантировать сохранение достаточного количества участников. Однако если говорить об интересах команд, то коллективы вроде Mercedes могут выбрать два варианта.
Конечно, лишний автомобиль должен обеспечивать хорошие результаты. Тогда во время Гран При ваши шансы на успех значительно увеличились бы.
Спросите об этом у команды Toyota, которая перед марафоном в Ле-Мане располагала самым быстрым автомобилем, но не смогла выиграть гонку из-за проблем у обоих экипажей. Лишняя машина могла бы ох как здорово помочь японцам.
В то же время при выборе третьего пилота стоило в первую очередь подумать над привлечением многообещающей молодёжи, сделав ставку на будущее.
Если продолжать рассматривать ситуацию в Mercedes, то недавно команда подписала контракт тест-пилота с 19-летним Паскалем Верляйном. Гонщик DTM уже "проехал" на симуляторе более 12 тысяч километров, а также преодолел в прошлом месяце реальную дистанцию в 500 км за рулем автомобиля Ф1 2012 года, поэтому руководство коллектива прекрасно осведомлено о его способностях.
Несмотря на юный возраст, Верляйн уже выигрывал в немецкой "кузовной" серии и завоевал звание вице-чемпиона европейской Формулы 3 2012 года. Так что он вполне мог бы бороться за победы в Больших Призах при наличии соответствующей техники.
Другой вариант для команды – найти опытного гонщика с хорошим послужным списком, который бы сосредоточился на технической стороне работы с автомобилем, совмещая роль пилота-испытателя с участием в гонках.
Конечно, таких парней не так и много, но Энтони Дэвидсон давно уже сотрудничает с командой Mercedes. В свои 35 лет британец поддерживает форму, гоняясь за Toyota в категории LMP1, также Энтони имеет опыт выступлений в Ф1, проведя 60 Гран При.
Он быстр, что наглядно продемонстрировал в квалификациях за Super Aguri в 2007 году – достаточно вспомнить этапы в Бахрейне и Турции [где пилот показал 13-й и 11-й результаты соответственно].
Разумеется, вышесказанное вовсе не значит, что только два названных гонщика могут стать кандидатами на третье место в Mercedes – просто эти парни подходят по важным критериям и уже имеют тесную связь с командой из Брэкли.
Ну а если, к примеру, вы оказались бы на месте Кристиана Хорнера в Red Bull Racing, то выбирать пополнение пришлось бы из числа пилотов, связанных с программой поддержки молодых гонщиков австрийского концерна.
Для начала в наличии есть Себастьен Буэми, который провел три неплохих сезона в Ф1 за Toro Rosso, а сейчас работает тест-пилотом в Red Bull Racing и вполне мог остаться в этой роли с более расширенными обязанностями. Но куда логичнее выглядело бы приглашения Даниила Квята, который уже показал свой огромный потенциал.
Это позволило бы перестраховаться на случай ухода Феттеля в ближайшее время, поскольку рядом с Даниэлем Риккардо в RBR был бы уже подготовленный к новой роли молодой российский пилот.
Продолжая развивать цепочку, им пришлось бы искать напарника для Макса Ферстаппена в Toro Rosso, поскольку Жан-Эрику Верню уже указали на дверь. Так что в нашей гипотетической ситуации STR предстояло бы начинать сезон-2015 сразу с тремя дебютантами, если исключить вариант сохранения в команде уволенного было француза.
Тогда надо было бы выбрать двух пилотов из трех кандидатов: Карлоса Сайнса-младшего, уверенно идущего к титулу чемпиона Формулы Renault 3.5, лидера GP3 Алекса Линна и Пьерра Гасли, который неплохо проводит дебютный сезон в ФR3.5.
Хотя в теории нужно не забывать и про отправленного в DTM Антониу Феликса да Кошту, который всё еще связан с Red Bull и вполне мог бы достойно проявить себя в Ф1.
Прогнозировать ситуацию в Ferrari сложнее из-за риска расставания Алонсо со Скудерией. Впрочем, предоставление третьего места Жюлю Бьянки в любом случае выглядит простым и логичным решением.
Француз отлично показывает себя в Marussia. И если доверять ему в нынешней ситуации один из двух автомобилей Ferrari без промежуточного опыта выступления в составе команды-середняка выглядит все же небольшим риском, то роль третьего призового пилота в Скудерии – прекрасный шанс для Бьянки.
Интересными вариантами на рынке пилотов остаются Ромен Грожан и Нико Хюлькенберг.
Француз выглядит отличным выбором на роль третьего пилота в McLaren [где сможет воссоединиться с бывшим боссом Эриком Булье], причем его вполне можно считать кандидатом место в паре ведущих гонщиков команды.
Небольшой преградой здесь может оказаться мнение Honda. Чтобы выставить третий автомобиль, команде нужно найти около 30 миллионов долларов, и часть денег могут выделить как раз представители японского партнера-моториста. Но тогда от них может поступить предложение о привлечении в McLaren своего соотечественника.
Это вполне ожидаемый поворот событий, поскольку история помнит случай, когда команда Williams потеряла заводскую поддержку Honda в 1987 году во многом именно потому, что отказалсь заменить одного из своих звездных пилотов – Найджела Мэнселла или Нельсона Пике – на Сатору Накаджиму.
Позже Honda вернулась в Формулу 1 и привела в чемпионат Такуму Сато, причем в этот раз японцы даже пошли на создание дополнительной команды [Super Aguri], чтобы Сато остался в Больших Призах, когда потерял место в "главном" коллективе-партнёре BAR.
Но не так просто сказать, на кого мог бы пасть выбор Honda в этот раз. Камуи Кобаяши – достаточно известный пилот с большим опытом выступлений в Ф1, но он всегда считался человеком Toyota. И хотя он больше не связан с этой маркой, далеко не факт, что Honda захочет видеть в McLaren именно Камуи.
Фактически, наиболее опытным гонщиком в формульных сериях, который связан с Honda, является Такуя Изава, выступающий в GP2. Руководство Honda не против увидеть его третьим пилотом McLaren, только готов ли 29-летний середняк к переходу в Ф1 – сложный вопрос.
Сама же команда из Уокинга наверняка пригласила бы Стоффеля Вандорна. Если выбирать между ним и Грожаном, то Ромен явно имеет сейчас преимущество по чистой скорости, но вариант со Стоффелем выглядит предпочтительнее, если посмотреть на его прогресс по ходу нынешнего сезона в GP2.
Надежды Хюлькенберга могут быть связаны с возвращением в Williams. Он стал бы идеальным дополнением для Фелипе Массы и Валттери Боттаса в качестве третьего пилота.
Но возникает вопрос, не будет ли лучше дать место за рулем машины Фелипе Насру, который является сейчас резервным гонщиком Williams и уже имеет опыт пилотирования их автомобиля. Тем более, бразилец может обеспечить команде неплохую спонсорскую поддержку.
Именно таковы главные сюжетные варианты для пяти ведущих коллективов плюс Toro Rosso. После этого можно переходить к рассмотрению Lotus и Force India, где уже более ярко выражен интерес к пилотам, способным обеспечить спонсорскую поддержку.
Если энстоунцы потеряют Грожана, у них останется Пастор Мальдонадо и два вакантных места. Возможен вариант, когда руководство фонда Genii Capital решит отдать одну машину лидеру европейской Формулы 3 Эстебану Окону, тогда в перспективе свободным будет лишь одно место.
В Force India, скорее всего, будут и дальше придерживаться политики привлечения пилотов, способных добиться приличного результата. Пример Серхио Переса уже показал, что можно найти хорошее сочетание скорости и коммерческой выгоды. На таком фоне наиболее вероятным кандидатом на место третьего пилота выглядит нынешний "резервист" Даниэль Хунканделья.
В случае, если бы в команде из Сильверстоуна решили сделать ставку на проверенного гонщика, то тут наиболее вероятным оказался бы вариант с возвращением Адриана Сутиля. А на случай поиска многообещающего новичка в поле зрения руководство Force India наверняка бы первым попал тест-пилот Caterham Робин Фрейнс.
Чуть меньшие шансы на трудоустройство имели бы гонщики вроде Эстебана Гутьерреса, которые порой демонстрируют отличную форму, но не в состоянии подкрепить её достаточной стабильностью. Наряду с мексиканцем, Гидо ван дер Гарде, Макс Чилтон и Маркус Эрикссон могли бы предложить командам помимо своего опыта еще и солидную спонсорскую поддержку.
Не будет забывать о Джолионе Палмере, который должен выиграть титул GP2 в этом году и вполне способен найти финансирование, что сделает выбор в его пользу привлекательным вариантом.
Разумеется, ни один из вышеперечисленных сценариев нельзя воспринимать как предрешенный результат, тем более, никто не может гарантировать, что Формула 1 всё же пойдет по пути трех автомобилей для каждой команды.
Но анализ возможных вариантов позволяет провести интересный мысленный эксперимент. Можно не сомневаться: в случае чего руководителям команд пришлось бы серьезно поразмыслить в поиске наиболее выгодного решения.