Чем запомнится "Дакар-2016"

Иван Беликов
19 января 2016 в 10:07
Фото: LAT Photographic

После завершения Дакара-2016 AUTOSPORT.com.ru проанализировал прошедший ралли-марафон и ответил на вопросы, заданные в превью, опубликованном перед стартом гонки, 2 января.

Провал КАМАЗ-Мастер

«Какие новости в январе без сообщения об очередном триумфе команды из Набережных Челнов?»

Разочаровывающие… За два десятилетия команда КАМАЗ-Мастер настолько избаловала нас победами, что даже второе место по итогам всего марафона выглядит полнейшим провалом. Наверное, хуже было только в 2012-м, когда пришло молодое поколение гонщиков – Эдуард Николаев, Айрат Мардеев, Андрей Каргинов. Тогда на подиуме тоже был один КАМАЗ, и то частный, принадлежавший команде Астана.

Но в этом году вроде бы ничего не предвещало провала – повзрослевшие и набравшиеся опыта Николаев, Мардеев, Каргинов, три выигранных ими же «Дакара» подряд, тройной подиум в 2015-м... Но не сложилось… Если поначалу выглядело так, что российские экипажи долго запрягают и вот-вот, сегодня-завтра, быстро поедут, то к середине дистанции стало понятно – что-то идёт не так.

Проблема, как вскоре стало ясно, лежит на поверхности – ходовые характеристики двигателя Liebherr, установленного на всех четырёх КАМАЗах и заточенного под бездорожье, дюны, тягуны, просто не подошли скоростным трассам в стиле чемпионата мира по ралли (WRC). Когда во второй половине гонки пошли более традиционные "дакаровские" этапы КАМАЗовцы прибавили, но было уже поздно – соперники умчались далеко вперёд.

Догнать Жерара де Роя, ехавшего в этом году, словно по рельсам, было возможно лишь при полном отсутствии ошибок и неполадок. Но "чисто" преодолеть оставшиеся четыре-пять этапов не получилось – были победы, попадания в первую тройку, но то, что отыгрывалось в один день, терялось на другой из-за проколов или мелких технических проблем.

Как известно, без поражений не бывает ярких побед
Как известно, без поражений не бывает ярких побед

Переломный момент произошёл на десятом этапе, когда Николаев, приблизившийся на дистанцию атаки к голландцу, перевернулся в дюнах и потерял целых два часа. После этого оставалось надеяться лишь на чудо в виде проблем у де Роя, но подобного не случилось. Да и нужна ли была такая победа? В конце концов, голландец, действительно, заслужил этот триумф, и это нужно признать.

«Это спорт, в котором невозможно постоянно быть победителем, – подвёл итоги руководитель команды Владимир Чагин. – Соперники тоже делают выводы из своих поражений, еще лучше готовясь к следующей гонке. Все наши конкуренты в этом году подготовились очень хорошо, и я могу только поздравить Iveсo с отличным выступлением. Они победили в жёсткой борьбе. В следующем году мы будем отыгрываться, чтобы больше не огорчать наших болельщиков».

Что же пожелаем удачи команде КАМАЗ-Мастер в подготовке к Дакару-2017. Как известно, без поражений не бывает ярких побед. Впереди работа над ошибками, доработка двигателя, уверенность в которой выразил даже президент России Владимир Путин, и доводка капотной версии грузовика.

Два разных «Дакара» для Себастьена Лёба

«История знает немало успешных дебютов, когда гонщики сходу покоряли знаменитый ралли-марафон, но чуда от Лёба никто не ждал».

А ведь оно было близко… После первой недели казалось, что грядёт сенсация. Три победы на первых пяти этапах, лидерство до восьмого спецучастка, причём, лидерство более чем уверенное – пять минут над опытнейшим напарником, 11-кратным победителем «Дакара» Стефаном Петеранселем.

«Скоростной характер гонки должен сыграть на руку Лёбу, поскольку спецучастки будут больше напоминать допы классического ралли, хотя и более протяжённые».

Так, собственно, и вышло. Но едва начались пески [настоящий «Дакар»], как всё полетело в тартарары. Сначала Себ сел на одной из дюн, а затем небольшая яма в высохшем русле реки окончательно положила конец мечтам о триумфе на финише в Росарио.

На оставшихся этапах француз также не был похож на себя образца недельной давности, и смог блеснуть лишь на последнем спецучастке, одержав четвёртую победу и став девятым по итогам своего дебютного «Дакара».

Перед стартом ралли-рейда Лёб твердил, что главная цель для него – набраться опыта. Но можно сказать, что организаторы «Дакара» удружили ему в этом плохую службу. Безусловно, проехать весь ралли-марафон – дорогого стоит. Но получил ли Лёб огромный опыт при наличии большого количества этапов в стиле WRC и минимуме "дакаровских" с песками, дюнами, бездорожьем и навигацией? Вопрос, конечно, спорный.

Фактически успех на родных раллийных дорогах стал для Лёба дорогой в никуда и дал лишь напрасные надежды на подступе к коварным дюнам и прочим "примочкам" Дакара, к которым, надо признать, француз оказался не готов. Победа при таком раскладе, действительно, стала бы чудом, но совершить его оказалось не под силу даже величайшему раллисту в мире. Но опыт – дело наживное, так что рано или поздно Лёб обязательно покорит главный ралли-рейд планеты, если захочет.

Прорыв Сергея Карякина

«Стоит внимательно приглядеться к Сергею Карякину, хотя категория квадроциклов на Дакаре всегда остается немного в тени остальных классов».

27-летний райдер из Екатеринбурга совершил настоящий прорыв в этом году. Жаль, что не удалось удержать третью позицию в последний день, во многом из-за странных действий организаторов, которые по ходу дистанции регулярно и без каких-либо объяснений добавляли Сергею штрафные минуты.

«Квадроциклист из ЮАР привёз мне 7,5 минут на финальном спецучастке, – рассказал Карякин после финиша. – Самое странное, что если смотреть прохождение контрольных точек WP, то первую, вторую и третью я проигрывал Брайану 30 секунд, а за 40 км до финиша проиграл 7 минут.

Причём ему должны были ещё пенализацию за скорость прибавить, но не прибавили. Я попросил у организаторов свои временные координаты, чтобы посчитать общее время на трассе, но они почему-то не знали, где их искать. Расстроился очень сильно, четвёртое место – не третье».

Впрочем, российским гонщикам и командам не привыкать к политическим играм на «Дакарах». Сколько раз в прошлые годы организаторы пытались при каждом удобном моменте зажать КАМАЗ-Мастер? Чего хотя бы стоила дисквалификация Эдуарда Николаева в 2012-м, когда вдруг оказалось, что при оказании помощи другому экипажу они не имели права заменить лопнувшее колесо на своей машине.

Но несмотря на всё, Карякин продемонстрировал впечатляющую статистику: одно второе место, четыре третьих, в общей сложности 8 из 13 этапов он завершил в первой пятёрке. Ждём борьбу за победу в следующем году.

В категории внедорожников единственный российский экипаж в лице Владимира Васильева и Константина Жильцов также продемонстрировал неплохое выступление, проехав дистанцию без серьёзных ошибок и проблем. Да, конечно, восьмое место после пятого в прошлом году – не совсем тот результат, которого можно было ожидать. Но всё-таки автомобиль Toyota уступал в скорости Peugeot и Mini, поэтому россияне проехали в силу своих возможностей, не пытались прыгнуть выше головы и добились главного – финишировали в первой десятке.

«Оказаться в десятке сильнейших по итогам ралли-марафона всегда приятно, – подвёл итоги Жильцов. – Занять в такой сильной компании восьмое место – очень хороший результат. Понятно, что хотелось бы выступить лучше.

Этот «Дакар» был более раллийным, чем ралли-рейдовым. Свою силу мы показали в песках Фиамбалы. Я получил удовольствие от езды там. Если в гонке было бы три или четыре таких дня – результат получился бы иным».

Не всё то золото, что блестит

«Пусть автомобиль 2008 DKR пока является достаточно сырым, о чём свидетельствуют Ралли Марокко, но чего не отнять у "французских львов", так это невероятно сильного состава пилотов».

Три гонщика Peugeot по ходу дистанции отметились в лидерах генеральной классификации, и каждый в какой-то момент считался главным фаворитом. Но Себастьена Лёба подвела нехватка опыта в песках и на бездорожье, а Карлосу Сайнсу не повезло в очередной раз. Фатальное невезение "Матадора" – это уже притча во языцех.

Невероятно, но после победы в 2010-м испанца словно сглазили. Volkswagen Touareg, багги Red Bull SMG, Peugeot – Сайнс быстр на любой машине и в любых условиях, но постоянно что-то случается: либо происходит поломка, либо ошибается он сам.

Что-то сейчас вспоминается и драматичная развязка на Ралли Великобритания-1998, когда за 500 метров до финиша заключительного спецучастка на Toyota Corolla "Матадора" отказал двигатель, что положило конец его надеждам на третий титул.

Вот и на Дакаре-2016 в самом начале дистанции на машине испанца возникли проблемы с двигателем, отбросившие его на далёкое 19-е место. Казалось бы, доля невезения в этот раз исчерпана. По ходу следующих этапов он великолепно прорывался и в начале второй недели ралли-марафона захватил лидерство, которое удерживал до десятого спецучастка, когда сошёл из поломки коробки передач.

Судя по всему, такое невезение передаётся по наследству, ведь сколько раз сходил в дебютном сезоне в Формуле 1 Карлос Сайнс-младший?

Что касается Сирила Депре, то четырёхкратному победителю «Дакара» в категории мотоциклов пока катастрофически не хватает опыта выступлений на четырёх колёсах. На протяжении всего ралли-марафона он находился в глубокой тени напарников, став единственным из квартета Peugeot, кому не удалось выиграть ни одного этапа.

Стефан Петерансель. Вот кто сполна оправдал все надежды. Как и всегда, француз вёл академическую гонку: не рвался вперёд без необходимости, где можно сбавлял темп, чтобы сберечь машину. Результат – 12-я победа на «Дакаре» и шестая на автомобиле. [Cвой первый триумф Петерансель одержал в далёком 1991 году, выступая на мотоцикле].

Правда, из-за протеста X-Raid Mini официального подтверждения результата придётся ждать несколько месяцев, но, честно говоря, слабо верится, что итоги пересмотрят. Всё-таки легендарный французский гонщик, заводская команда ведущего французского концерна, да и сами организаторы ASO – французы...

Виртуальное сражение Лёба и Хирвонена

«Противостояние француза и финна, не раз боровшихся за чемпионский титул WRC, получило продолжение».

Борьба получилась, скорее, заочной, за исключением самого последнего допа, где Лёб и Хирвонен заняли два первых места, финишировав с разницей в одну минуту.

На протяжении всей предыдущей части ралли-марафона бывшие соперники по WRC находились далеко друга от друга в генеральной классификации, да и по итогам спецучастков они оказывались на расстоянии. В то время как Лёб штамповал победы в первой половине гонки, Хирвонен был более незаметен, финишируя шестым-седьмым, но в отличие от французского визави, сдавшего позиции на второй неделе, он постоянно прибавлял, ехал всё лучше и лучше, выиграл предпоследний доп и на финише едва не дотянулся до подиума.

Несбывшиеся амбиции МАЗа

МАЗ движется вперёд семимильными шагами и на предстоящий ралли-марафон ставит весьма амбициозные цели – попадание в Топ-5 на финише».

Семимильный шаг назад… Так можно описать выступление белорусской команды МАЗ-СПОРТавто на Дакаре-2016. Никакой речи о попадании в первую пятёрку не было. До финиша доехала только разгруженная техничка Владимира Василевского, занявшего 25-е место. Два боевых грузовика поочередно сошли с дистанции в начале второй недели – на обоих машинах отказали двигатели, хотя на машине Сергея Вязовича стоял силовой агрегат Ярославского моторного завода, а на грузовике Александра Василевского – Тутаевского.

Но не только с надёжностью возникли проблемы, скорость также оставила желать лучшего. На момент схода на 11-м этапе Александр Василевский был лишь 18-м, хотя год назад на этой же стадии гонки он занимал девятую позицию, а финишировал десятым. Лучшим результатом команды из Минска стал шестой результат, который Сергей Вязович показал на четвёртом допе, так что до пятёрки МАЗ не дотянулся даже на отдельных этапах.

«Конечно, Дакар – это всегда проверка на прочность, – подвёл итоги руководитель команды МАЗ-СПОРТавто Валерий Козловский. – Дакар всегда непредсказуем, ты никогда не знаешь, какой сюрприз ждет тебя за поворотом. Тем не менее поломка двигателей стала для нас полной неожиданностью...»

Новый чемпион

«Борьба за чемпионскую единичку, которой не будет в категории мотоциклов в 2016 году, обещает стать жаркой»

Так скажем, было ни жарко, ни холодно. Начало ралли-рейда получилось действительно интересным – первые четыре этапа выиграли четырех разных гонщика, но затем началась игра на выбывание, и к середине дистанции остался один явный фаворит.

Один из главных претендентов Хоан Барреда Борд сошёл из-за технических проблем, Рубенс Фариа и Маттиас Валькнер получили травмы. Другие, как, например, Паулу Гонсалвес и Элдер Родригес просто сдали позиции после уверенного начала. Поэтому австралиец Тоби Прайс, наверное, оказался удивлён отсутствием соперников.

Гонщик KTM захватил лидерство после восьмого этапа и до самого финиша больше ни разу не уступил первую позицию, оторвавшись на целых 40 минут от ставшего вторым Стефана Свитко. Даже в прошлые годы, когда поочередно побеждали Марк Кома и Сирил Депре отрывы были меньше: 16 минут в 2015-м, 10 – в 2013-м, 15 – в 2011-м. Что касается рекордов, то в 2014-м Марк Кома привёз ближайшему конкуренту Хорди Виладомсу 1 час и 52 минуты.

Выиграв «Дакар», 28-летний Прайс стал первым австралийцем, которому покорился главный ралли-марафон планеты, а австрийская марка KTM продолжила свою победную серию, которая длится с 2001 года.

Когда результат – не главное…

«Пусть багги не блещет ни скоростью, ни надёжностью, зато всегда выглядит эффектно и является своего рода изюминкой в категории внедорожников, конечно, во многом благодаря зрелищному стилю пилотирования харизматичного американца».

Год от года результаты Робби Гордона на «Дакаре» становятся всё хуже – ещё четыре-пять лет назад американец реально боролся за победы, но после дисквалификации в 2012-м всё пошло по наклонной. Проблемы с навигацией и надёжностью – трижды Гордон финишировал ниже 50 места. Как итог, 27-я позиция с отставанием в десять часов от победителя.

18-летний Шелдон Крид, приглашенный за руль второго Hummer, преодолел лишь половину дистанции. Американский тинейджер, занимавший на тот момент 42-е место, решил, что терять нечего, махнул на всё рукой и срезал дистанцию спецучастка, чтобы быстрее отремонтировать разбитую машину. Судьи такой маневр явно не оценили...

Но по крайней мере Гордон и его молодой напарник устроили великолепное шоу, пощекотав нервы любителям острых ощущений на обочинах.

Странный «Дакар»

«Как и Гран При Монако, «24 часа Ле-Мана», «500 миль Индианаполиса» и Ралли Монте-Карло, «Дакар» можно с уверенностью назвать одной из главных гонок планеты».

Но главная гонка планеты требует соответствующей организации. Представьте Гран При Монако или «500 миль Индианаполиса» с постоянными сбоями в тайминге, проблемами с погодой, безопасностью, отменами сессий, сокращением дистанции, да и вообще проходящими где-нибудь на совершенно других трассах. Конечно, масштаб разный, но подход должен быть одинаковым.

Всё пошло не так с самого начала, когда на прологе китайская гонщица Го Мэйлин на прямике потеряла управление и врезалась в толпу. Обошлось без трагических последствий, но на восьмой день гонки смертельный инцидент всё-таки произошёл: французский пилот Mitsubishi Lancer Лионель Бо насмерть сбил зрителя.

Через несколько дней эвакуатор, буксировавший эту же самую машину, попал в ДТП, в результате которого один человек погиб и ещё пятеро получили травмы. Трагедии на «Дакаре» происходят практически каждый год, но в этом году инцидентов было слишком много даже для такого опасного вида автоспорта.

При этом организаторы боролись за безопасность, отменяя и сокращая этапы, как из-за дождей, так и жары. Cтранная работа тайминга, проблемы с навигацией и непонятные штрафы, как в случае с тем же Сергеем Карякиным. Апофеозом стала заправка Стефана Петеранселя по ходу восьмого этапа, пункт для которой то ли не был отмечен в дорожной книге, то ли предназначался только для квадроциклов и мотоциклов.

Судьи не стали трогать француза, но с утверждением победы попросили подождать пару месяцев. Забавно, если заявление будет сделано после обнародования маршрута следующего «Дакара», который обычно объявляют в марте.

Что касается маршрута прошедшей гонки, то он вызвал огромное количество нареканий. Понятно, что в срочном порядке дистанцию дважды, сначала после исключения Чили, а затем Перу, перекладывали заново. Отчасти с этим были связаны вышеупомянутые проблемы.

«Мы хорошо провели первую неделю, но ждали другого. Дороги больше напоминали те, что используются в чемпионате мира по ралли, а это не моя специализация, – заявил Жерар де Рой. – На мой взгляд, это уже не «Дакар», и многие люди считают точно так же. Это странный «Дакар» – с горами, большой высотой над уровнем моря, дорогами и высокой скоростью. От «Дакара» осталось одно название. Концепция стала совершенно иной».

Если недоволен даже лидер гонки, то есть повод задуматься. Многие сходятся во мнении, что «Дакар» в Южной Америке изжил себя. Возвращение обратно в Африку? Ведь проводится же «Африка Эко Рейс». В ближайшем будущем об этом можно не мечтать, организаторы дали понять, что ралли-марафон останется в Южной Америке, и может быть, появятся Уругвай и Парагвай, вернётся Чили. Поживём – увидим.

Как бы там ни было, Дакар-2016 уже история. Спорный, драматичный, трагичный, со своими триумфами и поражениями, героями и проигравшими...

Автор материала: Иван Беликов

Комментарии для сайта Cackle