Ле-Ман: И последние станут первыми...
В минувший уик-энд команда Porsche не только одолела в Ле-Мане более титулованных в последние годы соперников из Audi и сильных конкурентов из Toyota, но и сделала это силами своего наименее опытного экипажа. Гэри Уоткинс прошелся по горячим следам минувшего суточного марафона на кольце Сартэ...
Команда Porsche смогла добиться триумфа в Ле-Мане уже со второй попытки с момента своего возвращения в топовую категорию гонок на выносливость.
Нико Хюлькенберг, Ник Тэнди и Эрл Бамбер возглавили дубль Porsche 919 Hybrid в классе LMP1, при этом коллектив оказался сильнее записных фаворитов из Audi как непосредственно на трассе, так и в плане стратегии и надежности.
Этот триумф стал уже 17-м для штутгартской марки и первым с 1998 года - а свои главные козыри победный экипаж продемонстрировал в ночь с субботы на воскресенье, ошеломив оппонентов своей скоростью и надежностью.
Они провели почти безупречную гонку, лишь раз незапланированно остановившись в боксах для замены задней части кузова за восемь часов до окончания заезда.
Нико Хюлькенберг, ставший первым победителем Ле-Мана среди действующих пилотов Больших Призов после Джонни Херберта и Бертрана Гашо на Mazda в далеком 1991 году, заявил о своих претензиях на первую ступеньку подиума в конце шестого часа дистанции, когда сел за руль машины во второй раз.
Экипаж потерял какое-то время в моменты первых двух появлений на трассе машины безопасности, но когда пейс-кар появился вновь в конце восьмого часа, немец уже находился среди лидеров.
Дебютировавший в Ле-Мане действующий пилот команды Force India F1 смог опередить своего бывшего коллегу по Большим Призам Марка Уэббера за рулем машины под номером 17 в борьбе за второе место, после чего уступил место Нику Тэнди, проехав первый четверной отрезок на шинах Michelin.
В районе полуночи единственный пилот в экипаже с опытом выступлений на кольце Сартэ продолжил уверенную поступь по трассе, да и Бамбер, сменивший его ночью, ошибок не допускал.
В итоге ни Уэббер в соседстве с Тимо Бернхардом и Брендоном Хартли, ни тем более экипажи Audi не смогли остановить лидеров в погоне за своим первым триумфом в Ле-Мане.
«Нам не хватило скорости, - сказал после гонки Марк. - Экипаж машины под номером 19 был просто быстрее, особенно ночью. Именно это стало решающим фактором».
Тэнди лишь подтвердил догадки австралийца относительно их скорости по ночному Ле-Ману.
«Когда температура стала снижаться, мы обрели настоящую скорость, - сказал Ник. - В наши планы входило оставаться на трассе на четверные отрезки, и у нас все получилось!
Полагаю, именно этот момент стал ключом к нашей победе. Прохладные условия подходили нам и нашей машине как нельзя лучше».
При этом в Porsche так и не смогли толком объяснить разницу в скорости своих машин ночью, а руководитель команды Андреас Зайдль подтвердил, что настройки у автомобилей под номерами 17 и 19 были идентичными.
«Вероятно, пилоты победного экипажа просто чувствовали себя за рулем комфортнее в таких условиях», - предположил он.
В команде Audi попытались найти оправдания своему отставанию от машины №19 и проигрышу Porsche в целом.
«Ночью были отрезки, когда нам не хватало скорости из-за низкой температуры, - сказал глава команды Audi Sport Ральф Юттнер. - Когда так говорят, люди обычно первым делом думают о шинах, но дело не только в них. Современные спорткары в целом очень сложны и чувствительны к окружающим условиям».
Можно отметить, что ночью машины Audi уступали конкурентам в основном на втором секторе, включая прямую Mulsanne и шиканы на ней. Из этого несложно сделать вывод, что R18 просто недоставало мощности в прохладных условиях.
При этом Тимо Бернхард уверен, что днем в субботу их машина вполне удерживалась в темпе лидеров, но после полученного Хартли минутного штрафа за несоблюдение режима желтых флагов шансы были упущены.
После отбытия Уэббером наказания экипаж отстал от лидеров на две минуты и в дальнейшем старался поддерживать этот интервал, пока не откатился дальше на исходе 22-го часа дистанции. На тот момент Бернхард и компания были уже вне досягаемости для соперников из Audi.
Стоит также отметить, что спецификация R18 e-tron quattro с низким лобовым сопротивлением, впервые представленная в Спа в прошлом месяце, вполне могла держаться в темпе Porsche днем, но ночью им нечего было противопоставить своим конкурентам.
В воскресенье, когда солнце снова стало подниматься, догонять лидеров было уже поздно - время было упущено.
В итоге экипаж в составе Андре Лоттерера, Марселя Фэсслера и Бенуа Трелуйе финишировал на третьем месте с отставанием в два круга. И все же они могли рассчитывать на победу в гонке вплоть до 7 утра воскресенья, когда Фэсслер повредил заднюю часть обвеса в связке поворотов Porsche.
Задержка на два круга, штрафной проезд по пит-лейну за несоблюдение скоростного режима в зоне замедления, а затем и еще один незапланированный заезд в боксы для долива масла - все эти факторы к финишу просто невозможно было нивелировать. При этом экипаж раз за разом возвращался в бой, но после очередной серии пит-стопов откатывался назад.
Это лишь подчеркивает проблемы, преследовавшие Audi в Ле-Мане в этом году.
К тому же, они понимали, что вынуждены будут играть с Porsche в кошки-мышки с самой первой череды пит-стопов. Сразу было ясно, что бензиновому двигателю 919 требуется меньше топлива во время остановки в боксах по сравнению с турбодизельной установкой R18, что приводило к экономии порядка четырех секунд за одну дозаправку.
Соперники из Audi и Toyota предполагали, что новая спецификация гибрида Porsche позволит им проезжать на одном баке топлива на один круг больше конкурентов из-за перехода на 8-мегаджоулевую систему рекуперации энергии. Однако в режиме зеленых флагов прототипам Porsche хватало бы горючего лишь впритык на 14 кругов дистанции.
«Если у вас есть бензина ровно на 14 кругов, вы не должны рисковать и ехать лишний круг, - подметил Зайдль. - Так что мы решили заливать топлива на 13 кругов и экономить при этом на весе машины и времени на дозаправку».
В Audi подсчитали, что в сумме их потери на этом составили порядка двух с половиной минут. При этом в коллективе изначально полагали, что отставание не будет столь значительным, особенно пока в Porsche продолжали ездить тройными отрезками. Но позже они перешли на четверные...
«В первые четыре-пять часов гонки мы еще сохраняли оптимизм, - прокомментировал Юттнер, - но затем стало холодать...»
Экипаж Audi под номером 9 в составе Марко Бонаноми, Филипа Альбукерка и Рене Раста долго соперничал с Porsche и в итоге остался единственной надеждой ингольштадтцев на отметке в три четверти дистанции.
Проблемы с гибридной установкой в итоге вынудили команду менять левый передний тормозной диск, что проще всего было сделать путем замены всей угловой секции машины. На этом было потеряно порядка 18 минут, что помешало экипажу финишировать выше седьмого места.
Лоик Дюваль, Лукас ди Грасси и Оливер Джарвис закончили марафон на четвертом месте в круге отставания от Лоттерера. На третьем часу гонки они потеряли круг, когда Дюваль въехал в отбойники в повороте Indianapolis в результате недопонимания с командой и маршалами относительно введения зоны замедления на этом отрезке.
После этого инцидента, по словам ди Грасси, машина не могла показывать более 95% своего потенциала. А два внештатных пит-стопа для крепления задней части кузова лишили экипаж всяких надежд побороться с коллегами по команде за третью ступеньку на подиуме.
На пятом месте с четырьмя кругами отставания финишировал экипаж Porsche под номером 18 в составе Нила Джани, Ромена Дюма и Марка Либа.
На седьмом часу гонки Дюма не справился с управлением в повороте Mulsanne, в результате чего на машине возникли проблемы с тормозами, а спустя еще четыре часа аналогичный эпизод возник и у Нила.
Каждый раз машину пришлось возвращать на трассу из гравия и затем менять носовой обтекатель, на чем было потеряно немало времени. К тому же, механикам пришлось перенести баланс тормозов чуть назад, что не лучшим образом сказалось на управляемости машины.
Можно смело сказать, что в этом году за победу в Ле-Мане в топовой категории в той или иной степени боролись лишь два производителя - Porsche и Audi. Toyota своим соперникам ничего противопоставить не могла.
В результате лучшая из сине-белых машин смогла обогнать лишь "девятку" Audi, на долю которой выпала львиная доля неприятностей немецкого коллектива. О том, чтобы догнать машины с номерами 7 и 8, несмотря на все их проблемы, речи даже не было.
Таким образом, Энтони Дэвидсон смог финишировать лишь восьмым, после того как столкнулся с машиной класса GTE Pro и вынужден был менять носовой обтекатель своей TS040. Также этот инцидент отрицательно сказался на балансе автомобиля.
В результате машина провела в боксах 13 лишних минут и пришла к финишу с отставанием от лидера в десять кругов.
Второй экипаж, у которого не возникло столько проблем, смог пересечь финишную черту шестым.
После гонки в стане Toyota не было заметно ни малейшего удивления или замешательства. Они еще до гонки понимали, что будут уступать в темпе, но не думали, что соперники выступят столь надежно в техническом плане.
«Кое-что в этой гонке все же стало для нас неожиданностью, - сказал технический директор Toyota Motorsport Паскаль Васселон. - Мы ожидали, что будем отставать в темпе, но не думали, что у соперников возникнет так мало проблем с надежностью.
Мы предполагали, что на дистанции гонки уступим Porsche и Audi порядка 20 минут, и оказались примерно правы».
При этом в стане японской команды предполагали, что лидеры проведут в боксах достаточно времени из-за различных поломок, как это было годом ранее. Но ведущие экипажи обошлись без серьезных проблем.
Компании Nissan по возвращении в топ-класс гонок на выносливость не удалось блеснуть своей инновационной моделью GT-R LM NISMO, при этом они остались довольны тем, что один из трех представленных автомобилей все же смог добраться до финиша.
После гонки они заявили, что их цель достигнута, несмотря на 18-секундное отставание по времени лучшего круга GT-R LM от лидера категории и менее секунды превосходства в темпе над лучшей машиной категории LMP2.
Напомним, что накануне марафона глава автоспортивного подразделения Nissan Даррен Кокс убеждал всех вокруг, что автомобили класса LMP2 уж точно останутся далеко позади.
При этом у машин команды, рассматривавшей нынешний Ле-Ман в качестве дополнительных тестов, возникли проблемы уже в самом начале гонки.
Экипаж Оливье Пла, Яна Марденборо и Макса Чилтона потерял время на старте из-за проблем со сцеплением, что и задало невеселый тон всей гонке японского производителя.
В результате все три экипажа коллектива столкнулись с немалым количеством проблем.
Можно было ожидать, что клетчатый флаг увидят пилоты двух из трех красных прототипов, однако машина Марденборо замерла на трассе из-за проблем с подвеской за полтора часа до окончания заезда, в результате чего пилоты присоединились к своим коллегам Цугио Мацуде, Лукасу Ордонесу и Марку Шульжицкому, сошедшим ранее.
Финишную черту пересек лишь экипаж в составе Гэрри Тинкнелла, Михаэля Крумма и Алекса Банкомба, пусть и с отставанием от лидера порядка 150 кругов. Этого результата не хватило команде, чтобы быть классифицированными в гонке, поскольку экипаж не уложился в нормативные 70% от лидера.
Среди частных команд в этом году вновь, как и три из четырех последних лет, первенствовал коллектив Rebellion Racing. Но в этом году прошлогоднюю сказку с четвертым местом на финише команде повторить не удалось.
При этом обе обновленные машины R-One с турбированными двигателями AER, пришедшими на смену атмосферным Toyota, добрались до финиша гонки и были классифицированы на 18-м и 23-м местах, соответственно. Но и без проблем им обойтись не удалось.
Новый силовой агрегат оказался более мощным, но менее надежным по сравнению со своим предшественником. Но проблемы команды никого не удивили, поскольку новый пакет был впервые опробован менее месяца тому назад.
Если подводить итоги прошедшей гонке, стоит отметить, что в плане надежности команда Audi в этот раз не блеснула, несмотря на то, что все три машины коллектива пришли к финишу. Porsche, напротив, удалось построить восхитительный автомобиль - настоящий образец скорости и надежности.
При этом в команде понимали, что их машина будет быстра, но даже не смели надеяться, что с надежностью у них также не возникнет никаких проблем.
«Мы даже предположить не могли, что на таких скоростях наши машины отработают столь надежно и стабильно», - подвел итог гонке Андреас Зайдль.
Таким образом, у Audi не было ни малейших шансов победить и в этот раз, что признал и Ральф Юттнер: «С таким количеством проблем, как у нас, вы просто не имеете права рассчитывать на победу в противостоянии со столь сильным соперником. Без шансов».