Победа Нико или поражение Льюиса?
На протяжении первых четырех гонок сезона Нико Росберг оставался лишь бледной тенью своего напарника по команде и себя самого образца прошлого года. Но в Испании все изменилось. Бен Андерсон пытается понять, чего в минувшей гонке было больше - победы Нико или поражения Льюиса...
Нико Росбергу как воздух нужна была эта победа. Возможно, он даже сам не до конца понимает, насколько. В нынешних условиях, когда в Mercedes смогли поставить на место возродившихся было соперников из Ferrari, немцу просто необходимо было перехватить инициативу в противостоянии с Льюисом Хэмилтоном, доминировавшим во внутрикомандном сражении на протяжении всех четырех "гастрольных" этапов.
Годом ранее на этой же стадии чемпионата тон задавал именно Росберг, тогда как его партнер столкнулся с разнообразными проблемами. Да, в итоге британец смог завоевать титул, но накануне сезона-2015 Нико во всеуслышание заявлял, что непременно прибавит и на этот раз не упустит своего в борьбе за главный трофей.
Зимой он попытался сосредоточиться на своих слабых сторонах - а именно на очной борьбе в гонках непосредственно на трассе, так как большинство побед в прошлом году он одержал, стартовав с поула.
Но на старте нынешней кампании с трудом можно было говорить, что у него хоть что-то получилось. Ведь Хэмилтон тоже не сидел без дела в межсезонье. Да, в прошлом году он завоевал свой второй титул, но при этом он прекрасно понимал, что ему необходимо прибавить сразу в нескольких компонентах. К тому же, на горизонте замаячил третий титул чемпиона, что позволило бы ему сравняться по количеству трофеев со своим кумиром Айртоном Сенной - чем не стимул?
Вплоть до минувшего уик-энда Хэмилтон безжалостно расправлялся со своими соперниками на трассе. Он завоевал поул на всех четырех этапах и выиграл три из них, лишь единожды уступив Себастьяну Феттелю на Ferrari.
В то же время Нико оставался лишь бледной тенью своего напарника по команде. При этом он не искал себе оправданий, а открыто признавал, что в Австралии и Малайзии ему не хватало скорости по субботам. В Китае он подобрался к Льюису уже гораздо ближе, но в Бахрейне допустил тактическую ошибку в квалификации и вновь остался не у дел.
К тому же, Росберг уступал напарнику не только по субботам - он и в воскресенье не мог ничего ему противопоставить. Вдобавок прорыв Скудерии в межсезонье привел к тому, что немцу пришлось концентрироваться не только на погоне за Льюисом, но и следить за тылами.
После очередного поражения в Бахрейне, где Нико в борьбе с пилотами алых машин привел в негодность тормоза, а затем еще и пропустил вперед Кими Райкконена, стало казаться, что сезон для него практически закончен.
Но в Барселоне Росбергу удалось все собрать воедино, комфортно одолеть партнера в квалификации и уверенно выиграть в гонке. По сути, когда на старте Хэмилтон пропустил вперед Феттеля, судьба гонки была решена.
После этапа неисполнительный директор Mercedes Ники Лауда отметил, что эта победа была крайне необходима Нико в плане психологической борьбы с напарником по команде.
«Нико блестяще справился со своей работой, - сказал титулованный австриец в интервью AUTOSPORT. - Он дал бой Льюису, и это очень здорово для него и всей команды.
Если бы ему не удалось сделать это в Барселоне, то в Монако ему было бы выступать куда сложнее с психологической точки зрения. Очень хорошо, что Нико вернулся!»
Сам Росберг также признал, что очень рад своему возвращению на верхнюю ступеньку подиума.
«Очень трудно было мириться с тем, что Льюис побеждает из раза в раз, - сказал Нико, - хотя я ни на минуту не терял уверенности в своих силах. Я понимал, что победа - лишь вопрос времени.
Это был отличный уик-энд. Все сложилось воедино, и это здорово. Я не менял своего подхода к гонке. Конечно, я не стою на месте и постоянно прогрессирую, делаю определенные выводы, но в целом все осталось прежним».
Все, за исключением конечного результата. Итак, если Росберг остался прежним, что же помешало его напарнику в очередной раз его опередить?
В Барселоне в эти дни было довольно жарко и ветрено, и многие пилоты испытывали серьезные проблемы со скольжением на трассе. После квалификации Хэмилтон жаловался на избыточную поворачиваемость W06, при этом он отметил, что стиль пилотирования Нико позволяет ему избегать подобных проблем.
Руководитель Mercedes Тото Вольф сказал, что разница между напарниками по команде была едва уловима.
«На столь высоком уровне значение имеет любая деталь, вплоть до уровня комфорта за рулем, - сказал он. - Еще до начала уик-энда Льюис говорил, что ему не очень нравится ездить в Барселоне, к тому же, в условиях сильного ветра ему никак не удавалось подобрать удовлетворительные настройки.
Способность контролировать все происходящее на трассе, комфортно чувствуя себя за рулем машины - это очень важно в гонке. И Нико лишний раз доказал это в Испании».
В результате баталии на трассе разразились, по сути, только за второе место на подиуме. В Mercedes решили зазвать Льюиса в боксы раньше Феттеля - на 13-м круге, чтобы попытаться за счет этого его обойти. Однако заминка механиков на пит-стопе с левым задним колесом стоила британцу порядка трех секунд, что позволило Феттелю, заехавшему в боксы на следующем круге, сохранить свое преимущество над действующим чемпионом мира.
К окончанию 20-го круга Хэмилтон подобрался к Себастьяну на расстояние шести десятых секунды и пытался провести обгон в первом повороте с использованием DRS, но это ему не удалось.
«Этот уик-энд выдался непростым, поэтому я полностью доволен [вторым местом], - сказал после гонки Льюис. – Много времени прошло с тех пор, когда я в последний раз так плохо стартовал.
Я боролся изо всех сил, но, к сожалению, конфигурация этой трассы не позволяет легко обгонять или преследовать вплотную. Что бы вы ни делали, близко к сопернику подобраться невозможно. Поэтому для меня всё сводилось к минимизации потерь».
В этот момент британец услышал по радио из боксов просьбу попытаться-таки обогнать Феттеля на трассе, чтобы двигаться дальше, на что он коротко ответил: «Это практически невозможно, найдите другое решение».
И решение нашлось, а заключалось оно в одном дополнительном пит-стопе. Это действительно помогло Льюису опередить Себастьяна, но для этого ему нужно было быстро расправиться с трафиком, в котором он неминуемо оказывался бы после незапланированной остановки в боксах.
Во второй раз Хэмилтон заехал на пит-лейн на 32-м круге и появился на трассе сразу позади Кими, который был на длинном втором отрезке на жестких шинах. Спустя два круга британец разобрался с финном при помощи DRS, а еще через шесть кругов вернул себе третье место, опередив Валттери Боттаса.
На протяжении всего этого времени Феттель на изношенных шинах Medium ничего не мог противопоставить Льюису, проигрывая по две секунды с круга. В итоге четырехкратный чемпион мира свернул в боксы на 40-м круге.
Росберг заехал на свой финальный пит-стоп пятью кругами позже, что позволило его напарнику на какое-то время выйти в лидеры. Многие, включая и самого Росберга, опасались, что Льюис решится на героический 34-круговой отрезок без смены резины и уведет победу из-под носа напарника.
Но, как позже сказал Нико, это было просто нереально. На свой финальный пит-стоп британец поехал на 51-м круге, и все встало на свои места. К пелотону Льюис присоединился в нескольких секундах впереди Феттеля, и надежды Скудерии вновь вклиниться на финише между пилотами Mercedes, не оправдались.
«Полагаю, было бы очень сложно удержать его позади, - сказал после гонки Себастьян. - В конце гонки он был значительно быстрее.
К сожалению, после заключительного заезда в боксы я попал в трафик. Я потерял на этом две или три секунды, чего было бы достаточно, чтобы удержаться впереди Льюиса. Но они действительно были быстрее и заслуженно победили».
Выйдя на свободное пространство, Хэмилтон начал было погоню за Росбергом. За 14 кругов до финиша преимущество немца составляло 20,648 секунды, что означало, что Льюису предстояло отыгрывать по полторы секунды на круге, чтобы приблизиться к напарнику.
При этом из боксов британцу настоятельно советовали удержать занимаемую позицию и спокойно доехать до финиша.
«Догнать его невозможно?» - спросил Льюис. По радио ответили, что Росберг в этом случае сам прибавит в скорости. Хэмилтон все же попробовал пуститься в погоню, но вскоре понял, что шансов нет.
«На тот момент Нико был уже слишком далеко, и догнать его действительно не представлялось возможным, - сказал после гонки британский пилот. - Я атаковал вплоть до момента, когда до финиша оставалось кругов шесть. Между нами было около 13 секунд, так что я понял, что надо просто спокойно доехать остаток дистанции».
В результате Хэмилтону удалось минимизировать потери, не подпустив Росберга в личном зачете чемпионата ближе чем на 20 очков.
В то же время для Ferrari этот день ознаменовался пока самым болезненным поражением в этом сезоне.
Отставание Феттеля на финише составило 45,342 секунды, что было даже больше, чем в Австралии.
Да, итальянцы привезли из Маранелло в Барселону серьезные обновления шасси, но и в Mercedes не стояли на месте и прибавили в квалификационном темпе порядка трех десятых секунды на круге.
Вероятно, новинки Скудерии просто не оправдали ожиданий команды.
«Если посмотреть на отставание от Mercedes в гонке, то оно стало максимальным за все прошедшие этапы, - сказал Феттель. - Это не очень приятно, но я уверен, что мы двигаемся в верном направлении.
Мы просто не смогли быстро ехать в Барселоне. Либо трасса нам не подошла, либо погодные условия».
Руководитель команды Маурицио Арривабене отметил, что его пилоты теряли по полсекунды на заключительном секторе трассы. В квалификации Росберг был быстрее Феттеля на секции, включающей повороты с 10-го по 16-й, на 0,462 секунды. Таким образом, можно предположить, что проблемы SF15-T в основном заключались в прохождении медленных поворотов и отсутствии стабильности на разгоне, что не может радовать поклонников красных перед визитом в Монако.
«Каталунья - очень непростая трасса для всех, - отметил Арривабене. - Мы по-прежнему отстаем от лидеров, но нам необходимо проанализировать отставание, чтобы понять причину происходящего.
Если найдем что-то, нужно будет немедленно все устранить. Но я уверен, что у нас правильный вектор движения.
Мы делали теоретические сравнения, и все было нормально, но на практике что-то не получилось».
Росберг после гонки также заметил, что на данный момент преимущество Mercedes над ближайшими соперниками даже больше, чем в этот же момент год назад - частично из-за технических проблем у Хэмилтона в Австралии.
Если лидерам удастся сохранить набранный темп, это грозит тем, что за ними просто никто не сможет угнаться.
Впереди Монте-Карло, и Нико Росбергу предстоит попытаться повторить свой успех на узких улочках горного княжества. В прошлые годы немец очень успешно выступал на этой исторической трассе. Сейчас он без лишней охоты говорит о борьбе за титул, но нет сомнений в том, что он сделает все возможное, чтобы склонить чашу весов в свою пользу.
И успех в Барселоне - именно то, что нужно было вице-чемпиону мира, чтобы обрести уверенность в преддверии самого значимого в сезоне гоночного события - Гран При Монако!