Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Десятка неожиданностей на тестах Ф1

Редакторы Autosport
6 февраля 2013 в 8:20

Первая зимняя тестовая сессия Формулы 1 взяла старт в Хересе. AUTOSPORT вспоминает события, которые можно назвать главными зимними неожиданностями – когда невероятный дизайн машин или их потрясающая скорость потрясли паддок

В 2013-м участники Формулы 1 съехались в Херес, чтобы начать подготовку к главному шоу по ходу первой предсезонной сессии.

Если отталкиваться от результатов предыдущей кампании и учитывать переходы пилотов и технических специалистов за последние месяцы, всегда возможно примерно предсказать, какой окажется расстановка сил. Но стоит машинам выехать на трассу, как многие прогнозы мгновенно рушатся.

Так что минувшей зимой мы решили изучить архивы AUTOSPORT, чтобы вспомнить главные неожиданности. Какими они бывают? В этом списке есть все – и истории фаворитов, потерпевших неудачу, и рассказы и невероятной скорости недавних аутсайдеров. Также не забыты смелые технические решения, оказавшиеся гениальными – или же никчемными, – и переходы топ-пилотов в маленькие команды.

1. Оглушительный успех Brawn

Когда машину Brawn BGP01 готовили к первым тестам, никаких поводов для особого оптимизма не было.

Зимой свернула программу в Ф1 компания Honda, и команду удалось спасти от закрытия в последний момент. В феврале 2009-го автомобиль успели привезти в Барселону, но презентация была подготовлена не лучшим образом. Дженсон Баттон вспоминал потом, что его первая задача по работе с прессой в Brawn заключалась в том, чтобы стоять около двери под кондиционером, так как сам зал был заперт, а у кого искать ключи, никто не знал.

Затем Рубенс Баррикелло отправился на трассу – и сразу же показал отличную скорость. Предположения о том, что её причиной стал пустой бак, не оправдались, так как до самого конца дня никто не смог даже приблизиться к показанному времени. Ну а затем паддок начал понимать истинное положение вещей.

«Похоже, мы в пролёте», – бросил тогда один из пилотов команды-конкурента. И он был прав.

2. McLaren MP4/4 устанавливает планку

В 1988 году финальная серия предсезонных тестов проходила в Рио накануне первого этапа сезона. С её начала прошла уже неделя, когда на трассе впервые показался новый McLaren MP4/4 с турбомотором Honda.

Машина появилась так поздно, так как её создатель Стив Николс, по собственным словам, хотел «проработать все до мелочей». Такой подход оправдал себя, когда дошло до настоящего дела.

Пока McLaren использовала на тестах доработанное прошлогоднее шасси MP4/3B, лучшее время круга принадлежало Герхарду Бергеру из Ferrari и составляло 1.29,90. Первым же утром, когда Ален Прост приступил к работе, его результат составил 1.28,50. Француз советовал своему напарнику Айртону Сенне не раскрывать карты и какое-то время ехать не на все 100%, но тот продержался в таком темпе недолго и вскоре промчал круг за 1.27,86. Это было на две секунды быстрее ближайших преследователей.

Ну а всем остальным оставалось лишь сматывать удочки – в сезоне-1988 пилотам на MP4/4 удалось победить в 15 Гран При из 16.

3. Prost вводит весь мир в заблуждение

14 февраля 2001 года команда Prost, страдающая от безденежья, внезапно оказалась в статусе фаворита.

Жан Алези, показав до этого лучшее время в каждый из двух предыдущих тестовых дней в Эшториле, промчался по португальской трассе не секунду быстрее всех, чем кто либо до – и даже после – него той зимой.

Слухи о том, что команда основательно разгрузила машину, стремясь приковать к себе внимание потенциальных спонсоров и убедить их расстаться с частью своих денег, мгновенно разлетелись по паддоку – особенно в свете того факта, что двумя неделями раньше команда уже показала второй результат в Барселоне. И слухи эти были верными. На презентации машина радовала глаз множеством наклеек – а за весь сезон принесла Prost лишь четыре очка.

4. McLaren в стиле ретро

На протяжении 23 лет команда McLaren ассоциировалась с табачным брендом Marlboro. Однако это сотрудничество завершилось в конце 1996 года – и машина с индексом MP4-12, построенная к следующему сезону, выглядела несколько непривычно, когда впервые появилась на трассе. Никто не ожидал, что она окажется ярко-оранжевой – в напоминание о первых шагах команды в Ф1 еще в конце 60-х годов.

Любители истории сразу прониклись к этой машине любовью, и было за что – однако на этом история на закончилась. Шикарная презентация в Лондоне, где отплясывали невероятно популярные в тот момент Spice Girls, явила миру, что на самом деле MP4-12 решено выкрасить в цвета, которые команда в большей или меньшей степени сохранила до наших дней. Оранжевый, впрочем, вновь мелькнул на бортах McLaren на тестах а Валенсии и Барселоне в начале 2006 года (на фото), когда так раскрасили раннюю версию модели MP4-20.

5. «Безграничный нос» Toleman

Вас не вдохновляли машины 2012 года со ступенчатым носовым обтекателем? Что же вы тогда скажете про созданный в 1983 году Рори Бёрном TG183B?

Да, у этой машины спереди был приделан нож от бульдозера, но на предсезонных тестах в Рио Toleman потряс всех: Дерек Уорик показал на этой машине столь же быстрые секунды, как и лидер пелотона Ален Прост. Ближайшего преследователя, Патрика Тамбэ из Ferrari, они опередили на полторы секунды – и это притом, что механики Скудерии аплодировали своему пилоту, когда тот вернулся в боксы после быстрого круга.

Не имея достаточного бюджета, в Toleman не смогли воспользоваться моментом. Лишь много позже по ходу сезона, сменив поставщика турбин, машины удалось сделать надёжными и начать регулярно зарабатывать очки.

6. Шестиколесная попытка Williams

Концепция машин с шестью колесами не нова для Формулы 1 – команда Tyrrell завоевала на такой технике победу в Гран При, что-то пробовали и в March. Но уже к 80-м казалось, что такие решения остались далеко в прошлом.

Тем удивительнее было увидеть, как команда Williams, завоевав свой второй Кубок конструкторов, осенью 1981 года пригласила Алана Джонса в Донингтон-парк на тесты шестиколёсной машины.

Толчком к созданию FW07D послужили мысли Патрика Хеда о том, что большие задние колеса создают 40% общего лобового сопротивления машины, а от дополнительных пятен контакта, которые обеспечивают шесть колес, может быть только польза.

Несмотря на отличную разгонную динамику и механическое сцепление, концепция потерпела неудачу – не выходило добиться эффективной работы от элементов аэродинамики, расположенных под днищем. Спустя несколько месяцев на трассе Поля Рикара Кейо Росберг протестировал обновленную версию машины – которая в скором будущем превратится в чемпионскую FW08 с четырьмя колесами – и все работы над этой идеей были свернуты.

7. Несостоявшееся возвращение Honda

Да, это не стало таким уж сюрпризом, когда компания Honda в начале 1999-го вывела на трассу собственную машину Ф1. Другое дело, что уже во второй по счету тестовой сессии новинка показала на трассе в Барселоне время, которое позволило бы оказаться на 11-й позиции стартовой решетки предыдущего Гран При Испании. И вот от этого уже далеко не все оказались в восторге.
Руководил проектом Харви Постлтуэйт (он же разрабатывал конструкцию машины, а производила её компания Dallara), и в сочетании с управленческим талантом Руперта Мэнуоринга и пилотским мастерством Йоса Ферстаппена программа должна была двигаться вперед семимильными шагами. Скорость RA099 росла с каждым выездом на трассу.

Однако скоропостижная смерть Постлтуэйта в апреле 1999-го привела к тому, что все работы над проектом, которые к тому времени шли уже восемь месяцев, были свёрнуты. Потребовалось еще семь лет, чтобы посредством полного поглощения BAR компания Honda вновь стала полноценным участником Ф1.

8. Большая кошка без когтей

Команда Jaguar оказалась под прессингом. Корпорация Ford, выкупив коллектив Stewart Grand Prix, имеющий на своем счету победы в гонках, ожидала от этого шага очень многого. Дебютная модель R1 ехала весьма быстро, но часто ломалась, а её наследница R2 сохранила такую же надежность, утратив при этом в скорости.

Именно поэтому для создания R3 команду усилили Марком Хэнфордом, американским специалистом по аэродинамике. Впервые новинку на трассе в Барселоне опробовал Эдди Ирвайн. Когда он вернулся в боксы, там стояла гробовая тишина, которую нарушил лишь грохот закрываемых ворот гаража. В итоге Ирвайн вернулся на трассу, но случилось это уже после обеда, а на его машине стоял носовой обтекатель от R2. В итоге во всех бедах обвинили неудачную калибровку аэродинамической трубы, а Jaguar ждал еще один непростой сезон – и очередная перетряска технического штаба.

9. Новая Ferrari не поехала

Если вспоминать историю Ferrari 640, то сильнее всего в ней поражает то обстоятельство, что перед стартом сезона-1989 эта машина тестировалась лишь на протяжении двух дней. И каждый раз преодолеть удавалось от силы десяток кругов – такой хрупкой получилась её конструкция. В особенности это казалось новой полуавтоматической коробки передач – передового решения нового конструктора Джона Барнарда.

Чтобы как следует обкатать этот узел на тестах, были построены два шасси-прототипа модели 639. Их главной задачей было обеспечение как можно более эффективной передачи мощности от мотора V12 к колесам. В итоге именно «шестьсот тридцать девятые» команде и пришлось использовать на первом Гран При в Рио. Найджел Мэнселл на такой машине выиграл гонку, свою первую в составе Ferrari. А развитие этой конструкции позволило Алену Просту годом спустя всерьез бороться за чемпионское звание – с Ferrari это случилось впервые с 1985-го.

10. Суматоха в Ferrari, версия-2012

Всю зиму представители Скудерии обещали, что их новая разработка, в которой применены смелые конструкторские решения, позволит команде из Маранелло бросить перчатку Red Bull Racing. Однако на первой же предсезонной тестовой сессии начались неприятности.

Приехав в Херес, команда быстро поняла, что машина ведет себя совсем не так, как все рассчитывали. Техническому директору Пэту Фраю пришлось заявить, что скорость F2012 «нормальная», но пока он не очень доволен. В этом явно чувствовалась какая-то недосказанность. С новинкой команда вступила в сезон в статусе едва ли не аутсайдера, на первом этапе пилоты с трудом вышли во вторую часто квалификации.

Решив найти первопричину проблем, в Ferrari установили, что виной всему недостаточно точное соответствие между результатами, полученными в аэродинамической трубе и на реальной трассе. Именно оно не позволяло команда построить машину топ-уровня.

F2012 оказалась сложной в управлении, она никак не желала менять направление движения на высокой скорости – однако, надо отдать должное Ferrari, в итоге машину доработали настолько, что Фернандо Алонсо за её рулем сражался за титул.

Уже после первых тестов в Хересе стало понятно, что команду ждет непростой сезон – достаточно непростой, чтобы заранее позаботиться о недопущении повторения подобной ситуации в 2013-м.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle