Гран При Абу-Даби: обзор гонки от Эда Стро
По ходу финального этапа сезона-2014 в Абу-Даби Льюиса Хэмилтона подстерегали многочисленные подводные камни. Эд Стро объясняет, как будущий чемпион мира смог умело справится со всеми препятствиями
По мере того, как нарастало напряжение в течение уик-энда на трассе Яс-Марина, Льюса Хэмилтона все чаще и чаще спрашивали о том моральном давлении, что лежало на его плечах перед решающей гонкой чемпионата.
Когда же в квалификации он стал вторым, уступив своему главному сопернику Нико Росбергу немалые (по собственным меркам) четыре десятые секунды, количество вопросов достигло своего апогея. Почему он не смог в самый важный момент проехать круг без огрехов? Чувствует ли, что напряжение растет? Выдержит ли?
Хэмилтон предсказуемо продолжал отвечать, что "его подход не изменился", "он, как обычно, собирается бороться за победу" и "у него все под контролем".
Но со стороны казалось, что произнося все эти правильные и соответствующие моменту слова, гонщик пытается убедить в них самого себя,
Можно ли было прочитать в глазах Льюиса те чувства, которые испытывает спортсмен, которому собственное отчаянное желание завоевать второй чемпионский титул может помешать справится с относительно простой задачей: сохранить стартовую позицию до финиша?
На словах это просто: нужно сосредоточиться на привычной работе и делать все как во время обычного гоночного уик-энда. Вот только в действительности добиться этого, избежав страха поражения и отчаяния от мысли, что твои надежды не оправдаются, сложнее всего на свете.
Хэмилтон знает, каково это, когда победа уходит из-под самого носа. Да и его путь к первому чемпионскому титулу был ох как не прост.
Сложно сказать, испытывал ли Льюис страхи и сомнения – во всяком случае он признался, что не слишком хорошо спал ночью перед гонкой. Но с уверенностью можно сказать, что как только погасли огни стартовых светофоров, он взял контроль над ситуацией в свои руки.
Нико Росберг уже доказал, что он серьезный оппонент, но Хэмилтон заслуживал чемпионского звания и не хотел упустить в последний момент то, за что упорно боролся на протяжении последних восьми месяцев.
Препятствие первое: старт
Как уже не раз бывало в этом году, Хэмилтон смог обернуть субботнюю неудачу себе на руку в воскресенье. Британцу удался феноменальный старт, на фоне которого скромный, пусть и не провальный маневр Росберга смотрелся хуже, чем был на самом деле. Льюис за секунду смог перевернуть ситуацию в свою пользу.
«Пилот здесь играет очень незначительную роль, – рассказал Хэмилтон о своем прорыве в начале гонки. – У нас есть определенная последовательность действий, которую мы должны выполнить перед стартом, чтобы подготовить сцепление, и вывести шины на нужную температуру к моменту завершения прогревочного круга.
Я очень плотно работаю со своим инженером, ответственным за сцепление. Перед гонкой он пришел ко мне и спросил: "Что мы будем делать в этот раз?"
Я ответил – все как обычно, ни больше, ни меньше. По пути на стартовую решетку у вас есть возможность почувствовать, как работает сцепление. Мы попали с настройками в самую точку. Роль пилота сказывается уже после этого, когда нужно правильно отработать "газом". В этот раз у было чувство, что мне удался лучший старт за всю карьеру».
Обычно первые секунды – это самый напряженный момент гонки, многие пилоты допускают ошибки, даже если на кону и не стоит чемпионский титул. Можно легко допустить неточность, работая со сцеплением, ошибиться в последовательности шагов.
Но Хэмилтон смог всего этого избежать. Именно на старте у него было больше всего шансов перенервничать, но он идеально справился с ситуацией.
Росберг допустил пробуксовку, особенно заметную при переключении на вторую передачу, из-за чего ему пришлось быстрее включать на третью, чтобы вернуть контроль над задними колесами. Благодаря этому Хэмилтон легко вышел в лидеры. Помогло ли это ему справиться со стрессом, избавило ли от страхов – об этом знает только он сам. Главное на тот момент - Льюис вышел вперед.
Отступать Росбергу было некуда. По ходу короткого первого отрезка на быстро сдающей резине SuperSoft он поначалу держался примерно в полусекунде за напарником.
К тому моменту, как на десятом круге Хэмилтон нырнул в боксы, отставание составляло уже три секунды. Льюису требовался чистый провести пит-стоп, который он и получил. Шансов, что остановившийся кругом позже Нико окажется впереди, не осталось вовсе.
Препятствие второе: прессинг со стороны Росберга
Впрочем, позиции Росберга по-прежнему были весьма сильны. Да, он оставался позади Льюиса, но его ситуация от этого изменилась не сильно.
Нико в любом случае требовалось, чтобы его напарник не смог финишировать вторым. Потому план был таков: оказывать давление на лидера и надеяться, что тот допустит ошибку, или же его подведет техника.
Росберг с самого начала не скрывал, что надеется на проблемы у напарника по ходу гонки, и был нацелен сделать все возможное, чтобы усложнить Хэмилтону жизнь.
«Я стремился атаковать до последнего круга, до последнего поворота пытаться что-то сделать, - сказал Росберг, - Я горел желанием бороться».
И Mercedes все-таки не удалось избежать технических проблем. Вот только возникли они вовсе не на той машине, с которой были связаны надежды Нико… Немец начал 23-й круг, отставая от Льюиса на 2,730 секунды.
План Росберга был понятен – наблюдать, не сильно отставать, беречь резину и надеяться, что он сможет "пересидеть" Льюиса на трассе во время следующей волны пит-стопов.
Не факт, что он смог бы извлечь пользу из подобной незамысловатой схемы, но все же это было лучше, чем просто ехать за Хэмилтоном, а потом просто остановиться на круг позже него. Росберг продолжал надеяться, что сам сделает что-нибудь – или это "что-нибудь" случится без его участия.
Но тут начались проблемы с ERS. Потеря гибридной составляющей лишила преследователя 160 л.с. – и почти всех надежд. Он начал терять по три секунды с круга.
И все-таки, даже в этот момент у Нико оставались шансы – если бы Льюис вовсе не заработал очков, ему самому достаточно было финишировать не ниже пятого места.
Учитывая необходимый сход Хэмилтона, который пока как ни в чём не бывало продолжал лидировать, Росберг должен был кровь из носа оставаться в шестерке.
Как обычно, Нико прекрасно делал свою работу, пытаясь выжать все возможное из охромевшей машины. Какое-то время он еще держался, но все равно был обречен на поражение в этой неравной борьбе.
К чести Росберга нужно сказать, что он не согласился с решением – или
предложением – командного мостика сойти с дистанции. Нико стремился доехать до финиша.
«Я еще долго сохранял веру, ведь у Льюиса могли возникнуть такие же проблемы, - рассказывал вице-чемпион, - так что я боролся до конца и продолжал атаковать даже на последнем круге».
К сожалению, к тому времени рассчитывать ему уже было не на что. Нико не мог сдержать даже Ромена Грожана, который обогнал его на последнем круге, и в итоге опустился на 14-ю позицию.
Как невесело заметил Росберг после финиша, даже бы если бы Льюис в тот момент остановился, ему самому это уже никак бы не помогло.
Препятствие третье: разогнавшийся Масса
После того, как Росберг перестал представлять собой угрозу, задача Хэмилтона упростилась. Но так как существовала опасность, что на его Mercedes возникнут такие же проблемы, как у Нико, который все еще сохранял шансы финишировать в пятерке, Льюису важно было не расслабляться.
Вскоре после того, как на машине напарника возникла неисправность, темп самого британца также упал, и какое-то время даже казалось, что он испытывает схожие с Нико сложности. Но небольшое замедление было скорее мерой предосторожности, чем свидетельством сбоев в работе ERS.
«Нам удавалось поддерживать темп, но затем шины совсем перестали работать, - объяснял глава автоспортивного подразделения Mercedes Тото Вольфф, - мы решили немного понизить предельные обороты двигателя, да еще резина была сильно изношена - все это привело к общему падению скорости».
За счет этого в борьбу за лидерство вступил третий игрок: Фелипе Масса. На протяжении всего ближневосточного уик-энда Williams явно была "лучшей из остальных". И когда уже на старте у Валттери Боттаса возникли проблемы со сцеплением, бразилец вышел вперед и возглавил погоню за Mercedes.
Фелип начиная с пятницы выглядел быстрейшим в паре пилотов команды сэра Фрэнка, но в решающий момент третьего квалификационного сегмента ему помешал выехавший на свою попытку круг Нико Росберг.
Круг оказался испорчен, и в итоге Масса вынужден был стартовать позади Боттаса, с четвёртой позиции. Но уже в самом начале гонки бразильцу удалось оказаться впереди и прочно закрепиться на третьем месте.
Пока с машиной у Росберга все было в порядке, он успел оторваться от Фелипе на девять секунд. Но как только система ERS дала сбой, бразилец тотчас подобрался и на 27 круге легко вышел вперед. В этот момент преимущество Хэмилтона над Массой достигло 14 секунд.
Через четыре круга, когда Льюис отправился на свой второй пит-стоп, отрыв сократился до девяти секунд.
Изначально для Хэмилтон и Масса команды запланировали схожие тактические схемы – старт на SuperSoft, затем переход на Soft. Но у бразильца первый отрезок оказался на три круга длиннее, и это открыло перед ним отличные возможности побороться за первую ступень пьедестала.
Удлинив по максимуму и второй отрезок, Фелипе мог рискнуть провести заключительные круги на более быстрой резине, атакуя изо всех сил.
«Он сохранял хорошую скорость на первом отрезке, поэтому мы решили подольше оставаться на трассе, - рассказывал потом глава гоночной бригады Williams Роб Смедли, - позже, когда Фелипе проехал уже почти 35 кругов, пришла мысль, почему бы не попробовать изменить тактику.
Позади нам никто не угрожал, и мы знали, что если потеряем какое-то время, это будет не очень критично - так что решено было провести еще 13-14 кругов на том же комплекте. Сделав это, мы поставили SuperSoft, и Фелипе бросился в погоню. Это была настоящая гонка».
Четвертую позицию занимал другой пилот Williams Валттери Боттас – финн потерял время в начале, отыгрывая позиции после неудачного старта, так что что Масса получил своеобразный карт-бланш и мог атаковать изо всех сил, не опасаясь последствий.
Бразилец продержался на втором отрезке на 12 кругов дольше Хэмилтона, возглавляя пелотон. После остановки в боксах его отделяло от лидера одиннадцать секунд. До финиша предстояло проехать еще 12 кругов. Задача была предельно очевидной. Фелипе ринулся в погоню.
Временами он отыгрывал у Льюиса по 1,3 с на круге, но в среднем был лишь на три четверти секунды быстрее британца. Этого не хватило. Кроме того, постоянно присутствовало ощущение, что у Хэмилтона есть резерв, и при необходимости он всегда сможет ответить на времена Массы.
Даже не смотря на то, что по радио после своего заключительного пит-стопа Льюис сказал, что не собирается бороться с Массой – это было до того, как Росберг окончательно выпал из первой шестерки – было понятно, что ему очень хочется выиграть, чтобы завоевать второй чемпионский титул, взойдя на вершину пьедестала.
Фелипе же не хватило всего 2,5 секунды до своей первой победы с Гран При Бразилии 2008 года – той самой гонки, когда они с Хэмилтоном в острейшем споре разыгрывали титул, и Массе не хватило до него самой малости.
Машины Williams вновь приятно удивили скоростью, но все же не настолько, чтобы посягнуть на позиции серебристых W05 с трёхлучевой звездой.
Хэмилтону удалось закончить год на высокой ноте, одержав 11-ю в сезоне победу. Немаловажно, что на пути к успеху он отважно справился с множеством препятствий на своем пути. Британец легко мог ошибиться, но смог все сделать правильно.
«По ходу всего уик-энда, в том числе во время гонки, ты ощущаешь неимоверное давление со всех сторон, - признался Льюис после финиша, - и всеми силами пытаешься игнорировать его, стараешься сохранять концентрацию.
Я почти не спал прошлой ночью. Я лег в час ночи, проснулся около пяти. Отправился на пробежку, потом на массаж. Я думал, к моменту старта уже подступит усталость, но наоборот - чувствовал себя удивительно собранным».
Это была гонка Хэмилтона, и это был год Хэмилтона. Прекрасный финал захватывающего сезона. Как признал Росберг, "Льюис заслужил эту победу и чемпионский титул".