Верно ли поступили в Red Bull Racing, пригласив Даниила Квята?
Неожиданное решение Себастьяна Феттеля покинуть команду Red Bull Racing по окончании нынешнего сезона позволило Даниилу Квяту сделать шаг вверх по карьерной лестнице. Эд Стро рассуждает о том, почему выбран был именно россиянин, а не Жан-Эрик Вернь – и каково новичку придется в 2015-м
Решение о продвижении Квята было озвучено где-то в нижней части пресс-релиза о грядущем расставании четырехкратных чемпионов мира из команды Red Bull Racing со своим звездным пилотом Себастьяном Феттелем. Разумеется, сразу нашлись те, у кого контракт с дебютантом вызвал вопросы.
Главным аргументом несогласных с таким решением была таблица общего зачета, где молодой россиянин имеет всего восемь очков, тогда как в активе у его напарника на тот момент было целых 19 (еще два очка француз добавил в свою копилку позже, финишировав девятым в Сузуке). Можно ли говорить об очередной "несправедливости" со стороны Red Bull?
Все не так просто. Взгляда на турнирную таблицу часто бывает недостаточно, чтобы судить об истинной силе и потенциале пилотов. Как правило - и в наибольшей степени это касается команд-середняков - нужно смотреть на ситуацию несколько шире.
В квалификационном споре Квят опережает партнёра по команде со счетом 9:7, тогда как в гонках, где обоим пилотам удавалось финишировать, на данный момент сохраняется минимальный перевес в пользу Жана-Эрика - 5:4.
Но по этим показателям судить о чем-то тоже проблематично, поскольку у обоих пилотов то и дело возникали непредвиденные проблемы с надежностью техники, что неминуемо отражалось на результатах.
К тому же, Вернь на протяжении последних полутора лет просто притягивал к себе невезение, словно то и дело смотрел в разбитые зеркала, встречал тёток с пустыми вёдрами, а дорогу ему без устали переходили полчища черных кошек.
Отличным примером тому служит этап в Бахрейне, где Жан-Эрик не смог пройти в третий сегмент квалификации, уступив Даниилу только потому, что на его машине очень не вовремя возникли проблемы с датчиком расхода топлива. При этом с учетом всех возникших обстоятельств это был один из его лучших квалификационных кругов.
Если смотреть на цифры, то выступления Квята и Верня в нынешнем сезоне вполне сопоставимы. Другое дело, что сравнивать эти показатели некорректно.
Почему? Да потому что россиянину всего 20 лет, и он проводит свой первый сезон в Ф1, куда пришел непосредственно из GP3 и Формулы 3, тогда как французу уже 24, и это уже третий его полный сезон в Больших Призах.
Кроме того, Даниил до начала мартовского Гран При Австралии не провел ни единой квалификационной попытки и не завершил хотя бы одну симуляцию гонки. Более того, у него даже не было возможности потренировать старт! С учетом всего этого в команде даже начали сомневаться, готов ли он вообще к началу сезона.
Однако, как отметил технический директор Toro Rosso Джеймс Ки, «он фантастически проявил себя с самого первого дня и подтвердил способность быстро обучаться».
Квят только начинает карьеру, и в его случае нужно обращать внимание главным образом на самые удачные выступления, тогда как от Верня все давно ждут стабильности.
В общем, в этом году Жану-Эрику необходимо было переигрывать новичка по всем статьям, чтобы наконец-то воспользоваться той возможностью, которая ускользнула от него годом ранее.
Но на деле оба пилота смотрятся на трассе примерно одинаково сильно, вдобавок, именно Квят на данный момент расценивается как сильнейший дебютант года, несмотря на упорное сопротивление со стороны Кевина Магнуссена.
После кошмарных предсезонных тестов россиянин смог сходу заработать очки в двух первых Гран При чемпионата [став в Мельбурне самым юным пилотом в историии Ф1, сделавшим это], и пусть выше девятого места на финише он пока не поднимался, все говорит о том, что у него большое будущее.
Что касается Верня, он, безусловно, заслужил похвалы за свое отношение к делу в нынешнем сезоне, но этого недостаточно, чтобы убедить руководство концерна Red Bull в необходимости выбрать его кандидатуру.
Многие пилоты совершенно иначе отреагировали бы в похожей ситуации на отказ RBR взять их в главную команду, но француз, если верить словам представителей Toro Rosso, смог сконцентрироваться на своих выступлениях даже больше, чем прежде.
Он значительно подтянулся в квалификациях, с которыми раньше у него были серьезные проблемы, и выдал ряд потрясающих гонок, включая Монако и Сингапур.
В команде явно видят, что Жан-Эрик смог прибавить в плане стабильности выступлений, но и этого все же недостаточно, чтобы занять место призового пилота в Red Bull Racing.
Да, он расстроен, и имеет на это право, ведь решается его карьера – не секрет, что француз пожертвовал очень многим, чтобы оказаться там, где находится сейчас. И лишь самому пилоту известно, насколько в действительности помешали его продвижению проблемы нынешнего сезона.
Даже если предположить, что на контракт Квята как-то повлияла его национальность, все могло бы измениться, если бы Вернь провел блестящий сезон, а не просто хороший.
Возможно, единожды сделав выбор не в пользу француза [в 2013-м], в команде больше вовсе не рассматривали его кандидатуру, но я уверен, что Хельмут Марко пересмотрел бы свои планы, проведи Жан-Эрик по-настоящему блистательный сезон.
Проблема в том, что эту задачу ему в значительной степени осложнил Квят.
Россиянин молод и очень стремительно прогрессирует. За последние пять этапов он четырежды обходил напарника в квалификациях, что явно свидетельствует о том, что дебютант быстро осваивается в Больших Призах.
Несомненно, в лице Даниила компания увидела более перспективного гонщика, поэтому и приняли такое решение. И этот выбор абсолютно оправдан.
Теперь многие уже готовы назвать Квята новым Даниэлем Риккардо, но два пилота попали в RBR в совершенно разных ситуациях. И хотя на первый взгляд кажется, что все очень похоже, в действительности для 20-летнего новичка картина оказывается совсем иной.
Во-первых, Квята взяли не в напарники к четырехкратному чемпиону мира, а непосредственно на его место. Это серьезное различие, и даже если в нынешнем году Себастьян Феттель проводит не самый лучший свой сезон, на протяжении последних лет именно он был подлинной опорой команды.
Даниил не подходит на эту роль - пока, по крайней мере. И именно поэтому динамика противостояния между ним и Риккардо будет носить совершенно иной характер.
Кроме того, команда Red Bull Racing переживает сложный период. Несмотря на три победы и второе место в текущем розыгрыше Кубка конструкторов, чемпионам пришлось столкнуться с рядом проблем. Так что Квят отправляется не в стан действующих обладателей титула – но к гиганту пусть и не спящему, однако немного сонному.
И нельзя даже сравнивать отправную точку Квята и Риккардо в новой команде. Австралиец начинал сезон, имея за плечами два года в Toro Rosso и 11 Гран При за HRT. Россиянин пока что провел только 16 гонок в Формуле 1, так что Даниэль годичной давности в сравнении с ним выглядел настоящим ветераном.
Но у Даниила немало своих сильных сторон. Морально он очень устойчив, поэтому умеет справляться как с успехами, так и с провалами, сохраняя в любой ситуации предельную концентрацию.
Флегматичное отношение ко внешним раздражителям очень помогло становлению Риккардо, и в этом Квят похож на него – пусть и не может похвастать фирменной широкой улыбкой австралийца, почти не сходящей с его лица.
Важно также понимать, сколь важным фактором является отношение к работе. Быть может, жесткий подход руководителя молодежной программы Red Bull Хельмута Марко и не всем по нраву, он абсолютно прав, уделяя большое внимание этому качеству пилотов.
Когда Квят получил приглашение в Toro Rosso, опередив в борьбе за вакантное место Антонио Феликса да Кошту, отправленного в DTM, и Карлоса Сайнса-младшего, то этот выбор был связан именно со способностью Даниила проявить характер в сложной ситуации.
К слову, когда Хайме Альгерсуари потерял место в STR в конце 2011 года, в Red Bull ничего не говорили о нехватке у него скорости или способностей, отметив лишь отношение пилота к работе. Несмотря на отличный потенциал Альгерсуари, руководство потеряло терпение в надежде увидеть перемены в его подходу к делу.
И всё же, продвижение Квята в данной ситуации стоит расценивать как необходимость, а не назревшую данность. Пилоту предстоит совершить очень непростой шаг и использовать весь запас психологической выносливости, чтобы справиться с новым вызовом и научиться работать в топ-команде.
Даниил как правило действует хладнокровно и собранно, но разворот на трассе в Спа под конец квалификации, когда он недовольно жестикулировал руками, свидетельствует: гонщику еще предстоит кое-чему научиться.
Идеальным вариантом для Квята было бы выступление за Toro Rosso на протяжении двух или трех сезонов, после чего он мог бы перейти в Red Bull Racing. Феттель прошел этот путь за 18 месяцев, но в его время в Милтон-Кинсе базировалась лишь набирающая силу команда из середины пелотона, а вовсе не лидер чемпионата.
Россиянина ждет абсолютно другой сценарий. Но едва ли ему придется сложнее, чем на старте нынешнего сезона, когда пришлось проявлять себя в Ф1, имея за плечами лишь скомканную предсезонную подготовку и прежние старты на молодежной технике, не сопоставимой по уровню даже с машинами GP2 или Формулы Renault 3.5.
Квят с триумфом справился с этой ситуацией, поэтому аналогичный подход к работе облегчит его задачу в 2015 году. Конечно, идеальный вариант – это все же два или три года в Toro Rosso, но в реальном мире события редко развиваются по наилучшему сценарию.
Помимо всего прочего, по стилю пилотирования Даниил кардинально отличается от Риккардо. Квят не смог продемонстрировать столь же блестящую квалификационную скорость, что удавалась порой австралийцу в STR, но работу Квята можно назвать вполне годной.
По чистому темпу Даниил ярче всего проявил себя в Австралии, где попал в третий сегмент и стал там седьмым, а при идеальном прохождении быстрого круга он мог и вовсе рассчитывать на третий ряд стартовой решетки.
[Безусловно, сюда же можно отнести и превосходный субботний круг перед переполненными трибунами Сочи Автодрома.]
Характеризируя стиль пилотажа Квята, можно сказать, что он находится где-то посередине между плавной манерой Риккардо и более атакующим стилем Верня.
Но вы редко увидите, чтобы он повторял свои ошибки, а справедливости ради нужно отметить, что автомобиль Toro Rosso – далеко не лучший в пелотоне по управляемости и плавности отклика на педаль газа.
Не забывайте, что команда STR первоначально надеялась сделать Квята своим лидером в следующем году, что говорит о высокой оценке работы россиянина со стороны руководства Red Bull. Все были приятно удивлены его зрелости, прогрессом и отношением к работе.
А что же с Вернем? Логично предположить, что француз пригодился бы Red Bull рядом с 17-летним новобранцем Максом Ферстаппеном, чтобы помочь молодому голландцу освоиться в Toro Rosso. Но решение прекратить сотрудничество со французом не имеет [как казалось] обратной силы.
Ему просто не повезло, что всё сложилось именно так, хотя Жан-Эрик реально заслуживает одного из 22 мест в пелотоне, и этот факт лишний раз подтверждается его прогрессом по ходу нынешнего сезона, который показал: гонщик еще не раскрыл до конца весь свой потенциал.
Увы, в большинстве случаев получить одно из доступных мест в Ф1 можно лишь при наличии финансовой поддержки со стороны спонсоров, поэтому слабо верится, что Вернь сумеет сохранить прописку в Больших Призах.
Но он вполне мог связать свою будущую карьеру с другим чемпионатом, например, IndyCar, где наверняка сможет блеснуть в составе одной из ведущих команд, хотя определенный бюджет ему все-таки придется собрать.
Нельзя сказать, что его несправедливо лишили места в Toro Rosso. Поступили с ним резко? Возможно. Но как сам француз не раз говорил в прошлом, без поддержки концерна Red Bull он вряд ли даже подобрался бы когда-либо к Формуле 1.
В Red Bull пришли к выводу, что Вернь достаточно хороший пилот, но все же он не соответствует высокому стандарту их ведущих гонщиков.
В Формуле 1 разница между суперзвездами и очень хорошими пилотами с точки зрения их навыков всегда была незначительной, но это различие имело огромное влияние на результат.
У команды Red Bull Racing есть доступ ко всем сравнительным данным, чтобы оценить потенциал Квята, Риккардо, Верня и Феттеля. И Даниил не получил бы приглашение, не будь его показатели достаточно хороши.
Сложно предположить, что Квят сразу же повторит путь Риккардо, но у Даниила есть всё необходимое, чтобы достаточно быстро сравняться со своим будущим напарником. Как уже утверждал AUTOSPORT год назад, когда российского пилота пригласили в Toro Rosso, он очень даже хорош и готов к большим свершениям, ему просто нужно дать чуть-чуть времени.