Гэри Андерсон: Раньше Ф1 была веселее

В своем очередном цикле ответов на вопросы читателей AUTOSPORT технический эксперт Гэри Андерсон поведал о том, как работала Формула 1 раньше, что было бы, если бы в Больших Призах отменили всякие ограничения, и насколько аэродинамически эффективно было шасси Jordan 191
Если бы в Формуле 1 вовсе не было никаких правил и ограничений, насколько далеко зашло бы дело?
Это очень сложный вопрос. Что касается мощности двигателей, если снять все ограничения, то лошадиные силы просто зашкалят. В отношении прижимной силы картина примерно такая же - теоретически ее можно запросто увеличить раза в четыре, а то и больше.
Регламент необходим, чтобы сдерживать технические характеристики машин - такие как предельная скорость или скорость в поворотах. Если бы не было ограничений, ни на одной трассе нельзя было бы проводить гонки по соображениям безопасности.
Но правила необходимы не только для этого, но и для определения предельных границ, в рамках которых должно проходить соревнование. Сегодня регламент неправильный - он направлен лишь на ограничения, но это уже другой вопрос…
Что особенного делают напарники по команде, чтобы превзойти друг друга на трассах, которые отлично знакомы любому пилоту, вроде Барселоны?
Это вопрос на миллион долларов! И я думаю, что ни один пилот не пожалел бы никаких денег, чтобы узнать на него ответ.
Все дело в психологии и сознании. Если гонщику удалось провести успешные зимние тесты на этой трассе, он должен обернуть это в свою пользу. Нельзя позволять неудачным дням сломить себя - нужно уметь все выбросить из головы и полностью перезагрузиться. Лучшие гонщики в мире всегда этим славились.
Барселона - это очень гонщицкий автодром с большим количеством затяжных поворотов, и на тестах пилоты постоянно открывают для себя какие-то новые важные знания об этой трассе.
Но нужно также проявлять осторожность. Можно привезти на уик-энд те же настройки, которые хорошо зарекомендовали себя на тестах, но в других погодных условиях они совершенно вам не подойдут.
Необходимо рассматривать тесты и гонку как совершенно разные события. Кому это удается лучше, тот обычно и выигрывает.
Если бы вы были сейчас на сорок лет моложе, посвятили бы свою жизнь Формуле 1, как раньше?
А что, я уже такой старый, да?
Отвечая на ваш вопрос, думаю, вряд ли. Раньше Формула 1 была поистине командным видом спорта - нас в Brabham было восемь человек, и мы делали в команде буквально все.
Для молодого парня это было очень интересно. Сейчас же все инженеры и механики в Ф1 - это лишь маленькие винтики в огромной машине, которая ни на секунду не останавливается.
Полагаю, я застал лучшие времена Больших Призов - самый их расцвет. С начала 70-х и до начала 2000-х, а затем еще 12 лет в СМИ - это было здорово!
За те годы, что я работал в прессе, она сильно изменилась. Сейчас вы можете разговаривать в паддоке с хорошо знакомым вам человеком, с которым вы долго работали, и он будет нести всякую чушь.
Это стало совсем неинтересно. В общем, раньше это была моя жизнь, а теперь была бы просто работа.
Была ли машина Jordan 191 столь же аэродинамически эффективной, как выглядела внешне?
В плане прижимной силы она уступала некоторым своим соперникам, но при этом главный ее плюс состоял в том, что пилотам было приятно и комфортно ей управлять.
К тому же, в техническом плане с ней был полный порядок, так что по скорости на прямых она мало кому уступала.
Сейчас все гонятся за максимально возможной прижимной силой, за этими цифрами. В то же время я могу сказать, что огромная пиковая прижимная сила шасси не может восприниматься как исключительное благо, поскольку в этом случае автомобиль начинает вести себя очень нервно.
После того, как пилот пару раз на этом обожжется, он начинает снижать планку и не выжимать из этой ретивой машины всего потенциала. В итоге он начинает демонстрировать худшие времена, чем за рулем не столь аэродинамически эффективной машины, но с гармонично распределенной прижимной силой. Ему будет просто некомфортно ехать.
Меня просто шокируют слова нового главы отдела аэродинамики McLaren Питера Продрому, когда он говорит, что в последние несколько лет в команде все строилось вокруг пиковой аэродинамической эффективности шасси, в связи с чем ему пришлось менять всю философию нового проекта.
Как может команда такого уровня не понимать таких элементарных вещей? Неужели в Уокинг обязательно должен был прийти кто-то уровня Продрому, чтобы сказать им об этом?
Как вы считаете, более открытый технический регламент и требования к двигателям (подобно LMP1) отпугнут клиентские команды от участия в Формуле 1?
Регламент в категории LMP1 нельзя назвать открытым. По существу, он даже, возможно, более закрыт, чем в Формуле 1. Дело лишь в том, что можно, а что нельзя.
Полагаю, ответ содержится в самом вопросе, поскольку в чемпионате мира по гонкам на выносливость есть частные команды в категории LMP2, для которых действительно написан более открытый регламент.
Не думаю, что это вообще сравнимые вещи. Формуле 1 требуется много всего исправить, но в первую очередь Большие Призы должны оставаться вершиной автоспорта.
К сожалению, люди, ответственные за принятие решений, давно засунули головы в песок, подобно страусам.
Если картина не изменится в ближайшее время, полагаю, будущее Формулы 1 будет под большим вопросом.