Переход на формат с тремя машинами едва ли будет быстрым
Те, кто полагает, что Формула 1 может довольно быстро и безболезненно перейти на формат с использованием трёх машин от команды, не видят общей картины. Дитер Ренкен рассказывает, почему ситуация на самом деле не так проста, как кажется с первого взгляда
Автор данного материала, описав год назад концепцию идеи с тремя машинами, по-прежнему не сомневается, что именно такой вариант входит в планы держателя коммерческих прав на Формулу 1 – венчурного фонда CVC Capital Partners, который преисполнен желания выжать максимум от своих инвестиций.
Хотя цели этой вряд ли возможно достичь одним махом.
Скорее всего, переход к формату "Восемь по три" произойдёт незаметно, словно исподволь – сперва одна или две команды выставят третьи машины, когда кто-либо из прежних участников покинет чемпионат.
Затем, то же сделает еще кто-то, потом еще – и так далее, пока не будет достигнут требуемый результат. Разумеется, шесть главных коллективов Ф1 могут поставлять по два шасси своим клиентам, но такой вариант развития событий является предметом совершенно другого разговора…
В Сингапуре [когда до отказа Caterham и Marussia от выступлений в концовке сезона было еще очень далеко] некоторые руководители команд в довольно неопределённой манере обсуждали тему третьей машины в рамках существующих договорённостей с держателем коммерческих прав.
Большинство из них согласились, что такой шаг стоит предпринять, если количество участников в стартовом списке чемпионата упадёт ниже отметки в 20 пилотов. Но то, каким должен быть сам механизм такого шага, остаётся предметом споров и рассуждений, причем сторонники и противники подобного исхода отличаются полярностью мнений.
Ferrari, к примеру, всегда ратовала за третью машину – даже если сама Скудерия при этом признаёт, что в её составе выступают одни из лучших пилотов, и держать в этом внутреннюю ситуацию под контролем и так довольно непросто. А вот Тото Вольф из Mercedes, похоже, выступает против, особенно в свете существующей коммерческой структуры Ф1, детали которой покрыты тайной.
«Я не сторонник этой идеи, ведь третья машина – это дополнительные затраты, - заявил австриец. – Не вполне понятно, как окупать их с финансовой точки зрения, так что даже для маленьких команд предложение невыгодно с точки зрения бизнеса».
Чуть позже во время телефонной пресс-конференции гоночный директор McLaren Эрик Булье поделился своим мнением: «Легче всего будет найти третьего пилота». Но затем он добавил: «Что касается третьей машины, персонала, логистики, нам потребуется для этого минимум шесть месяцев».
Булье, по-видимому, хорошо изучил коммерческое соглашение команды с владельцем коммерческих прав, явно ссылаясь на статью 4.2 (подпункты a-d) Договора Согласия 2009-2012, вынужденным преемником которого является новое трёхстороннее соглашение.
Данная статья гласит, что команды могут выставить третью машину в случае падения количества пилотов ниже 20 (цифра эта определена в качестве минимума), и что коллективы будут предупреждены заранее (не менее, чем за 60 дней) о необходимости приготовить ещё одно шасси для гонки.
Получается, что согласно прописанным нормам, держатель коммерческих прав имеет право не позднее начала января уведомить участников о необходимости выставить третий автомобиль в Альберт-Парке, где 15 марта стартует новый чемпионат мира.
Статья 4.2 также предусматривает компенсацию командам, а именно увеличение на 50% суммы возмещения расходов на логистику, однако при этом есть одно условие.
Дело вот в чем: команда, выставившая третью машину, не имеет права на получение очков, заработанных пилотом за рулём данного шасси [в зачёт обоих чемпионатов FIA] на этапах чемпионата мира. Все очки, полученные таким способом, подлежат моментальному обнулению, и не будут начислены другим участникам. Таким образом, вопрос с очками от дополнительной машины отпадает полностью.
Конечно, пункт этот может быть изменён единогласным решением. Однако команды с тремя машинами в любом случае получат очевидное техническое и стратегическое преимущество над соперниками с двумя. И те, кто имеет право и возможность выставить третий автомобиль, будут изо всех сил стремиться сделать это как можно раньше.
Нет никаких сомнений, что Mercedes, славящаяся стремлением выжать максимум выгоды из любой технической и стратегической возможности, имеет (или может быстро найти) ресурсы, чтобы выставлять три автомобиля, так что комментарии Вольфа в Сингапуре кажутся несколько странными. Но наберитесь терпения – вскоре позиция австрийца станет вам понятна .
Отличие новых коммерческих индивидуальных соглашений на 2013-2020 годы (называемых в паддоке ”двусторонними”) от Договора Согласия кроется в механизме реализации идеи.
Тогда как прежний документ предусматривал более-менее равные условия для всех участников, двусторонние соглашения оговаривают серьёзные преимущества для команд, отнесенных с особой бонусной группе.
В неё по умолчанию* – по определению от 15 февраля 2012 года – включены Red Bull Racing, Ferrari и McLaren. Значимость приведённой даты будет раскрыта немного позже.
[*Право на использование бонуса Кубка конструкторов имеют три команды, которые среди списка всех участников чемпионата 2012 года выиграли наибольшее количество гонок за последние четыре сезона [2008-11]. Они имеют право на получение дополнительных выплат. Каждый из этих участников должен хотя бы раз в своей истории выиграть Кубок конструкторов до 15 февраля 2012 года, а с этой даты выступать в чемпионате без перерывов и без смены названия шасси]
Итак, как только количество строчек в заявочной ведомости падает ниже 20-ти (будь-то в силу ухода двух команд из текущих 11-ти – или трёх после дебюта в 2016-м Haas F1 Team) в рамках действия нынешних двусторонних договоров можно ожидать, что именно одна из названных выше команд первой заявит о намерениях выставить третью машину.
При этом, отметим, они используют двигатели Renault, Ferrari и Honda.
В списке нет ни одного коллектива с двигателем Mercedes, несмотря на то, что немецкий мотор в этом году является лучшим. А раз так – ”Трёхлучевой звезде” нечего рассчитывать на дополнительное стратегическое и техническое преимущество, если только все представители бонусной тройки не откажутся в едином порыве от третьих машин.
Но в таком случае сделать это сможет уже не только Mercedes, но и любой другой – то есть Формула 1 полностью перейдёт на формат восьми команд с тремя машинами.
Ситуация была бы не столь критичной, если бы существовал механизм, позволявший Mercedes по заслугам войти в элитарный Бонусный клуб. Однако на настоящий момент правила позволяют лишь трём командам, чьи достижения соответствуют (не самым очевидным) критериям на 15 февраля 2012 года – при выполнении ими финансовых обязательств – находиться в этом списке. Именно с этой даты идет отсчет двусторонних коммерческих соглашений с участниками чемпионата, рассчитанных на 2013-2020 гг.
Получается, только тогда, когда какая-нибудь из трёх нынешних команд лишится своего места в группе привилегированных, Mercedes сможет заменить её, но даже при этом нет никаких гарантий, поскольку в расчёт принимается число побед за четыре года перед крайней датой, однако в этот период Honda стала Brawn (которую потом выкупила Mercedes), пускай даже при исключительных условиях. Естественно, Договор согласия 2009-12 неустанно напоминает об этом.
Имеет место вопиющая слабость структуры Бонусных команд: если Ferrari входит в длительный период застоя (как это неоднократно случалось в истории Скудерии), а Mercedes в обозримом будущем выигрывает все титулы (что вполне реально, учитывая техническую мощь команды и "заморозку" регламента), то действующий чемпион будет всего лишь довольствоваться местом в Стратегической группе без каких-либо преимуществ, а итальянцы сохранят свой полноправный статус среди Бонусных команд.
Red Bull Racing и McLaren – не стоит даже лишний раз напоминать, насколько сильно сдал коллектив из Уокинга после февраля 2012 года – наряду с Ferrari также продолжат получать ежегодные бонусные выплаты.
Суммы варьируются от команды к команде: согласно информации источников, Ferrari в прошлом году получила 60 млн. фунтов стерлингов бонусных средств, тогда как RBR и McLaren обогатились на £50млн. и £22млн. соответственно. Кто-то ещё удивляется, почему Вольф считает идею с третьей машиной невыгодным бизнесом?
Если даже команда, поддерживаемая мощным концерном, не видит смысла выставлять третью машину, то что уже говорить о Williams и Sauber – последних по-настоящему независимых коллективах, которые существуют лишь с одной целью – гоняться в Формуле 1.
В конце концов, они не получат никакой выгоды, кроме увеличения в полтора раза компенсации на логистику (да и то только на перелёты на заокеанские этапы) .
Ещё одним узким местом идеи дополнительными машинами является уверенность её сторонников, что третьи стороны в лице поставщиков резины и двигателей, которые не всегда имеют соглашения с держателем коммерческих прав, будут согласны поставлять больше продукции за дополнительную плату, не получая при этом никаких преимуществ в виде очков в чемпионате.
С какой стати должны, к примеру, в Renault менять свои договорённости с Red Bull Racing на поставку моторов на две машины только лишь потому, что держатель коммерческих прав хочет получить выгоду из своей идеи, при этом лишая любых шансов в чемпионате третьего пилота, тем самым лишь посыпая солью раны.
Данный материал не является резкой критикой предложения – ранее автор выступал ещё жёстче – но сама концепция "бонусных" команд, которая существует уже два года из отведенных ей восьми, должна быть в корне пересмотрена.
Лишение такого игрока, как Mercedes (и других преуспевающих коллективов) всех шансов получить статус Бонусной команды, в то время как уровень выступлений последних порой бывает гораздо ниже, явно не отвечая статусу. Если даже в Mercedes считают, что находятся в невыгодном положении, то что уж говорить об остальных – не считая, конечно, троицу счастливцев.
Увы, команды сами подписались под двусторонними соглашениями, в результате чего могут винить в сложившейся ситуации только себя. И этот аргумент держатель коммерческих прав может использовать в своих целях во время любого спора.