Как Формула 1 может сменить владельца?
Слухи о смене владельцев коммерческих прав на Формулу 1 вызвали настоящую бурю в паддоке. Дитер Ренкен изучает, как вписывается интерес американо-катарского консорциума в общую картину
Некое напряжение чувствовалось ещё до того, как звук двигателей нарушил покой предгорий Штирии во время Гран При Австрии. В четверг перед обязательными техническими проверками всех четырёх шасси двух подвластных Дитеру Матешицу (который также является владельцем автодрома, принимающего этап) команд сам бизнесмен обрушился с критикой на поставщика двигателей Red Bull - компанию Renault в своём интервью изданию Speedweek.
Само по себе это не стало для кого-то сюрпризом, поскольку уже на протяжении довольно длительного периода руководство австрийской команды постоянно выражает своё недовольство низкими показателями мощности французских моторов, причём критика не прекращалась даже тогда, когда были очевидны и явные недочёты шасси. Комментарии Матешица, своим талантом и усилиями сколотившего миллиарды долларов, звучали в том же духе.
Гораздо большее удивление днём позже вызвал номер “Красного Бюллетеня” – ранее довольно фривольной и юмористической газеты, которая теперь доступна только по подписке или в качестве дополнения к какой-нибудь серьёзной публикации. Издание среди всего прочего напечатало материал Ники Лауды под названием “Что не так с Формулой 1?” Ещё одной примечательной статьёй стала колонка “Выход из кризиса".
Когда проницательный бизнесмен тратит на автоспорт ежегодно около £400 млн. – причём львиная доля приходится на Формулу 1, – а затем нещадно критикует всё и вся, остаётся лишь удивляться причинам такого поведения, особенно учитывая то, что Матешицу принадлежат коммерческие права на чемпионат мира по Ралли...
«Возможно, он собирается сбить цену перед важным ходом?» - возник вполне логичный вопрос, когда бывший пилот Red Bull, а ныне звезда WEC Марк Уэббер высказал схожие предположения в своём видео-подкасте. А когда сам Экклстоун назвал продукт “дерьмом” (после чего опроверг это), стало ясно – закладывается фундамент к серьёзной операции.
Добавьте к сказанному тот факт, что нынешний владелец коммерческих прав на Формулу 1 фонд CVC Capital Partners отрядил в Шпильберг сразу двух представителей тяжёлой артиллерии – не только председателя правления совета директоров Дональда Маккензи, но и бывшего председателя Formula One Group Питера Брабека-Летмэйта.
Парочка бизнесменов активно работала в паддоке в субботу и воскресенье, собирая отзывы о функционировании объекта своих инвестиций, включая информацию о возможных угрозах со стороны WEC.
Ни для кого не секрет, что обычно фонд CVC держит актив в своём портфолио на протяжении около семи-десяти лет, а в ноябре этого года исполняется как раз десять лет с момента приобретения этих прав в 2005 году. Данной сделке, как известно, дали добро как Комиссия ЕС, так и FIA.
Ну а что же FIA? Принято считать, что фонд CVC является владельцем Формулы 1, но на самом деле именно руководящий орган правит балом: ещё в конце 90-х годов права на спорт были переданы семье Экклстоуна, после чего сделка была продлена на 113 лет за сумму, оговоренную в предварительном варианте соглашения на десять лет.
По контракту FIA сохраняет за собой право вето на любую операцию по смене владельца, а на момент приобретения прав CVC как раз произошла смена контроля путём приобретения фондом Fund IV доли трёх разорившихся банков – предыдущих владельцев коммерческих прав. Забегая вперёд, можно, конечно, предположить, что в случае лизинга (аренды коммерческих прав) понятие "контроль" приобретает несколько эластичную окраску, и теперь права эти находятся в руках зарегистрированной в Джерси Delta Topco – материнской компании Formula One Group, и вряд ли что-нибудь изменится.
Но давайте вернёмся в Австрию. Всю субботу ходили разговоры о том, что самая богатая страна в мире по показателю ВВП на душу населения Катар может принять первую гонку сезона-2016 – именно поэтому, вероятно, дата Гран При Австралии могла быть сдвинута на апрель, несмотря на то, что Мельбурн договорился с Берни Экклстоуном открывать чемпионат вплоть до 2020 года. Тем не менее, камнем преткновения остаётся вето Бахрейна на иные Гран При на Ближнем Востоке.
Таким образом, когда в Financial Times появились новости о намерении американо-катарского консорциума приобрести крупную долю в коммерческих правах на Формулу 1 в размере 41% (или больше), выкупив у CVC 35,5% и у Берни Экклстоуна ещё 5,3%, всё встало на свои места. Также возможным предметом интереса консорциума может быть доля в 15%, находящаяся в руках потерпевшего крах банка Lehman Brothers.
Вдобавок ко всему семейный траст Экклстоуна Bambino владеет 8,5% коммерческих прав на Большие Призы, и если эта часть будет включена в операцию, то потенциальная доля консорциума перевалит за 50% даже без ценных бумаг Lehman Brothers. В результате консорциум получит безоговорочный контроль над Delta Topco, а значит, и над правами на Формулу 1 до 2110 года.
Последняя фраза имеет ключевое значение для всех игроков, поскольку, если коммерческие права технически останутся во владении Delta Topco, смена контроля, по сути, не произойдёт. Таким образом, в зависимости от конкретных положений, содержащихся в договоре о коммерческих правах, утверждение сделки со стороны FIA не потребуется.
Сам фонд CVC имеет право определять структуру портфеля внутри Delta Topco, а значит, любые потенциальные продажи собственности фонда сохранят у владельцев контрольный пакет.
Проще говоря, договор “лизинга” коммерческих прав больше похож на сделку аренды между FIA и держателем коммерческих прав – в данном случае Delta Topco, причём в данном случае руководящий орган является “родителем”, а акционеры – “отпрысками”.
Пока “родители” остаются при деле и выполняют свои условия по договору, их “дети” могут приходить, уходить, меняться как им заблагорассудится, и это никак не повлияет на общие договорённости об аренде. Всё это происходит на условиях первоначальной сделки на 113 лет, условия которой находятся под семью замками.
То, что для согласования новых “отпрысков” не требуется утверждение со стороны FIA, указывает на возможный недостаток в сделке Берни Экклстоуна со своим многолетним другом Максом Мосли, пребывавшим в то время во главе руководящего автоспортивного органа. И смена президента не избавляет FIA от юридических обязательств, которые буквально связывают ассоциации руки, несмотря на то, что именно ей и принадлежит Формула 1.
Тем не менее вице-президент Всемирного совета по автоспорту FIA Нассер Халифа Аль-Аттия поспособствовал проведению Генеральной Ассамблеи ассоциации в 2014 году именно в Катаре, а значит, отношения между представителями этой страны и FIA очень теплые.
Что же мы знаем о связях с Катаром? Это суверенное государство в пустыне, бывшее в прошлом британской колонией, вложило триллионы долларов, вырученных от реализации нефти и газа, в недвижимость и различные проекты по всему миру через всевозможные независимые инвестиционные фонды. Катару принадлежит 13% в банке Barclays и 17% акций Volkswagen Group, крупный пакет акций сети британских супермаркетов Sainsbury и контрольная доля в Harrods.
Один из фондов, функционирующий отдельно от основного Qatar Holdings (его вложения и перечислены в предыдущем абзаце), - это Qatar Sports Investment, который, согласно информации агентства Euromoney, был создан в 2005 году с целью инвестиций в спорт и различные развлекательные проекты, доходы с операций по которым затем вкладываются в развитие спорта и сферы развлечений самого королевства.
Катар, который подозревается в подкупе комиссии, принявшей решение о проведении Чемпионата мира по футболу в этой стране в 2022 году, надеется, что инвестиции в Формулу 1 и полный контроль над спортом позволят как-то затмить футбольный скандал.
С другой стороны, американский партнёр консорциума компания RSE Ventures, которая по слухам ещё не сделала официальное предложение, хотя ожидается, что все формальности будут улажены в течении ближайших недель, имеет большой опыт инвестиций в спорте, а также пользуется поддержкой холдинга Related Companies, владеющего около 5000 высококлассных объектов для аренды в Нью-Йорке, а также крупным центром Time Warner Center.
Кроме того, компания Related управляет независимыми фондами на сумму около $1.5 млрд, а также инвестирует в объекты недвижимости по всей территории США, в Абу-Даби, в Шанхае и Сан-Паулу – крупных центрах, хорошо известных болельщикам Формулы 1.
Совладельцами RSE являются Мэтт Хиггинс, занимающий должность исполнительного директора команды NFL Miami Dolphins (ранее он входил в совет директоров New York Jets) и Стивен Росс – владелец Related и самих Dolphins. Таким образом, интерес к приобретению прав на Формулу 1 имеет значительные коммерческие и спортивные предпосылки, а также подкреплён практически неисчерпаемыми финансовыми ресурсами катарской стороны.
Однако за последние несколько недель и другие стороны проявляли интерес к активам CVC. Предложение вполне мог бы сделать и консорциум команд большой четвёрки - Ferrari, Mercedes, Red Bull и McLaren – ставя себе целью копирование структуры DTM, чтобы получить возможность самим заниматься продвижением и управлением прибылью совместно с Берни Экклстоуном. Это вполне может объяснять критика Формулы 1 со стороны Матешица, Лауды, а также недавние комментарии самого Экклстоуна.
Как бы то ни было, похоже, эра CVC в Формуле 1 подходит к своему концу. Этот период ознаменовался тем, что интересы акционеров ставились превыше интересов спорта. Основным камнем преткновения, однако, может стать подтверждение потенциальной сделки Комиссией ЕС – орган, который на протяжении 15 лет не вмешивался в дела спорта, похоже, изменит свою политику в ближайшем будущем.
Таким образом, любое предложение в адрес CVC станет предметом детального анализа со стороны чиновников ЕС, а это может помешать планам многих заинтересованных сторон и отсрочить выход CVC из бизнеса.