Как должен измениться гоночный формат в Формуле 1?

11 августа 2015 в 10:15

В последнее время все больше говорят о различных изменениях, ожидающих Большие Призы в ближайшем будущем. Обозреватель AUTOSPORT Бен Андерсон порассуждал о том, какие перестановки в формате гоночного уик-энда Ф1 могли бы пойти на пользу спорту

Формула 1 непрерывно стремится к инновациям, которые зачастую могут идти в разрез с исконными традициями спорта. Думаю, именно поэтому предложения об изменении формата проведения гоночного уик-энда в паддоке Ф1 встречают с таким скептицизмом.

С одной стороны, есть консерваторы, такие как четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель. Мы знаем его как представителя "старой школы" гонщиков: мы много раз видели, насколько трепетно он относится к рекордам Ф1, а его отношение к новым гибридным турбомоторам не стоит лишний раз поднимать на всеобщее обсуждение. Феттель не желает сокрушать великолепие и величие воскресной гонки.

Иного мнения придерживается Льюис Хэмилтон. Он сказал, что вряд ли сможет на протяжении следующих семи сезонов проделывать ту же рутинную процедуру, которой занимался последние восемь с половиной лет: тренировка, квалификация, гонки и все по кругу. Двукратный чемпион мира сравнивает этот формат с пресловутым днем сурка.

Есть несколько способов изменить гоночный уик-энд. Тут нужна воля топ-менеджмента Формулы 1, хотя Дженсон Баттон (который может знать то, чего не знаем мы) уверен, что формат уик-энда меняться не будет.

В марте 2015 года в преддверии Гран При Малайзии впервые заговорили о проведении двух гонок в рамках уик-энда. Один из боссов Force India Боб Фернли предположил, что формат а-ля теннисный Уимблдон с мужской и женской сеткой может прижиться и в Ф1: он предложил проводить женскую гонку в субботу, а мужскую – в воскресенье, при этом квалификация будет проходить (на одних и тех же машинах) в пятницу.

Ф1 серьезно изменилась, но формат этапов остался прежним © LAT
Ф1 серьезно изменилась, но формат этапов остался прежнимФото: LAT

Если посмотреть на это предложение с точки зрения шоу, оно выглядит вполне приемлемым. Согласитесь, гораздо интереснее посмотреть два квалификационных заезда в пятницу, нежели на протяжении трех часов наблюдать за тремя часами тренировок.

Кроме того, соревнования среди женщин могут существенно поднять интерес к таким гонкам и повысить популярность спорта среди представительниц прекрасного пола, которые, откровенно говоря, очень скудно представлены в современной Ф1.

Но это идет вразрез с природой автоспорта, в котором нет деления по половому признаку. Здесь мужчины и женщины могут соревноваться друг с другом на равных. Зачем сейчас нужно внедрять дискриминационные принципы, если раньше обходились без этого?

Если вам не нравится эта идея, то аналогичный формат можно применить и по отношению к молодым/тестовым/резервным пилотам. Высказывается предложение о том, что команды должны выставлять третью машину по субботам для участия в гонке юниоров, а самые успешные участники таких соревнований получат шанс выступить в полноценном Гран При.

Однако есть подозрение, что этот формат вызовет недоумение у болельщиков, даже если отбросить тот факт, что появление на стартовой решетке третьей машины от каждой команды серьезно повысит их расходы.

Почему только одна машина в субботу? Почему эти пилоты будут соревноваться в воскресенье? По какому критерию будут отбираться эти пилоты? Получат ли они право бороться за очки в общем зачете чемпионата?

Слишком много вопросов. По крайней мере, вариант с гендерным принципом (хот он и нещадно критикуется) неплохо прижился в других видах спорта.

Тест-пилоты вроде Джолиона Палмера могли бы получить больше гоночного времени © LAT
Тест-пилоты вроде Джолиона Палмера могли бы получить больше гоночного времениФото: LAT

Ранее я отстаивал точку зрения о заимствовании формата, используемого в картинговых соревнованиях, в которых гонщики борются за свои позиции на стартовой решетке посредством череды коротких заездов. Это бы позволило больше гоняться и меньше «тренироваться» в преддверии гонки.

Тем не менее в Австрии один телевизионщик доступно объяснил мне, что такой формат станет кошмаром для телевизионного расписания, поэтому такой вариант отпадает.

Таким образом, мы приходим к выводу, что любое нововведение должно вкладываться в эфирное время, а также соответствовать адекватному уровню совокупных расходов и затрат на логистику.

Если исходить из этого, то самым прагматичным решением для введения субботней гонки стал бы тот простой квалификационный формат, который мы можем лицезреть каждый год в ноябре на этапе Формулы 3 в Макао.

Рассматривая вариант со спринтерской гонкой, где можно было бы представить перевернутое поле и начисление половины очков, нужно считаться с тем, что это девальвирует ценность основной гонки, сделав ее менее привлекательной, чем данное спринтерское соревнование.

К тому же, это серьезно повлияет на итоговую таблицу общего зачета чемпионата мира и, вдобавок ко всему, разозлит Феттеля.

Думается, что лучшим выходом из этой ситуации стал бы формат, при котором в пятницу проводились бы тренировочная сессия и квалификация, в субботу – разминка, после чего состоялась бы квалификационная гонка, а уже в воскресенье мы могли бы наблюдать непосредственно за перипетиями Гран При.

Или же оставить пятницу без изменений (первая и вторая тренировки), в субботу утром провести квалификацию, а после обеда – квалификационную гонку. Но я все же склоняюсь к первому варианту и делаю это только потому, что это позволит разнообразить монотонные пятничные заезды.

В любом случае, такой формат внес бы фактор непредсказуемости и не задел бы чувства высокой интеллигенции Ф1. Это позволило бы сместить акцент уик-энда с тренировок на гонки, потому как сейчас львиная доля времени этапа посвящена именно подготовительным сессиям.

Можно взять пример с Гран При Макао в Ф3 © LAT
Можно взять пример с Гран При Макао в Ф3Фото: LAT

Лично я предпочитаю, чтобы машины чаще гонялись, но в то же время уважаю мнение исторической составляющей спорта, которое преподносит гонку, как главное событие уик-энда. Считаю, что вполне возможно внести небольшие коррективы в формат этапов, но тут необходимо, чтобы перемен жаждали все.

Босс команды Red Bull Racing Кристиан Хорнер высказал предположение, что уик-энды Формулы 1 станут более интересным, если в них вернется концепция Procar, которую поддерживала Ф1 в 1979-1980 годах, когда действующие пилоты соревнуются за рулем одинаковой техники с бывшими звездами.

Это не худшая идея. Кроме того, еще один видный человек паддока предложил использовать что-то похожее на машины GP2, чтобы все могли узнать раз и навсегда, кто является лучшим гонщиком на стартовой решетке.

Но если сделать это в проекции одноместных машин, мы вновь столкнемся с тем, что такая гонка затмит основные соревнования.

Лично я считаю, что Ф1 не помешало бы сменить формат. Необходимо руководствоваться свежим взглядом: нынешний формат квалификации, впервые опробованный в 2006-м, является тому ярким подтверждением.

Тем не менее все изменения должны быть тщательно продуманы и проанализированы. В Формуле 1 баланс между спортом, шоу, бизнесом, болельщиками и наследием очень хрупок.

Возможно, все будет так, как и сказал Баттон, но у руководителей Ф1 была и есть возможность сделать уик-энд более разнообразным и зрелищным.

...
...

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle