Пилотируя первую машину Айртона Сенны
Для любого гонщика родом из Бразилии Айртон Сенна - настоящая икона. Что может испытывать человек, севший за руль первой машины легендарного чемпиона Williams FW08C? Фелипе Массе довелось опробовать это шасси в деле на выставке Autosport International, и он поделился с нами своими впечатлениями...
Шоу Autosport International - это настоящая отдушина для любого поклонника гонок. Когда я приехал в Великобританию, всюду был снег, и мне казалось, что поездить так и не удастся.
В Бразилии в это время года можно хоть на пляж ходить, так что я был немного шокирован. Кроме того, я не знал формата этого мероприятия и места его проведения.
Мне очень понравилось то, что я в итоге увидел: огромное множество машин разных лет и категорий, масса гонщиков… Мне кажется, поклонникам автоспорта интересно было посмотреть на все это великолепие, собранное под одной крышей.
Когда я впервые увидел шасси FW08C, я испытал особые чувства. Управлять машиной, имеющей непосредственное отношение к Айртону Сенне, это что-то нереальное для любого бразильца. Конечно же, я думал только об Айртоне, когда пилотировал этот автомобиль. Пусть на самом деле это была машина Кеке Росберга, о нем я, честно говоря, даже не вспомнил.
За день до приезда в Бирмингем я разговаривал с Бруно Сенной, и он поведал мне историю, о которой я мало что знал. Бруно рассказал, что когда Айртон впервые сел за руль это машины, а это были его дебютные тесты в Формуле 1, он на голову разбил всех, кто в тот же день испытывал машины, включая самого Кеке.
Он уже тогда был на порядок быстрее всех - на секунду или даже больше. Это лишний раз доказывает его невероятный талант. Я слышал, что Фрэнк [Уильямс] до сих пор считает своей главной ошибкой то, что сразу не предложил Айртону контракт.
Что касается моих первых воспоминаний о Сенне, не могу сказать, что они были приятными. Когда мне было восемь или девять лет, я обедал в одном яхт-клубе в Бразилии. День был довольно спокойным, и народу было не так много.
Но вот причалила яхта, и на берег сошел Айртон с девушкой. Я подскочил к нему с просьбой дать мне автограф, но он мне отказал.
Для меня это был серьезный удар. Я всегда был его поклонником и очень сильно плакал, когда его не стало. День, когда я не получил его автограф, стал одним из худших воспоминаний из моего детства…
Конечно, тогда я еще не знал, что вскоре сам стану пилотом Формулы 1, но в тот день я усвоил очень важный урок. Видимо, поэтому сейчас я никогда не отказываю пацанам в автографах - просто я очень хорошо помню те свои ощущения.
Я не помню, когда в последний раз участвовал в подобном шоу, но это было просто здорово. Трасса была довольно короткой, но для шоу это было даже лучше. Единственное, что не понравилось, времени было очень мало. Я проехал всего круга четыре, но было приятно развлечь публику.
Сначала я хотел было покрутить пончики, но машина очень старая, и мне очень не хотелось что-то в ней сломать. Сейчас не так-то просто произвести детали для нее, и Дики Стэнфорд [генеральный менеджер Williams Heritage] вряд ли обрадовался бы, если бы я повредил шасси. Так что я просто старался получить удовольствие - пускал машину в заносы и выправлял газом, но ничего сумасшедшего…
Когда я садился в кокпит, то подумал, какой же классный тут руль! Он очень сильно отличается от того, к чему мы привыкли. На нем нет ни единой кнопки, это же так здорово! Механическая H-образная коробка передач, три педали, никто не отвлекает тебя по радио во время пилотирования… Просто сказка!
Это освежило в моей памяти времена, когда я выступал в Формуле 3000 - те машины имели много общего с этим шасси. В то время двигатели и шины в Ф3000 не сильно отличались от того, что мне довелось испробовать сегодня. Конечно, у Ф1 больше мощности, но это не так важно.
Я выиграл европейское первенство Ф3000 и был очень счастлив. Я хорошо помню то время. Конечно, трудно сравнить те годы с современной Ф1, но я очень скучаю по тому ощущению расслабленности, которое присутствовало раньше.
В Больших Призах я не могу расслабиться. Здесь столько всего нужно делать, помнить о миллионе вещей, да еще и эта политика. Зачастую просто не удается быть самим собой. Давление просто невероятное, и это не сравнится с былыми годами - тогда автоспорт для всех был в удовольствие.
Пилотировать историческую машину Williams было просто невероятно! При этом она оказалась довольно податливой - мне было очень просто ей управлять, поскольку здесь все зависит от механического сцепления.
Мне казалось, что понадобится какое-то время, чтобы адаптироваться к этой машине и понять, как она работает, но оказалось все намного легче. По сравнению с моей нынешней машиной Williams это небо и земля - она входит в повороты боком, и при этом ее очень легко контролировать.
Также мне очень понравился отклик на педаль газа. Двигатель Ford DFV - это как раз то, что нужно для такого количества сцепления. При этом аэродинамического сцепления намного меньше, так что общий уровень держака гораздо ниже того, к которому я привык. Но мотор и без всяких турбин очень здорово справляется со своей задачей.
Конечно, это была не стандартная длинная трасса, а лишь небольшой овал, но я очень хорошо чувствовал машину в этих узких поворотах. Было очень здорово, хотя я и ехал не так быстро.
По сути, я так и не ушел ни раз с первой передачи, но она в этой коробке невероятно длинная, так что проблем не было. Трасса была довольно узкая, так что мне просто не потребовалось переключаться.
Мне понравилось входить в эти узкие повороты в управляемом заносе и рано открывать газ для выравнивания задней части машины. Покрытие было довольно скользким, а сцепления было мало, так что наблюдалась сильная недостаточная поворачиваемость. К тому же, я ездил на дождевых шинах, они наотрез отказались выпускать меня на сликах!
В общем, это было очень весело, и зрителям тоже понравилось - они ни на секунду не умолкали. Было бы здорово, если бы на этом мероприятии были представлены и другие машины Формулы 1, но и так было очень весело!
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько