Почему Квят

22 октября 2013 в 12:08

Объявление о контракте Toro Rosso с Даниилом Квятом стало громом среди ясного неба. О том, что позволило 19-летнему россиянину попасть в Ф1 и чего ждать от его дебютного сезона, рассуждает Александр Кабановский

В минувшие выходные на финальном этапе Мировой серии Renault в Барселоне, куда с тестов Red Bull Racing приехал и Даниил Квят, ничто не говорило о скором объявлении Toro Rosso о контракте с пилотом на 2014 год. Все, кто видел молодого гонщика, находили его своеобычно серьезным и сосредоточенным, но вовсе не сияющим от восторга. И даже если допустить, что в свои 19 лет уфимец в совершенстве овладел не только управлением гоночными автомобилями, но и актерским мастерством, все равно есть веские основания полагать, что всего три дня назад он и сам не ведал, какой сюрприз готовит ему судьба.

Дело в том, что другой пилот из программы Red Bull, Антониу Феликс да Кошта – который тогда еще считался фаворитом №1 на место в STR – совсем не казался подавленным. А уж ему в этом случае точно не было смысла прятать эмоции.

Если добавить к этому всеобщее удивление, которое весть о контракте Квята вызвала в европейской прессе, можно констатировать: этот шаг действительно не готовился заранее, а был сделан уже после гонок в столице Каталонии. Кем? Доктором Марко, разумеется. Но почему?

В известном смысле, могущественный босс гоночной империи "Красных быков" оказался в безвыходном положении. Машина по подготовке будущих чемпионов, выстроенная на деньги Дитриха Матешица и подарившая миру блистательного Себастьяна Феттеля, в последнее время заметно пробуксовывает. Последовательно прошедшие все её предварительные ступеньки Себастьен Буэми и Хайме Альгерсуари были отправлены в отставку, когда им еще не исполнилось и 24 лет.

Да и сменившие их в Toro Rosso Даниэль Риккардо с Жаном-Эриком Вернем не кажутся (во всяком случае, пока) звездами первой величины. А самые юные участники программы вообще меняются ежегодно. Вы слышали что-то о гоночных успехах Каллана О'Кифа или Бейтске Виссер? А меж тем – и тот, и другая входят в молодежную программу Red Bull.

В то же время, брать на замену Риккардо пилота со стороны – значило бы нарушить имидж кузницы талантов. И хотя слухи о такой возможности периодически возникают, и даже на молодежных тестах в кокпит машин из Фаэнцы садятся порой весьма любопытные персонажи, Марко раз за разом отвергает возможность работы с "чужаками" в Ф1.

Карлос Сайнс неизменно приезжал на все гонки сына © LAT
Карлос Сайнс неизменно приезжал на все гонки сынаФото: LAT

Потому реальных кандидатов на место в STR в 2014 году было трое. Антониу Феликс да Кошта казался главным фаворитом, а Квят с Карлосом Сайнсом-младшим активно толкались плечами за его спиной.

Испанец выбыл из числа соискателей первым. И причин тут две: Луис Гарсия Абад и Карлос Сайнс-старший. Помните недавнюю историю, когда Абад, менеджер Алонсо, публично отправился на переговоры с Кристианом Хорнером? Он еще потом объяснял такой шаг вовсе не желанием прощупать почву для перехода двукратного чемпиона мира в Red Bull Racing, а заботой о судьбе другого своего подопечного, Карлоса-младшего.

Тогда Луиса Гарсию едва не подняли на смех. Всем известно, что в любых переговорах о судьбе сына непременно участвует самолично Эль Матадор. И этот факт немало раздражал властного советника Red Bull, который, как хорошо известно, предпочитает самолично вершить судьбы гонщиков своей программы. После того, как Сайнсы по собственной инициативе провели весной пару этапов в Формуле Renault 3.5, выкрасив машину в посторонние цвета, на их надеждах уже в 2014-м оказаться в Ф1 Хельмутом Марко был окончательно поставлен крест.

О неважном сезоне да Кошты говорилось уже много. Глава молодежной программы даже посетил этап WSR на "домашнем" Red Bull Ринге, по итогам которого вынужден был признать: не во всем виноват пилот. Но сентиментальность – последнее из качеств, которое приходит в голову при упоминании седовласого австрийца. В финальной барселонской квалификации Антониу Феликс оказался в середине второго десятка, а по ходу гонки никак не мог обогнать Михаила Алешина в споре за 14-е место, имея явное преимущество в скорости – и с точки зрения борьбы за место в Ф1 это был худший из возможных вариантов развития событий.

В конце концов, третья позиция по итогам сезона - это тоже неплохо. Те же Риккардо и Вернь также не смогли выиграть титул. Но в памяти еще свежи геройства португальца под конец прошлого сезона, когда казалось, что остановить его просто невозможно.

Да и выступления Даниила Квята плеснули масла в огонь сомнений. Первый этап сезона GP3 оказался для россиянина не просто неудачным – то было подлинное фиаско. Его даже для подстраховки пересадили в менее мощную Формулу 3. И что в итоге? В GP3 гонщик прибавлял от этапа к этапу и сейчас его шансы на титул котируются едва ли не выше, чем у лидера общего зачета Факу Регальи. А в Ф3, где совсем другие машины, иная резина и очень серьезная конкуренция, он не просто смог закрепиться, но и не раз вмешивался в спор лидеров, пусть и не имея возможности зарабатывать очки. К слову, если бы Даниил их все же получал, то по сумме тех этапов, где выходил на старт, он занял бы четвертое место в условной классификации.

Первые победы пришли к Даниилу в 2010-м в Формуле BMW © LAT
Первые победы пришли к Даниилу в 2010-м в Формуле BMWФото: LAT

Для российских болельщиков выбор в пользу Квята выглядит совершенно оправданным. Но давайте взглянем на ситуацию беспристрастно.

Готов ли молодой спортсмен к выступлениям в Формуле 1? Да. Сможет ли он демонстрировать достойные результаты на фоне куда более опытного напарника, особенно в условиях перехода на принципиально новую технику? Почти наверняка да. Стоило ли ему провести еще один сезон за рулем более мощной машины, той же Формулы Renault 3.5? Все же стоило…

Нынешний сезон наглядно демонстрирует, сколь сложно приходится в Больших Призах новобранцам. Эстебан Гутьеррес был чемпионом GP3, побеждал в GP2 – но порой выглядел просто беспомощно в первых Гран При. Что уж говорить про Макса Чилтона с Гидо ван дер Гарде…

Но спросите сотню молодых гонщиков: готовы они прямо сейчас сесть за руль машины Ф1 или ждать еще год, чтобы сделать это, получив дополнительный опыт и лучше подготовившись. И все сто ответят одинаково.

Даниилу не привыкать к прессингу и серьезным решениям. В 12 лет он отважился на переезд из родного дома в незнакомую Италию, чтобы иметь возможность гоняться в картинге не шесть, а 12 месяцев в году. К слову, точно так же в свое время поступил и Роберт Кубица.

Вскоре гонщика заметили – первым, между прочим, это сделал босс лукойловской гоночной программы Евгений Малиновский. Именно он затем обратил на 15-летнего картингиста внимание доктора Марко. Ну а дальнейшая карьера Квята хорошо известна: Формула BMW, Новозеландская Формула Toyota, Формула Renault 2.0, двойной успех на российском этапе, GP3 – и пресс-релиз Toro Rosso от 21 октября 2013 года.

За 11 месяцев и 15 дней до дебюта гонщика на первом в истории Гран При России.

Даниил Квят
Даниил Квят

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle