Колин Коллес - спасательный круг для тонущих команд Ф1
Когда у команд Формулы 1 начинаются серьезные неприятности, на арене раз за разом появляется Колин Коллес. Сегодня он, по собственному выражению, пытается привести в чувство Caterham. Джеймс Робертс взял у колоритного менеджера одно из редких интервью
Надо сказать, Колина Коллеса никак нельзя назвать типичным руководителем команды Ф1. От него не дождаться улыбчивости и доброжелательного отношения к прессе, которыми отличается, например, Кристиан Хорнер.
Напротив, манерами он немного напоминает Бернарда Чарльза Экклстоуна. Сердитый взгляд, немногословные ответы на вопросы, и все это приправлено довольно едким чувством юмора.
За последние десять лет Коллес заработал репутацию человека, спасающего команды Ф1 в кризисных ситуациях. Когда в конце сезона-2004 Эдди Джордан погряз в долгах, ему не оставалось ничего другого, кроме как постараться вывести своё детище из штопора.
В этот момент на арене и появился Колин Коллес с инвестициями бизнесмена из Канады Алекса Шнайдера. Тот выкупил активы Jordan и переименовал команду в Midland – так называлась компания выходца из СССР, занимающаяся продажей стали.
Наверняка вы помните, что когда Колин впервые появился в паддоке, его тут же прозвали "Чавски" за кепку, которую он второпях купил в магазине Burberry своего отеля, чтобы защититься от мельбурнского солнца.
Но бывший дантист ничуть не обиделся - более того, в конце сезона он даже появился на публике в футболке с надписью "Чавски" в ознаменование того, что бренд Jordan окончательно покинул Большие Призы. Если вы считаете себя достаточно прозорливым, чтобы предугадать следующий шаг Коллеса, вспомните одну из его любимых фраз: «Вы сильно ошибаетесь».
После того, как Шнайдер решил больше не вкладывать деньги в Ф1, Колин еще дважды руководил реорганизацией проекта - сначала команда превратилась в Spyker, затем - в Force India. А на старте сезона-2010 Колина попросили вытащить из беды испанцев из Campos.
Всего за три недели он принял дела организации, у которой, по его словам, "не было даже шуруповертов", и создал команду Hispania Racing (HRT F1). В итоге машины были в последний момент собраны к старту сезона, и Бруно Сенна с Каруном Чандоком смогли выйти на решетку Гран При Бахрейна.
Перенесемся в 2014 год – после этапа в том же Бахрейне Колин получил приглашение от команды Caterham. К июлю Тони Фернандес уже удалился от дел, появились новые инвесторы, а у руля коллектива встал бывший пилот Ф1 Кристиан Альберс. Коллес все это время оставался в роли консультанта.
И хотя Колин обычно довольно охотно общается с журналистами, он редко дает интервью под запись. Но в этом случае не стал отказывать изданию F1 Racing. Мы встретились не в паддоке Ф1, а в гостинице "Интерконтиненталь" на берегу Дуная в самом центре Будапешта.
«У меня была масса всякой закулисной работы», - ответил он на вопрос о том, чем занимался с момента кончины команды HRT. И в его глазах появился знакомый блеск.
Он только что приехал в гостиницу из Мюнхена вместе с Альберсом. Вскоре после этого интервью стало известно, что Кристиан больше не является руководителем команды Caterham (он сослался на личные причины), и этот пост занял его заместитель Манфреди Раветто.
Но в тот момент Колин повторил Альберсу: «Мне нужно дать интервью. Единственное интервью», и заказал в баре диетическую колу.
Он появился на свет в Социалистической Румынии, вырос в ФРГ – и всегда питал интерес к машинам. В 16 лет Коллес стал раллийным штурманом и вскоре занял на Audi Quattro Группы В четвёртое место по итогам румынского этапа чемпионата Европы.
Получив диплом зубного врача, молодой человек продолжил интересоваться автоспортом, но теперь он сам поддерживал начинающих пилотов.
Тогда-то Колин и познакомился с Альберсом, выступавшим в то время в Формуле Ford. После основания команды Ф3, позже выступавшей в DTM и гонках спорткаров в категории LMP1, в 2005 году Коллес добрался и до Формулы 1.
С тех пор Коллес заключил несколько спонсорских контрактов и создал ряд финансовых проектов в Больших Призах. Это он в свое время познакомил партнера по бизнесу - Тото Вольфа - с сэром Фрэнком Уильямсом, а сам был очень близок к тому, чтобы возглавить команду британца. Компания Коллеса до сих пор владеет небольшим пакетом акций Williams F1.
Итак, что же происходит с Caterham?
«Команду можно сравнить с пациентом в состоянии клинической смерти, - на полном серьезе сказал Колин. - А мы - специалисты в области интенсивной терапии - делаем все, чтобы привести ее в чувство.
У них не было ни контроля, ни четкой структуры управления. Они просто не понимали, как нужно управлять небольшой командой. Это можно сравнить с рыбалкой, когда вы глушите рыбу динамитом. Бросили шашку, она взорвалась, и на поверхность в обилии всплыла дохлая рыба. Но сделать это можно лишь раз - повторить не получится.
Я с уважением отношусь к господину Фернандесу, он очень успешный бизнесмен, но и он не знает, как управлять небольшой командой в Ф1.
По большей части все пытаются руководить такими проектами самолично, с использованием собственного эго, но это не мой метод. Я пришел лишь для того, чтобы поставить команду на ноги и заставить ее работать более эффективно».
При этом Колин полагает, что ни к чему называть имена настоящих владельцев - известно лишь, что они представляют арабо-швейцарский консорциум, с которым Коллес работал на протяжении последних нескольких лет.
«За прошлые годы я столкнулся с целым рядом подводных камней, - продолжил он. - Еще раз повторю - команда находится в состоянии клинической смерти. Мы делаем всё возможное, чтобы оживить ее, и в данный момент она уже дышит самостоятельно и даже пытается приоткрывать глаза.
Когда в больнице есть такой пациент, его семью обычно не допускат к врачам в операционную - это только мешает. Вот и мы должны работать в полной тишине. Когда команда сможет функционировать самостоятельно, я сойду с арены, и тогда можно будет объявить имена ее владельцев.
Это было одним из моих условий, поскольку в прошлом я на многое насмотрелся.
Господин Шнайдер был очень уважаемым человеком с добрыми намерениями, но в итоге оказался загнанным в угол - вероятно, ему не хватало толковых советников.
На вопросы журналистов о том, продается ли его команда, он с улыбкой отвечал, что в мире все продается и покупается. В итоге его намерения были истолкованы как несерьезные, и все разрушилось.
Следующим был Виктор Мюллер [из компании Spyker], который с первого же своего появления громогласно заявил о контракте на поставку моторов Ferrari и о том, что скоро команда выйдет на топ-уровень. И что же? Не вышла…
Потом пришел Виджей Малья. Я вынужден был платить фотографам, чтобы те делали по 300 его снимков в день… Мне совершенно ни к чему были помехи в работе.
Всеми этими людьми, включая [Хосе-Рамона] Карабанте из HRT, двигало собственное эго. Кто-нибудь мне скажет, что они с сыном забыли на капитанском мостике с надетыми на голову наушниками? В чем тут смысл? Это отвлекает команду от работы. Мы сами находились там, поскольку работали, и то была единственная причина».
Неизбежным результатом снижения расходов стало массовое увольнение сотрудников команды и последующие публичные размолвки и ссоры между ними и новым руководством коллектива. Но Коллес считает, что без этого было не обойтись.
«Люди, которые работали на базе, тоже это понимали, - продолжил Колин. - Даже те, кого уволили, знали - это необходимая мера. Мы значительно упростили структуру команды, и теперь каждый человек четко представляет свои функции. И нет никаких разногласий.
К тому же, новая команда не будет базироваться в Лифилде. Нынешняя база совершенно не годится для Ф1 - она неправильно построена, слишком громоздка и стара. Мы и не приобретали её у Фернандеса, она по сей день ему принадлежит.
Команда покинет эти края. Она продолжит базироваться в Великобритании, но пока неизвестно, где именно. Когда ситуация стабилизируется, мы займемся этим вопросом».
После тестов в аэродинамической трубе команда представила в Спа ряд новинок, что стало отправной точкой для роста результатов во второй половине сезона. На данный момент в Caterham делают все, чтобы подняться со дна турнирной таблицы.
«Возможно, мы сможем финишировать впереди Sauber, - сказал Коллес. - Слушайте, никогда ничего не известно заранее. Везение еще никто не отменял.
Мне в прошлом несколько раз везло с Jordan. В 2005 году в Америке мы добыли призовой кубок [тогда в гонке приняли участие шесть машин], а двумя годами позже на Нюрбургринге Маркус Винкельхок даже лидировал за рулем Spyker.
Адриан Сутиль шел в Монако в 2008 году четвертым, когда в него врезался Кими Райкконен. Всегда есть место случайности…»
Присутствие Колина Коллеса гарантирует любой команде неспокойные денёчки. А он вновь улыбается, явно довольный репутацией кризисного управляющего команд Ф1. Вспоминая его слова в бытность работы в HRT, «никто не смог бы долго заниматься тем, чем занимаюсь я».
Его вновь ждёт нелегкий путь, но еще до Тони Фернандеса многие владельцы команд Ф1 поняли, что одной лишь тратой денег проблем не решить - необходимо делать это с умом, и результаты не заставят себя ждать!