Гран При России: обзор гонки от Эда Стро
Нико Росберг имел шанс выиграть в Сочи, если бы не ошибка на самом первом торможении. Эд Стро считает, что немец стал жертвой прессинга. Также в своем анализе он объясняет, почему дебютная гонка в России оказалась не слишком захватывающей
Нико Росберг знал, что у него был только один шанс выиграть дебютный Гран При России. А возможно, и чемпионат в целом.
До конца сезона остается все меньше гонок, Льюис явно на подъеме, обгонять на новом автодроме в Сочи очень сложно, а рассчитывать на хитрую тактику использования резины и вовсе не приходилось. Так что был только один шанс. Сейчас или никогда.
Стартовавший вторым Росберг атаковал своего напарника на первом же торможении, понимая, что нельзя упускать такую возможность.
Немец смог протиснуться по внутренней стороне на выходе из первого излома и занял наилучшую позицию для того, чтобы оказаться впереди в последующем крутом правом повороте.
К зоне торможения Нико примчался первым, и Хэмилтон уже осознавал, что потеряет лидерство. Занимая на скорости 290 км/ч идеальное положение перед поворотом, Росберг должен был всего лишь грамотно завершить маневр.
Может, сказались ответственность и значимость момента, отчаянное нежелание позволить Льюису во второй раз в сезоне выиграть четырежды подряд. А может, помешало понимание того, что если финишировать вторым, то отставание от напарника увеличиться до 17 очков.
Что бы ни было причиной, но казалось, что впервые в этом году Росберг в открытой борьбе на трассе сможет опередить Хэмилтона. И вдруг все пошло не так.
Метафорическое ментальное давление на Нико вдруг трансформировалось в реальное избыточное усилие на левой педали. Немец слишком поздно и слишком сильно начал тормозить и живописно заблокировал колеса. Ошибка вовсе не была неизбежной: сам Росберг так и не смог объяснить этого просчета.
«Просто все пошло наперекосяк, - сказал он, - и я не понимаю, почему, ведь ситуация была простой. Наверное, сказалось новизна трассы: мне впервые пришлось тормозить, когда в бак залиты все 100 кг топлива».
Если бы Росберг в этот момент все же возглавил гонку, трудно предположить, как Хэмилтон смог бы контратаковать и вернуть себе лидерство.
Да, у него было небольшое преимущество по скорости. На одном быстром круге лидер сезона превосходил напарника где-то на три десятых секунды – возможно, во многом именно из-за более жесткого торможения во втором повороте. Но затем по ходу всей гонки возможности для обгонов были весьма ограничены.
Если бы все прошло гладко, Росберг продолжил бы лидировать круг за кругом, потом первым бы заехал на пит-стоп и после него также оставался бы впереди до самого клетчатого флага.
Хэмилтон, скорее всего, преследовал бы его по пятам, но Нико все равно стал бы победителем, и его отставание от Льюиса в чемпионате сократилось бы до трех очков.
Но хватило единственной ошибки – и вместо мыслей о победе Росбергу пришлось прилагать максимум усилий, чтобы добиться хотя бы второго места на финише.
Нико мгновенно осознал, что должен отправиться в боксы, а потому не стал возвращать лидерство, несмотря на срезку через широкую заасфальтированную зону безопасности на Медальной площади – и сообщил команде, что заезжает.
Из-за жесткой блокировки резина была безнадежно испорчена. Другие – тот же Хэмилтон, к примеру – в заключительной фазе гонки тоже ошибались и блокировали колеса на свежем сочинском асфальте, но это было некритично, и резина потом быстро приходила в норму. Но только не в случае с Росбергом.
Если ошибка в первом повороте имела психологический подтекст, то к чести Нико стоит сказать, что он смог мгновенно "перезагрузиться" и всю последующую дистанцию пройти в максимально хладнокровной и расчетливой манере.
В боксах ему поменяли мягкую резину Pirelli, на которой он стартовал, на слики Medium. Теперь задача формулировалась однозначно – доехать до финиша без остановок. Преодолеть 52 оставшихся круга на одном комплекте.
Рискованно. Когда по радио Дженсону Баттону, поднявшемуся после пит-стопа Нико на третью позицию, сообщили о новом тактическом плане немецкого пилота Mercedes, тот сказал: «Рано, Росберг сделал это слишком рано…»
Сам Нико тоже не вполне был уверен в успехе затеи. Из-за того, что пришлось пропускать заезжающего к своим механикам Фелипе Массу, который также остановился на первом круге, пит-стоп занял 6,5 сек, на трассу Росберг вернулся 20-м, в 30 секундах позади Хэмилтона.
Но дальше ситуация развивалась в пользу Нико. В гонке машины Mercedes вновь имели явное превосходство, Росберг смог поддерживать высокий темп до финиша, а после своих пит-стопов соперники естественным путем один за другим оказывались позади немца.
«Я должен был попробовать. Однако в середине дистанции шины стали сильно изнашиваться, - объяснил Росберг. - Мне уже подумалось, что ничего не выйдет и придется останавливаться снова. Но все-таки резина выдержала».
Благодаря "старорежимной" гонке с одним пит-стопом (апофеозом таких стал сезон 2010 года) Нико не пришлось активно сражаться непосредственно на трассе с быстрыми соперниками, чтобы реализовать свой тактический замысел. Из 11 пилотов, которых он обогнал в прямой борьбе, лишь двоим в итоге удалось заработать очки.
С теми, кто традиционно замыкает пелетон, Росберг разделался быстро. Макс Чилтон, Камуи Кобаяши, Пастор Мальдонадо, Адриан Сутиль, Маркус Эрикссон и Ромен Грожан – все они остались позади уже ко второму повороту 10-го круга. Нико быстро поднялся на 14-ю позицию.
Занимавший седьмое место Даниэль Риккардо еще в квалификации столкнулся с тем, что передняя правая шина на его Red Bull начала пузыриться. В итоге он был вынужден совершить ранний пит-стоп. Так по прошествии 11 кругов Росберг оказался 13-м.
К 20-му кругу Нико обогнал своего тёзку Хюлькенберга, Эстебана Гутьерреса и Серхио Переса. Тем временем пришла пора пит-стопов для тех, кто планировал останавливаться на середине дистанции.
Расчет Росберга была безупречен. Благодаря тому, что он терял не так много времени, обгоняя медленных соперников, к 27-му кругу, в конце которого в боксы отправился Хэмилтон, отставание от лидировавшего напарника увеличилось всего на девять секунд.
Даниил Квят, Дженсон Баттон, Жан-Эрик Вернь, Фернандо Алонсо и Кевин Магнуссен, проведя свои остановки, вернулись на трассу позади Нико. Кими Райкконена пилот Mercedes прошел при помощи DRS во втором повороте 26-го круга. А когда на 30-м остановился занимавший второе место Себастьян Феттель, Росберг поднялся уже на третью позицию.
Но несмотря на всю фантастическую работу, шансов догнать Хэмилтона у Нико не было. После пит-стопа британца партнеров по Mercedes разделяли 19,5 секунд – и Williams Валттери Боттаса.
В тот момент у Росберга еще не было полной уверенности. Он вполне обосновано волновался из-за состояния резины, так что ему было очень важно опередить молодого финна как можно быстрее.
Как уже не раз случалось ранее по ходу этого сезона, в споре с пилотами Mercedes даже те, у кого под капотом стоял такой же мотор в клиентской версии, были обречены – а потому уже очень скоро, на 31-м круге, Росберг без особых усилий опередил Валттери в том же втором повороте.
Команда предупреждала Боттаса, что его догоняют, однако пилот Williams не подозревал, что все случится настолько быстро. По большому счету, у него не было никаких шансов препятствовать дублю "Трёхлучевой звезды".
После гонки Валттери признал, что маневр Нико застал его врасплох, но преимущество в скорости у пилота заводской команды всё равно было столь значительным, что шансов удержать его позади не было, даже если бы финн оказал сопротивление в момент первой атаки.
Собственно, это и все. Гонка продолжалась 53 круга, но первая восьмерка финишировала ровно в том же порядке, в каком выстроилась по итогам 31-го.
Возможно, не ошибись Росберг на старте, вершина подиума покорилась бы именно ему – но в любом случае первые два места были предсказуемо закреплены именно за парой пилотов Mercedes, в какой бы последовательности они ни закончили первый круг.
Нашлись те, кто критиковал трассу в Сочи. Дескать, она ничем не примечательна, к тому же разработчикам прошлось вписывать ее в пространство между арен, возведённых к зимним Олимпийским играм. Однако пилоты в большинстве своём были приятно удивлены предложенной конфигурацией кольца.
На самом же деле, гонка получилась не слишком зрелищной по двум причинам. С одной стороны, это отсутствие термального износа резины – правая передняя и правая задняя шины в этот раз теряли кондиции в силу чисто механического воздействия. Второй же причиной стал повышенный расход топлива.
Задним числом звучала критика в адрес Pirelli, предоставивших на гонку резину Soft и Medium: после анализа гонки стало ясно, что стоило бы привезли Soft и SuperSoft.
Подтверждением тому стало второе быстрейшее время круга, показанное Нико Росбегом на предпоследнем круге до финиша на комплекте Medium, который на тот момент отработал 51 круг. А ведь поначалу немец волновался, сможет ли вообще доехать до финиша без пит-стопа. Однако, говоря откровенно, вряд ли иной выбор составов сделал бы гонку ощутимо более захватывающей.
«Резина Soft у некоторых пилотов отработала 25 кругов и даже более, – объяснял глава гоночного подразделение Pirelli Пол Хембри, – так что если бы мы предложили в качестве варианта SuperSoft, кто-нибудь все равно мог попробовать преодолеть дистанцию с одним пит-стопом.
Асфальт трассы совсем не абразивный. Если посмотреть на Абу-Даби, Остин, другие современные автодромы, везде полотно примерно такое же, и всякий раз мы видим гонки с небольшим количеством пит-стопов, даже когда сами предлагаем более агрессивный выбор шин».
Довольно интересно, что хотя трасса и неабразивная, пилоты с удивлением отмечали высокий уровень сцепления. Но "зацеп" между резиной и поверхностью кольца – это всего лишь одна часть уравнения.
Поверхность самих шин разработана таким образом, чтобы они "химически" прилипали к трассе, обеспечивая необходимое сцепление. В Pirelli предположили, что маслянистая жидкость, которая неизбежно выделяется из свежеуложенного асфальта, сама по себе имеет состав, обеспечивающий дополнительное "прилипание" колес к асфальту.
Только три пилота останавливались в боксах больше одного раза – Масса, Квят и Эрикссон. Всех остальные уверенно добрались до клетчатого флага, пороведя единственный пит-стоп.
Ошибка Росберга на старте была во многом обусловлена тем, что он понимал все эти особенности шин, и знал: пелетон почти наверняка финиширует примерно в том порядке, в каком пилоты закончат первый круг.
Если бы по ходу гонки можно было бы атаковать с реальными шансами на обгон, Нико наверняка не стал бы так отчаянно рваться вперед на первых метрах.
По странной иронии судьбы, если бы он затормозил чуть раньше и менее интенсивно, то, скорее всего, смог бы возглавить гонку, не повредив резину. Но до конца сезона остается всего три этапа, напряжение растет, и ставки становятся все выше и выше.
Когда впереди еще добрая половина чемпионата, можно не горячиться и оставить борьбу на потом. Но, условно выражаясь, подъезжая к первому повороту, Росберг слышал, как его время уходит. И давление от осознания этого факта сказалось на последующих событиях.
И вот здесь наглядно проявилась разница между Нико и Льюисом – который, к слову, теперь сравнялся по количеству побед в Гран При с Найджелом Мэнселлом. Оба подданых её Величества выиграли по 31 разу.
Когда в первом повороте Росберг вышел вперед, Хэмилтон не потерял голову. Можно даже простить британцу ехидную усмешку при виде того, как шансы его соперника на победу таят в дыму из-под колес Mercedes.
Иногда кажется, что чемпион 2008 года бывает в ударе – или, наоборот, не в форме. Но совершенно ясно, что сейчас он максимально комфортно чувствует себя за рулем серебристой машины.
Что бы Росберг ни говорил после финиша, но факт остается фактом – в последних четырех гонках Хэмилтон заработал почти вдвое больше очков.
Если Нико все еще надеется побороться за титул, то прямо сейчас необходимо сделать то же, что удалось ему в Монако, где прервалась предыдущая победная серии Льюиса.
Необходимо найти способ столкнуть напарника с гребня несущей его волны. Теперь, когда победа в Кубке конструкторов уже в кармане у штутгартцев, борьба на заключительных трех этапах пойдет на ином уровне.
«Это был отличный день и замечательный уик-энд, - сказал Хэмилтон, - после того, как я вновь вышел на первое место, нужно было только внимательно контролировать развитие ситуации, следить за шинами и за расходом топлива.
Затем, ближе к финишу, ощущения от машины стали и вовсе великолепными, я мог как ехать в полную силу, так и не слишком атаковать.
Даже когда мне понадобилось прибавить, так как Нико подъезжал все ближе, оказалось, что я легко могу это сделать».
Другой в подобной ситуации начал бы нервничать или расстроится, что соперник смог столь легко прорваться с последнего места на второе. Но не Хэмилтон. На протяжении всего уик-энда его талант блистал всеми гранями.
И именно это должно тревожить Росберга гораздо более своей собственной ошибки.
Если Льюису удастся и далее сохранять ту же форму, то Нико будет не под силу выиграть чемпионат, несмотря на то, что он столь долго лидировал по ходу сезона.
И главный итог Гран При России именно в том, что немцу будет очень сложно найти брешь в обороне напарника.