Главные политические события сезона-2014 в Формуле 1

Дитер Ренкен
23 декабря 2014 в 10:26

В минувшем сезоне жаркие события в Формуле 1 кипели не только и не столько на трассах, сколько за их пределами. Дитер Ренкен анализирует насыщенный и непростой с политической точки зрения год Больших Призов

В политическом плане сезон-2014 закончился так же, как начался – спорами вокруг сокращения расходов и регламента на двигатели. Обе проблемы так и остались нерешёнными, несмотря на то, что три различных органа (руководящий – FIA, держатель коммерческих прав – FOM и рабочая группа, состоящая из команд) призывали воплотить несложные решения, которые дали бы моментальный эффект. Но несовершенная структура управления Ф1 вновь напомнила о себе.

Общий тон был задан ещё по ходу предсезонных тестов, когда "владыка" Формулы 1 Берни Экклстоун раскритиковал звук новых силовых установок (точнее, его фактическое отсутствие), равно как и их низкую первоначальную надёжность. Что интересно, в тот момент сам он даже не слышал, как работают новые высокотехнологичные гибридные агрегаты на трассе.

Это правда, Берни доводилось наблюдать за новыми V6 на испытательных стендах производителей, но там моторы по соображениям безопасности и требованиям охраны труда были почти полностью закрыты защитными экранами.

Негатив в адрес спорта и его новой формулы вообще стал неприятной особенностью сезона. Всевозможной критики и недовольства хватало со стороны вещательных компаний, руководителей команд и простых сотрудников, а также пилотов и даже промоутеров. Их не устраивали не самые изящные обводы машин, излишне запутанная система управления спортом, несправедливые коммерческие условия и чрезмерно сложные правила.

Самые отчаянные пессимисты прогнозировали, что в первой гонке до финиша не доберётся ни одна из машин – от этой точки зрения они отступили лишь после нескольких этапов, все же признав собственную неправоту, хоть с большой неохотой. Учитывая все вышесказанное, даже удивительно, что телерейтинги и посещаемость Гран При в этом году упали всего на на 20 %…

Попытки FIA улучшить звучание моторов провалились
Попытки FIA улучшить звучание моторов провалились

К счастью, если говорить о борьбе на трассах, то в двух словах она вышла захватывающей. Непросто представить более жалкое зрелище, чем поспешное бегство Луки ди Монтедземоло, который стремился скрытно от посторонних глаз покинуть паддок после одного из ярчайших Гран При сезона в Бахрейне, где алые машины его команды замкнули первую десятку.

Колоритный итальянец приехал на автодром и оказался в центре внимания, поскольку назвал новую Формулу 1 "заездами неспешных таксистов". На его беду, гонка близ оазиса Сахир удалась на загляденье.

Неделю спустя Скудерию покинул Стефано Доменикали: не теряя чувства собственного достоинства, он подал в отставку. Его место занял Марко Маттиаччи – супер-продавец Ferrari из Северной Америки, который с первого же дня ощущал себя в паддоке не в своей тарелке.

Сразу по окончанию сезона личный ад Маттиачии закончился – новый президент Ferrari Серджио Маркионе назначил новым руководителем экс-исполнительного директора Philip Morris (а следовательно, главного благодетеля Скудерии последних 20-ти лет) Маурицио Арривабене. Вскоре состоялись и еще несколько громких отставок, и пока ясно одно – гарцующий когда-то жеребец теперь хромает и не является серьёзной силой на политической арене Формулы 1, как это было ранее.

Бахрейн запомнится предпоследним появлением Монтедземоло в паддоке Формулы 1, а домашняя Монца стала для итальянца лебединой песней. Слухи всё настойчивее утверждали, что его дни сочтены – причем первопричиной были вовсе не спортивные неудачи.

Прагматичный босс концерна FIAT Chrysler Automobiles Маркионе вынашивал планы вывести компанию из Маранелло на фондовую биржу, пообещав увеличение годовых продаж дорожных Ferrari на 40% – до 10000 машин. Монтедземоло – тифози до мозга и костей – решительно выступал против такой стратегии, опасаясь за эксклюзивный имидж марки.

Успехи на трассе могли бы помочь ему в защите своей позиции. Но вышло прямо наоборот: невероятно слабые результаты Скудерии стали для её двукратного спасителя пулей в висок. Кто именно переполнил чашу терпения большого босса, сам Лука или его итало-канадский ставленник Маттиаччи, остаётся непонятным. Однако не возникает никаких сомнений, кто именно выступал окончательной целью…

Такие подвижки не могли не спровоцировать дальнейших потрясений. Вскоре Фернандо Алонсо объявил о своём уходе из Ferrari, связав, как позже оказалось, будущие надежды с тандемом McLaren и мотористов Honda.

Себастьян Феттель проследовал на освободившееся место в Маранелло. Даниэль Риккардо, де-факто ставший лидером Red Bull Racing еще по ходу сезона – помимо сладкой парочки Mercedes в лице Льюиса Хэмилтона (к счастью, ставшего чемпионом без помощи двойных очков) и Нико Росберга, только ему удавалось выигрывать гонки, – после этого оформил статус "первого номера" и де-юре.

И Маттиаччи, и ди Монтедземоло лишились места в Ferrari прямо по ходу сезона
И Маттиаччи, и ди Монтедземоло лишились места в Ferrari прямо по ходу сезона

Тем не менее, даже три победы австралийца не помешали RBR выступить с резкой критикой в адрес мотористов Renault.

Босс команды Кристиан Хорнер прямо-таки негодовал из-за преимущества (вполне заслуженного) Mercedes с первого до последнего этапа, в какой-то момент даже предложив возвращение к прошлогодним "атмосферным" двигателям V8. Ему не удалось заручиться необходимым для этого сомнительного шага согласием всех участников, несмотря на поддержку со стороны Экклстоуна, который даже предлагал концепцию "Супер GP2".

В следующем году стоит ждать продолжение эпопеи: гегемонии "Трёхлучевой звезды" и громких заявлений соперников…

Во многих отношениях шумиха (по иронии судьбы довольно громкая) вокруг "тихих" двигателей была лишь дымовой завесой, призванной отвести внимание от других проблем, и прежде всего – денег, а точнее их отсутствие у целого ряда команд. Не будем забывать и о слушаниях в Мюнхенском суде по делу дачи взятки Берни Экклстоуном.

Сезон-2014 стал первым, когда выплаты участникам стали по-настоящему несправедливыми, что привело к непропорциональному обогащение трёх из них по сравнению с остальными – к примеру, коллективу Mercedes, который выиграл оба титула, получит на 35 млн. фунтов стерлингов меньше, чем Ferrari, занявшая четвертое место в Кубке конструкторов.

Этот фактор в сочетании с продолжающимся кризисом и вдвое выросшими тратами на силовые установки заставил потуже затянуть пояса добрую половину команд пелотона.

Признавая дисбаланс, президент FIA Жан Тодт пообещал к концу сезона выработать решение по контролю за расходами или внедрение "потолка" бюджетов – но силами Стратегической группы (которая, как полагают некоторые, не имеет никакой власти) эту инициативу удалось свести на нет. Для этого оказалось достаточно голосов команд "Большой шестёрки" и держателя коммерческих прав FOM. По мнению многих, тот факт, что этой ситуацией заинтересовались в Еврокомиссии, весьма красноречив.

К 17-му Гран При сезона Caterham и Marussia уже пребывали под управлением временной администрации, а Sauber, Force India и Lotus вступили в открытую конфронтацию с боссами Ф1, оспаривая существующий порядок вещей; две гонки спустя недовольство достигло апогея, затмив даже грядущий финал чемпионата.

Вопрос "как может спорт, генерирующий ежегодную прибыль в размере 1,2 млрд. фунтов стерлингов, быть не в состоянии содержать 11 команд?" превалировал над более, казалось, насущным "кто станет чемпионом – Льюис или Нико?"

Формула 1 потеряла две команды практически одновременно © LAT
Формула 1 потеряла две команды практически одновременноФото: LAT

Представители тройки небогатых частников ратовали за выделение им дополнительных 100 млн. долларов.

Если эта сумма кажется вам огромной – или требуются дополнительные доказательство того, что корнем всех проблем является соглашение между FIA и FOM, рассчитанное на 113 лет (и подписанное за десять лет до вступления Тодта в должность), – просто вспомните, что в точности эту сумму заплатил Экклстоун в качестве отступных мюнхенскому суду по делу о взяточничестве в процессе продажи коммерческих прав на Формулу 1 фонду CVC Capital Partners.

По ходу слушаний Берни был вынужден на протяжение пяти месяцев несколько раз летать в Германию и обратно, пока не были достигнуты итоговые договорённости, но тень сомнений накрыла спорт ещё в январе, когда стала известна дата судебного заседания.

В течение последующий восьми месяцев Формула 1 продолжала проводить Гран При, находясь в неведении относительно того, кто будет управлять её делами – неопределённость эта сохранилась даже спустя пять месяцев после того, как все обвинения были сняты, поскольку кульминацией стало признание Экклстоуна в Остине.

83-летний британец выложил из своего кармана $100 млн. по делу о взятке в $40 млн. Такой исход стал причиной настоящей бури в паддоке, причем Формула 1 была шокирована не суммой – в наши дни никого не удивляют свадьбы стоимостью $12 млн., - а тем, что имидж спорта был в очередной раз запятнан.

Когда автор этих строк уже отправил текст в верстку для печатной версии AUTOSPORT, информированные бизнес-источники сообщили, что Экклстоун "отправился на свой последний пит-стоп" в свете перестановок в совете директоров в Delta Topco – материнской компании FOM. Считается, что CVC ищет возможность избавиться от Формулы 1, рассматривая как полную продажу прав на спорт, так и выход Больших Призов на Сингапурскую биржу после двух прежних неудачных попыток.

У нынешнего председателя Питера Брабека-Летмата серьёзные проблемы со здоровьем, согласно публикации в родственном AUTOSPORT журнале Management Today на смену швейцарцу, сделавшему себе имя и состояние в Nestle, может прийти ветеран отельного и алкогольного бизнеса Пол Уолш – бывший руководитель крупнейшего мирового производителя спиртных напитков, британского концерна Diageo.

Тем не менее, наблюдатели считают, что после смены босса будет иметь место одно существенное различие: если произойдёт такая рокировка, то Уолш станет не просто председателем, а исполнительным председателем, со всеми вытекающими из этого дополнительными полномочиями. Иными словами, как уверен один из инсайдеров, "Уолш сможет поступать так, как не осмеливались до этого Дональд Макензи [босс CVC] и сам Брабек".

Экклстоун близок к потере контроля над Формулой 1?
Экклстоун близок к потере контроля над Формулой 1?

Берни утратил формальную власть над спортом, когда в его адрес были выдвинуты обвинение Мюнхенским судом, и с тех пор его не восстановили в полномочиях.

Но едва ли кто-то станет спорить, что именно он по своей роли является подлинным исполнительным директором FOM. И если уж создатель современной Формулы 1 принимает на свой счёт заслуги за её глобальные успехи в мире, тогда ему стоит в большей мере брать на себя и ответственность за ухудшение репутации спорта и углубляющийся финансовый кризис.

Детали несправедливой структуры распределения доходов были впервые эксклюзивно описаны автором данного материала ещё два года назад и с тех пор эта тема регулярно получает развитие. Сейчас уже можно с уверенность заявить, что график платежей не соблюдается. Подписи Экклстоуна появились на двухсторонних соглашениях между FOM и командами – таким образом, становится понятно, где, в конечном счёте, оседают доллары.

В Остине Берни был откровенен: «Слишком много денег распределяется между командами неправильно – и в этом, вероятно, моя вина. Честно говоря, я понимаю, в чём проблема, но не знаю, как её исправить…» Всё это, как и вопросы по двигателям и по Стратегической группе, будет темой разговоров в будущем вновь и вновь. Добавьте ко всему этому и вечный вопрос о преемнике Берни.

В то время как год подходит к концу, проблема двух команд, находящихся во временном управлении, остаётся нерешённой, хотя во время последнего заседания комиссии им было позволено в следующем сезоне использовать нынешние машины – в ином случае у Caterham и Marussia попросту не было шанса выйти на старт чемпионата в марте.

Даже при том, что политической волей вопрос был урегулирован, уже отмечено, что данный пункт не числился на повестке дня, а следовательно не мог быть предметом голосования.

И действительно, единственными решениями, которые приняли на собрании 25 уполномоченных членов во время двухчасового заседания, стали отказ от двойных очков и от рестарта с места после выезда машины безопасности – идей, которые априори не должны были попасть в свод правил. А вот тема расходов вновь осталась практически нетронутой.

Таким образом, была подготовлена почва для заключительного заседания Всемирного совета FIA по автоспорту, которое состоялось в столице Катара Дохе в преддверии ежегодного заседания Генеральной Ассамблеи и традиционной церемонии награждения FIA.

Примечательно, что портфель спонсоров мероприятия был составлен FIA из компаний, никак не связанных с Формулой 1. Исключением можно назвать Rolex, но часовой бренд также представлен в Ле-Мане и Дайтоне. Согласно информации источников, Экклстоун не принимал участие в церемонии награждения, улетев после собрания Всемирного совета, когда под всеми согласованными документами были поставлены подписи и печати.

Попытки FIA ограничить расходы провалились © LAT
Попытки FIA ограничить расходы провалилисьФото: LAT

Обсуждение вопроса расходов было отложено до следующего года, таким образом Формула 1 вновь оказалась там, где была 12 месяцев назад, хотя есть информация о неком заседании Стратегической группы, якобы состоявшемся 18 декабря.

Днем ранее, если верить источникам, прошла другая встреча – между FOM и тремя "особенными" командами. По-видимому, на повестке дня значились вопрос полномочий Стратегической группы и тема расходов.

Отвечая на вопрос, надеется ли он на скорое разрешение злободневных проблем Формулы 1, касающихся несправедливой структуры распределения доходов, а также дискриминационных схем управления спортом, руководитель одной из "бесправных" команд без тени эмоций заявил: «Если бы я задержал дыхание после нашей первой встречи, посвящённой снижению расходов, то был бы уже как 12 месяцев мёртв».

Так уж вышло, что предрожственский период оказался очень насыщенным для Формулы 1: 16 декабря состоялась вторая встреча недавно созданной группы по популяризации спорт в отеле Софитель лондонского аэропорта Хитроу.

Что же касается двигателей, соперники Mercedes активно ищут лазейки в регламенте, который отнюдь не отличается ясностью и однозначным толкованием.

И это обстоятельство, пожалуй, можно назвать лучшим резюме политического сезона-2014 в Формуле 1…

Обзор политического сезона-2014 в Ф1
Обзор политического сезона-2014 в Ф1

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle