Сколько же в действительности денег в Формуле 1
Будучи глобальным чемпионатом, Формула 1 к тому же является бизнесом стоимостью порядка 1,5 млрд. фунтов стерлингов. Давайте разберёмся, кто, сколько и на что тратит в Больших Призах. Дитер Ренкен анализирует цифры, которые некоторые команды предпочли бы не предавать огласке
За время, прошедшее с момента нашей прошлогодней публикации на эту же тему, финансовая петля на шеях команд затянулась ещё туже.
Какое-то время назад в паддоке заговорили о кризисе, а затем грянул гром – команды Caterham и Marussia отказались от выступления в Гран При США и Бразилии.
Да и другие участники чемпионата, продолжая выступления, были вынуждены прибегнуть к деньгам приглашенных пилотов и средствам акционеров, чтобы оплатить счета и проценты по кредитам на фоне продолжающего свирепствовать экономического шторма.
В конце 2013 года Формула 1 потеряла очень серьезного спонсора в лице Vodafone, да и многие другие компании ведут переговоры о прекращении или хотя бы сокращении объемов действующих контрактов. Это и понятно: уровень посещаемости этапов, равно как и телерейтинги Больших Призов, стремительно падают.
Внедрение новых технологий в формате чрезвычайно энергоэффективных, но в то же время невероятно дорогих силовых установок ещё более перекроило бюджеты команд, так как счета от мотористов выросли минимум в два раза. Да и непродуманное расширение календаря до 20 этапов в сезоне-2015 создаёт ненужную дополнительную финансовую нагрузку.
Так как размер бюджета и успехи на трассе являются в наши дни прямо пропорциональными и очевидно зависящими друг от друга величинами, разница в финансовом положении явственно видна на трассе – самые богатые команды неизменно находятся впереди, самые бедные покидают чемпионат, ну а середняки просто выживают… Пока…
В начале сезона-2013 "большая пятёрка" - Ferrari, Red Bull Racing, Mercedes, McLaren и Williams – получила различные бонусы от держателя коммерческих прав Формулы 1, что ещё больше увеличило пропасть между богатыми и бедными.
Результирующие цифры представлены в нашем анализе (призовые FOM выплачиваются с задержкой в год).
Данные о восьми из 11 начавших нынешний сезон команд, которые имеют британскую лицензию, мы имеем возможность сравнивать непосредственно: их показатели, в том числе цифры бюджетов Red Bull Racing, McLaren и Mercedes, получены из одного и того же агентства Companies House. Единственная оговорка – данные доступны с девятимесячным опозданием.
Мы попросили все команды о содействии, и результат этих просьб указан в специальных сносках.
В случаях, когда коллективы отказывались предоставлять информацию, нам приходилось делать приблизительные оценки. Для анализа были использованы различные источники, включая консультации и сопоставление данных нескольких ресурсов, а также известные переменные, обоснованные предположения и инсайдерская информация.
Примечание:
*** – Полное содействие и предоставление информации
** – Информация предоставлена
* – Отказ в сотрудничестве/предоставлении информации
RED BULL Racing{ .red }
Операционная деятельность компании Red Bull в автоспорте реализована посредством двух связанных между собой компаний: Red Bull Technology (RBT), которая строит машины для Racing Bull Racing, и собственно гоночной команды как структурной единицы.
RBT также поставляет клиентские коробки передач и гидравлику Scuderia Toro Rosso и Caterham, так что "чистый бюджет" в данном случае можно определить, если из общего бюджета RBT (включая RBR) вычесть доходы по статье “Другое” и прибыль.
Оборот RBT в 2013-м году достиг цифры 258 млн. фунтов стерлингов, в результате чего прибыль компании составила 15 млн. (у RBR это £1 млн.), а доход от клиентов – 30 млн. фунтов. В этом году операционные расходы вырастут на порядок из-за увеличения стоимости двигателей, однако разницу на себя возьмёт Infiniti.
Так как нынешний сезон команда закончит на втором месте, это автоматически приведёт к снижению выплат от FOM на 10 млн. фунтов (на сезон-2015), размер бонусов также упадёт на 25 млн., так как одноразовый платёж за чемпионский титул в таком случае, разумеется, невозможен.
Глобальной задачей команды является снижение финансовой зависимости от бренда Red Bull, но в то же время она должна оставаться его главной маркетинговой площадкой. В целом из-за уменьшения выплат от FOM, решения Эдриана Ньюи сменить сферу деятельности и потери ряда важных технических специалистов плюс расставания с Себастьяном Феттелем достижение такой цели станет для RBR непростым вызовом.
Кристиан Хорнер, руководитель команды: Мы получили значительный приток средств от спонсоров, к тому же нам удалось продлить ряд контрактов… В финансовом плане Red Bull Racing демонстрирует отличные результаты.
Примечание: Данные счетов за 2013-й год не были опубликованы на момент написания материала, поэтому все приведённые цифры предоставлены самой командой.
FERRARI
Ferrari – единственная команда, которая строит машину целиком в одном месте, разделяя инфраструктуру с департаментом по производству дорожных автомобилей, который также поддерживает гоночный отдел Gestione Sportiva в вопросах маркетинга.
Хотя такой подход значительно усложняет внутреннюю политику и делает невозможным разделение доходов и расходов, однако в 2013-м году общие показатели финансовой деятельности компании улучшились на 10%. Такого же уровня прироста следует ожидать и в текущем сезоне.
Кроме выплат от FOM за успехи в Кубке конструкторов [их получают три команды, RBR, Ferreri и McLaren – подробный механизм раскрыт вот в этой статье автора], Скудерия также получает особый бонус за историческое наследие.
Продемонстрировав в 2013-м году прибыль в сумме 200 млн. фунтов стерлингов, компания добавила к этой внушительной сумме 110 млн. фунтов стерлингов отчислений FOM (по итогам прошлого сезона).
Итальянцы поставляли двигатели двум командам, что позволяет ещё более укрепить финансовое положение; мы исключили эти цифры, чтобы получить "чистый бюджет". В то время как все статьи расходов контролируются и остаются неизменными, возросшие затраты на производство двигателей увеличили бюджет на 10%, хотя Ferrari как команда Ф1 всё равно продемонстрировала внутреннюю прибыль – пусть скромную, но всё же.
Бренд вставшего на дыбы жеребца обеспечивает мощный коммерческий эффект своим партнёрам, но свёртывание сотрудничества с табачной компанией Philip Morris, а также уход Алонсо, который ставит под сомнение долгосрочные отношения команды с банком Santander, порождает вполне логичные вопросы – найдёт ли Ferrari замену или прибегнет к своим сбережениям?
Заявление пресс-службы Ferrari: Данные компании являются конфиденциальными, и никакие оценки точности анализа не могут быть осуществлены.
McLAREN
Из-за того, что McLaren Racing является частью более сложной структуры McLaren Group, анализировать финансы команды довольно непросто. Группа включает в себя технологический отдел Applied Technologies, поставщика услуг питания Absolute Taste и отдел маркетинга – все они являются отдельными единицами.
Формального отказа от команды не последовало, потому были сделаны предположения, основанные на предоставленной информации.
Хотя ассоциированная компания McLaren Automotive прямо и косвенно финансирует команду, последняя по результатам сезона-2013 зафиксировала собственную прибыль в размере 22 млн. фунтов стерлингов, что стало наилучшим показателем среди всех участников Ф1.
Однако средства эти, вероятно, будут израсходованы уже в этом году в связи с отсутствием спонсорских денег ушедшего телекоммуникационного гиганта Vodafone. Разделение инфраструктуры с другими отделами снижает затраты, однако при этом усложняет процесс правильного разделения расходов по разным статьям, равно как и распределение ролей персонала.
Сила команды McLaren кроется в длительности и глубине деловых отношений с партнёрами, а десятилетнее соглашение с Honda (с японской компанией британцы начнут работать с 2015 года) обеспечивает коллективу светлое будущее. Хотя беспокойство всё же вызывает тот факт, что у McLaren нет титульного спонсора, а также отсутствие титулов в последние годы, что сказывается на выплатах со стороны FOM.
Рон Деннис, председатель McLaren Group: McLaren обладает весомыми достижениями на самой высоком уровне Формулы 1 и гордится ими. Я уверен, что действия, которые мы предпринимаем в последнее время, позволят нам вернуть времена, когда мы были по-настоящему сильны.
MERCEDES
Деятельность Mercedes в Формуле 1 также разделена между двумя структурными единицами: Mercedes Grand Prix (гоночной командой, расположенной в Брэкли; MGP) и производителем двигателей High Performance Powertrains (базирующейся в Брискуорте HPP), результаты деятельности которых чётко разнесены, хотя вторая и является интегрированным субъектом, поставляя двигатели как Mercedes GP, так и клиентам.
За последний год в Брэкли прибыло около 100 новых сотрудников, что отразилось на итоговом финансовом результате – потери 2013-го года хоть и были списаны материнской компанией Daimler, но со временем этот факт может заставить совет директоров пересмотреть свои планы относительно Формулы 1.
Производитель двигателей HPP компенсирует свои затраты благодаря поступлениям средств со счетов Mercedes GP, "гражданским" исследовательским проектам для автоконцерна Daimler и оплате клиентами поставки двигателей – в прошлом году эта деятельность вылилась в скромную прибыль.
В целом Mercedes тратит больше всех в Формуле 1, что во многом обусловлено количеством персонала – с другой стороны, если взять команду в отдельности, то эта операционная единица является очень эффективной, поскольку титул достался коллективу в результате прямых инвестиций дополнительных 50 млн. фунтов стерлингов. Бюджет Mercedes пополняется деньгами Daimler, спонсоров, клиентов и выплатами FOM.
Хотя Mercedes и является членом Стратегической группы, в число "бонусных" команд штутгартцы не входят, однако при этом получает от FOM дополнительно по 8 млн. фунтов ежегодно до 2015 года, а затем до 2020-го отчисления будет составлять уже 10 млн. фунтов стерлингов.
Тото Вольф, директор Mercedes Motorsport: Если оценивать финансирование со стороны Daimler, то эта часть в общей сумме не столь и значительна по сравнению с тем, что они получают взамен. И это весьма важное обстоятельство в свете всех этих просто-таки сумасшедших цифр…
WILLIAMS
Williams после глобальной реструктуризации вернулась в первые ряды – на руку сыграл и переход на двигатели Mercedes, что позитивно отразилось не только на результатах на трассе, но и на финансовом балансе.
Williams Grand Prix Engineering уникальна тем, что является единственной командой, акции которой торгуются на фондовом рынке, причём 50% принадлежат её основателю Фрэнку Уильямсу, 9% - его давнему партнёру Патрику Хэду, Тото Вольф, хоть и работает на Mercedes, по-прежнему владеет 10%, а на руках у одного из американских инвесторов есть ещё 5%. Оставшиеся 22% акций доступны для операций купли-продажи на фондовом рынке.
У Williams три основных источника доходов – спонсоры, взносы рента-драйверов и выплаты FOM. Причем в 2014-м за досрочное расторжение контракта с Пастором Мальдонадо команда дополнительно получает немалые деньги от венесуэльской государственной нефтяной компании PDVSA. Но из-за особенностей учета британцы формально потеряли в этом году несколько миллионов.
Клэр Уильямс, заместитель руководителя команды: Нам очень повезло – вся работа, которую мы провели в прошлом году, приносит плоды. Кроме всего прочего, это оказывает позитивный эффект на результат всех последующих коммерческих переговоров.
LOTUS
Lotus находится где-то между богатыми топ-командами и скромными независимыми коллективами, неся на своих плечах серьёзные расходы и покрывая их весьма скромными доходами без "страховки" в виде бонуса за успехи в Кубке конструкторов.
Команда была реструктурирована, а численность персонала сократилась на 100 человек. Хотя руководство надеется выйти на безубыточность, пока всё же прогнозируются умеренные потери – которые, впрочем, не идут ни в какое сравнение с предыдущим сезоном, когда Lotus потеряла 90 млн. фунтов стерлингов, что было по большей части связано с выплатами пилотам.
Проблема команды заключается в том, чтобы сохранить спонсоров из числа мировых брендов – а именно Microsoft, Rexona и Burn (Coca-Cola), – которые могут потерять терпение на фоне разочаровывающих результатов на трассе.
Провальный сезон также негативно скажется на размерах выплат со стороны FOM, хотя в следующем году сотрудничество с Mercedes в вопросе поставок двигателей призвано улучшить ситуацию в протоколах.
Мэттью Картер, исполнительный директор: Мы сумели перейти от катастрофических потерь к ситуации, когда вышли практически "в ноль". Идея нашего подхода заключалась в том, чтобы сперва обезопасить себя с финансовой точки зрения, а уже потом заняться результатами на трассе.
SAUBER
Команда Sauber – заложник своего происхождения: коллективу приходят выплаты в американских долларах, тогда как сам он расплачивается крепнущим швейцарским франком. Данный факт наряду с неравной системой распределения доходов FOM лежит в основе проблем Хинвила.
Наличие у Sauber высококлассной инфраструктуры (особенно аэродинамической трубы) – настоящее спасение для команды, поскольку эти объекты можно сдавать в аренду, чтобы залатать дыры в бюджете. Другие доходные статьи – спонсорство, взносы пилотов и выплаты FOM.
Мониша Кальтенборн, руководитель команды: В скором времени, надеюсь, мы заключим соглашение с инвестором, но наша цель – увеличить поступления по контрактам с третьими сторонами, чтобы как-то компенсировать снижение отчислений призовых от FOM. Это не так-то просто.
FORCE INDIA
Несмотря на схожие с Sauber размеры бюджета и доходов, бизнес-модель Force India кардинально отличается от принципов работы швейцарской команды. Коллектив Виджея Мальи получает деньги от акционеров, всевозможных инвестиционных групп и компаний, взносов пилотов, а также выплат FOM.
Часть финансирования деятельности Force India происходит благодаря всевозможным ассоциированным компаниям, которые в данный момент находятся под давлением регулирующих и судебных органов в Индии, что вызывает известное беспокойство.
Команда планирует инвестировать в развитие инфраструктуры своей базы в Сильверстоуне, а также недавно заключила несколько важных спонсорских соглашений. В сезоне-2014 Force India наслаждается плодами технического сотрудничества с Mercedes GP – команда практически на равных борется с McLaren, имея в два раза меньший бюджет.
Роберт Фернли, заместитель руководителя команды: Огромную часть компонентов мы получаем от наших партнёров, пытаясь найти разумный баланс между собственным производством и привлечением сторонних услуг.
TORO ROSSO
Команда STR является кузницей талантов для материнской Red Bull Racing – такой подход подарил Формуле 1 и Даниэля Риккардо с Даниилом Квятом, которые вместе будут выступать за главную команду в следующем сезоне.
В Toro Rosso довольно грамотно распоряжаются бюджетом, практически удвоив мощности своей базы в Фаэнце, при этом удерживая стабильное количество сотрудников в британском Бистере, где находится аэродинамическая труба.
Будучи своеобразной кузницей кадров, STR работает "в ноль", получая средства от спонсоров, количество которых постоянно увеличивается, а также от Red Bull, которая гарантирует бюджет для своей "дочки".
Команда получает существенную поддержку от RBT и использует на своих машинах аналогичные с Red BullR узлы в задней части, хотя при этом итальянцы сами занимаются разработкой шасси и производством коробок передач собственной конструкции.
CATERHAM
В стане Caterham царит хаос: после того, как мистический арабо-швейцарский консорциум "приобрёл" команду, количество сотрудников было сокращено до 200 человек при бюджете в 60 млн. фунтов стерлингов – источниками этих денег являются платежи спонсоров, взносы многочисленных пилотов и тающие на глазах выплаты призовых со стороны FOM.
Партнёрская фирма-поставщик CSL перешла под управление внешней администрации, под контролем которой оказалась и гоночная команда. В данный момент назначенные управляющие подыскивают потенциальных покупателей.
MARUSSIA
Потенциально команда находится в наиболее сложном положении, поскольку олигарх [Андрей Чеглаков], который с 2011 года инвестировал в команду в общей сложности порядка 100 млн. фунтов стерлингов, потерял к ней интерес именно тогда, когда, наконец, на горизонте забрезжили первые лучи светлого будущего, так как в 2015-м году размер призовых денег FOM для Marussia должен был значительно увеличиться.
К настоящему моменту команда официально прекратила своё существование.
- – цифры потерь Caterham и Marussia относятся к 2013 году
ВЫВОД
Общая стоимость Формулы-1 в 2014 составляет 1,5 миллиарда фунтов стерлингов. Если не принимать во внимание расходы Mercedes, Renault и Ferrari (а также Honda в 2015 году) на двигатели, которые изначально относятся к статье "исследования и разработки", команды получили от FOM лишь треть от этой суммы (£ 530 млн.).
В то же время, счета менеджмента Больших Призов вновь пополнились суммой порядка 300 млн. фунтов доходов спорта от различных источников.
Ситуация с Caterham и Marussia показала, что существующая модель распределения призовых денег несовершенна и непоследовательна. Пришло время вновь задуматься о том, как правильно поделить средства FOM.