Почему стоит воспринимать угрозы Red Bull всерьёз?

Редакторы Autosport
29 июля 2015 в 10:06

В паддоке уже привыкли к угрозам Red Bull Racing покинуть Формулу 1, звучащим с апреля, но Дитер Ренкен утверждает, что стоит воспринимать слова владельца команды Дитриха Матешица всерьёз

Не так давно мы анализировали ситуацию Renault в качестве поставщика моторов и рассматривали три возможных варианта развития событий для французского производителя.

В интервью во время последнего этапа первого сезона Формулы E в Лондоне исполнительный директор альянса Renault/Nissan Карлос Гон подтвердил, что изучает эти три опции, добавив, что до конца 2016 года компания, согласно контракту, будет поставлять моторы своим клиентам Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso.

То, что топ-менеджер посетил этап электрической серии, не было сюрпризом, поскольку франко-японский альянс является мировым лидером по производству электромобилей, а его дочерние компании сыграли ключевую роль в интеграции моторов от McLaren Electronics и электроники, а также батарей от Williams Advanced Engineering.

Однако странным было то, что он в этот раз взял слово, отказавшись ранее давать интервью в дни Гран При Монако.

Red Bull представлена в других категориях, включая MotoGP
Red Bull представлена в других категориях, включая MotoGP

Ещё тогда Гон провёл встречу и исполнительным директором Формулы 1 Берни Экклстоуном, обговорив условия выступления Renault в спорте после сезона-2016, включая тему изменения структуры управления в Больших Призах, а именно то, что французы были исключены из всех регулятивных процессов. Говорят, тогда в Монако атмосферу этих переговоров нельзя было назвать дружеской, таким образом, Гон принял решение дать официальное интервью в Лондоне.

Как бы то ни было, его комментарии последовали за интервью Дитриха Матешица, который обрушился шквалом критики на моторы Renault, заявив, что команда покинет спорт, если не получит конкурентоспособный двигатель. Хотя другие топ-менеджеры Red Bull и опровергли эти угрозы, ранее они говорили обратное, а значит, возможность выхода команды из Больших Призов стоит воспринимать всерьёз.

Тогда как Формула 1 является важным маркетинговым инструментом для Red Bull, благодаря чему компания вышла в мировые лидеры на рынке энергетических напитков с ежегодными продажами больше пяти миллиардов банок, это не единственная автоспортивная платформа, несмотря на старания некоторых официальных лиц в Больших Призах убедить общественность в обратном.

Взгляните в сторону MotoGP и вы увидите, что мотоциклы в цветах Red Bull ведут сражение за самые высокие позиции; посмотрите этап WEC – логотипы Red Bull украшают технику и комбинезоны ведущих команд. Мировое Ралли? На кузовах доминирующих Volkswagen эмблемы Red Bull затмевают даже логотипы самого немецкого бренда. Точно такая же ситуация с Peugeot и KTM в Дакаре.

Иными словами, когда дело доходит до глобального спорта, Red Bull оказывается избалована выбором. При всём этом автоспорт – не единственная “адреналиновая” платформа для компании, поддерживающей также хоккей, авиагонки и многие другие странные состязания и мероприятия по всему миру.

Прыжки с открытого космоса? О миссии Red Bull Stratos продолжают говорить, несмотря на то, что её бюджет достиг заоблачных сумм. Компания с лёгкостью могла бы выбрать более дешёвое мероприятие для спонсирования, однако при этом не отличающееся таким значительным маркетинговым эффектом. В общем, когда речь идёт о крайностях и о пределах возможностей – это становится территорией Red Bull, что следует принимать во внимание Формуле 1.

Матешиц одним махом свернул программу не слишком успешной команды в NASCAR © LAT
Матешиц одним махом свернул программу не слишком успешной команды в NASCARФото: LAT

Вне зависимости от сферы деятельности, спонсоры приходят и уходят, сворачивая свои программы, как только маркетинговые цели достигнуты, и для Red Bull было бы настоящим преступлением не оценивать эффект от своих инвестиций, включая такой дорогостоящий и популярный глобальный проект, как Формула 1.

После доминирования с Себастьяном Феттелем с 2010 по 2013 годы Red Bull рискует оказаться в фазе стагнации, усугубляющейся проблемами Renault и не самым эффективным шасси. Творец успеха команды Эдриан Ньюи больше не занимается Формулой 1. Пришло время сворачиваться?

Проблема в том, что Red Bull - это не просто очередной спонсор. Компания предпочитает иной подход – выступление своими собственными командами. В Формуле 1 это не запрещено. Red Bull – это не просто спонсор арены Red Bull Ring – места проведения Гран При Австрии (и этапа MotoGP с сезона-2016) – компания владеет инфраструктурой, потратив колоссальные средства на её развитие после приобретения активов.

Когда речь заходит о рекламе, Red Bull не ищет вещательные компании для демонстрации своей продукции – у компании есть бесплатные каналы Servus TV и Red Bull TV, а также печатное издание под названием “Красный Бюллетень”. Кроме того, бренд владеет собственным музыкальным лейблом, а организация Red Bull Media House устраивает концерты музыкантов.

Деятельность Red Bull настолько широка, что корпорации для своих целей необходим свой погодный сервис, поэтому для этих целей была приобретена компания UBIMET. Список маркетинговых проектов Red Bull ограничен, скорее, не размерами бюджета, а тем, чем желает владеть Дитрих Матешиц.

В то время как, с одной стороны, форма владения обеспечивает полный контроль над пилотами, гонщиками, спортсменами, автодромами, с другой стороны, такой проект нельзя легко покинуть, как было бы при окончании контракта в условиях спонсорства. Выход Red Bull из любого дела подразумевает полное свёртывание операций, если покупатель не будет найден. Когда Red Bull приняла решение покинуть NASCAR, компания продала машины и оборудование прежде, чем уведомила об этом сотрудников всего за сутки.

Этот пример демонстрирует то, насколько безжалостно и хладнокровно действует компания, как только решение принято. Если вам необходимы ещё доказательства, спросите дюжину бывших участников программы развития Red Bull, которым в один прекрасный момент “обрезали крылья”.

Исключительно по вине Renault или нет, но Red Bull не может себе позволить затяжную серию неудачных результатов в Гран При по всему миру, включая домашнюю Австрию, где поддерживаемые прямым конкурентом компании - производителем энергетических напитков Monster - пилоты Mercedes уверенно победили Red Bull Racing и Toro Rosso, на которые ежегодно австрийская корпорация тратит больше $300 млн. На фоне падения интереса к Большим Призам в мире и сокращения телевизионных рейтингов всё более привлекательными становятся иные проекты.

Обе команды Red Bull испытывают трудности с моторами Renault © LAT
Обе команды Red Bull испытывают трудности с моторами RenaultФото: LAT

Таким образом, перед Red Bull стоит большое количество вариантов, ни один из которых, впрочем, в краткосрочной или среднесрочной перспективах не позволит компании вернуться на вершину, если только ей не улыбнётся удача и в то же время деньги не будут вложены в потенциально удачные проекты. Короче говоря, что бы ни выбрали австрийцы, это потребует коренной реструктуризации команды, учитывая её инфраструктуру и всевозможные программы развития - в меньшей степени этот процесс коснётся STR.

Первый вариант – продолжать надеяться, что отделам шасси в команде и мотористам из Вири-Шатийон удастся добиться значительного прогресса, и такую тенденцию мы видим в последних гонках. Но в глобальном смысле это маловероятно и возможно лишь в случае, если будут одновременно решены проблемы и в Renault, и с вовлеченностью Ньюи.

Существует, конечно, вариант смены поставщика Renault на Ferrari или Mercedes, причём итальянцы в Австрии заявили о готовности поставлять моторы обеим командам Red Bull. Однако при этом Red Bull Racing всё равно останется клиентом, против чего в прошлом так активно выступал Эдриан Ньюи, инициировав переход STR на моторы Renault.

Тогда, в 2014 году, к большому сожалению STR, обе команды начали использовать стандартизированные двигатели французского производства. Хорнер справедливо полагает, что Red Bull не удастся снова побеждать без сотрудничества с “преданным” партнёром-мотористом. Какой же должна быть “преданность” тех же Ferrari, чтобы позволить австрийцам обыгрывать свои алые машины?

То же касается и Mercedes, с которой, по словам Хорнера, он пытался договориться. Таким образом, у австрийцев остаётся два варианта – или остаться с Renault, или уйти. Конечно, Red Bull могла бы приобрести базу французов в Вири-Шатийоне с целью производства двигателей для своих команд, что идеально отвечало бы политике компании.

Red Bull уже тесно сотрудничает с Марио Иллиеном, – известным инженером эпохи Ilmor, – который помогал Renault в разработке двигателей. Кроме того, известная австрийская компания AVL занимается анализом и симуляцией данных работы моторов для обеих команд, и в Red Bull могли бы заключить с этим партнёром соглашение на постоянной основе.

Таким образом, Red Bull может повторить то, что было сделано когда-то с Jaguar, а именно приобрести терпящего трудности моториста, инвестировать средства, пригласив нужных специалистов и надеяться, что вскоре придёт успех на регулярной основе. На самом деле всё не так просто, как звучит, хотя идея понятна.

В то время как Матешиц постоянно опровергает намерения компании заняться производством двигателей, настаивая, что бизнес Red Bull в Формуле 1 – это гоночные машины, в действительности финальное решение может зависеть от того, насколько сильно бизнесмен хочет вновь вкусить успех. Если желание это основательно, то такое развитие событий является единственным выходом.

Планирует ли Red Bull увеличить уровень своего присутствия в гонках спортпрототипов? © LAT
Планирует ли Red Bull увеличить уровень своего присутствия в гонках спортпрототипов?Фото: LAT

Третий вариант – переоборудовать имеющуюся инфраструктуру для производства техники в другой категории. После некоторых модификаций базы в Милтон-Кинсе и Фаэнце они могли бы с лёгкостью строить прототипы для Ле-Мана. Только представьте себе спроектированное Ньюи шасси для WEC с двигателем Audi (или Porsche), с Марком Уэббером и Брэндоном Хартли за рулём, которые в этом году финишировали вторыми в классическом марафоне.

Звучит фантазийно? Учтите, что Audi заключит партнёрское соглашение с Joest Racing, и немецкие машины будут принимать участие в чемпионате в цветах Audi Sport Team Joest, а во главе команды встанет бывшая звезда Ле-Мана Рейнхолд Йост. Почему и Red Bull не пойти той же дорогой? По информации источников, такая возможность изучается.

Последний вариант для Red Bull очевиден: закрыть базу и покинуть Формулу 1 одной или двумя командами. С одной стороны, это может напоминать тактику выжженной земли, но последние неудачи негативно сказываются на имидже бренда, а команду Red Bull Racing (бывшую Jaguar Racing, а ещё ранее Stewart Grand Prix), купленную у Ford Motor Company, за давностью лет больше не связывают никакие контрактные обязательства или гарантии с предыдущим владельцем.

В то время как Red Bull по контракту обязана выступать в Формуле 1 до 2020 года, хотя недавно Матешиц, критикуя Renault, упомянул сезон-2018 в качестве последнего, согласно договорённостям, Formula One Management придётся тщательно посчитать финансовые потери от возможного ухода команды из спорта вопреки договору. В свою очередь Матешиц может использовать аргумент, что Формула 1 сама в последнее время сделала всё возможное, максимально навредив своему имиджу, и решение Red Bull было вызвано сложившейся ситуацией.

Что касается баз и машин, то это оборотные активы, которые могут быть запросто проданы в случае, если удастся найти покупателей. Однако, учитывая текущее состояние Формулы 1 и мировой экономики, заинтересованных в такой операции не сыщешь днём с огнём, как уже могли убедиться в RBR, пытаясь убедить Audi приобрести команду.

В любом случае, если Red Bull вздумает свернуть программу в Формуле 1, компания сможет запросто покрыть расходы на такую операцию благодаря своим резервам, поскольку выручка за одну проданную банку составляет полтора доллара, а в сумме это чуть меньше восьми миллиардов в год.

В любом случае, финальное решение будет зависеть от изменений регламента в Формуле 1: если будут приняты решения, позволяющие значительно повысить интерес болельщиков к спорту и обеспечить обе команды австрийского концерна конкурентоспособными моторами, Матешиц может передумать уходить.

Если же нет, мы станем свидетелями сокращения пелотона ещё на четыре машины...

Дитрих Матешиц
Дитрих Матешиц

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle