Крах Льюиса и триумф Нико. Обзор гонки Ф1 в Баку
Вплоть до квалификации казалось, что у Льюиса Хэмилтона не должно возникнуть ни малейших проблем с победой в первой бакинской гонке Ф1. Однако начиная с субботы британец полностью потерял контроль над ситуацией и так и не смог совладать с собой и техникой. Слово Бену Андерсону...
Первый визит Больших Призов в столицу Азербайджана должен был ознаменоваться сокрушительным триумфом Льюиса Хэмилтона – всё к этому шло. Конфигурация трассы с ее длинными прямыми и выводящими на них сложными медленными поворотами идеально подходит стилю пилотирования трехкратного чемпиона мира.
В пятницу Льюис отказался прогуляться по трассе, заметив, что в этом нет никакой необходимости, и позже подтвердил свои слова делом, с первой же тренировки единолично захватив верхнюю строчку протоколов.
Но после была квалификация…
Обычно очень уверенно выступающий по субботам, в этот раз Хэмилтон был словно сам не свой – он постоянно ошибался, перетормаживал, оквадрачивал шины, выезжал за пределы гоночного полотна…
При этом надо признать, что машина Mercedes была в Баку вне конкуренции, что позволило действующему чемпиону пробиться в третий сегмент, несмотря на все свои ошибки.
Но и в заключительной части сессии Льюис не обошелся без ошибки, и на этот раз она стала фатальной для его стартовой позиции в гонке. В сложном 15-м повороте британец не справился с управлением и разбил шасси о стену, лишив себя возможности побороться за поул. Десятое место, и ни строчкой выше.
Тем временем его напарник Нико Росберг без малейших проблем взял поул.
После пятничных тренировок команда Mercedes решила изменить определенные настройки на обеих машинах. И хотя в коллективе не говорят, что именно они меняли, Льюис подтвердил, что торможение совершенно изменилось – оно абсолютно не подходило его стилю пилотирования.
«Эти настройки команда изменила на обоих автомобилях, – сказал британец. – Но я просто потерял тормоза. Я пытался тормозить, но в большинстве случаев просто проезжал по прямой».
Из этих слов нетрудно понять, что изменения были сделаны не по просьбе пилота – были какие-то другие причины.
Также понятно и то, что эти изменения не помешали Росбергу в той же степени. «Я был доволен машиной на протяжении всего уик-энда», – заключил он.
Хэмилтон опережал напарника на 0,3 секунды на первом секторе трассы (первые шесть поворотов) и был в пределах одной десятки на финальном участке, состоящем из нескольких изломов с выходом на стартовую прямую. Льюис чувствовал, что способен завоевать поул в Баку, если бы постоянно не ошибался на втором секторе с его неровностями и сложными точками торможения.
Но даже при старте с десятого места, с учетом возможности для слип-стрима на главной прямой и ожидаемого выезда на трассу машины безопасности, у Хэмилтона были все шансы побороться с Росбергом за победу – необходимо было хорошо провести старт и быстро расправиться с более медленными машинами впереди.
Также на руку Льюису было и то, что в Баку недавние соперники Mercedes – Ferrari и Red Bull – чувствовали себя совершенно не в своей тарелке.
Во второй пятничной тренировке пилотам этих команд никак не удавалось выводить шины Pirelli в рабочий диапазон температур в прохладных условиях. В субботу в столице Азербайджана потеплело, но отставание соперников от Mercedes по чистому темпу все равно держалось в пределах секунды с круга.
Себастьян Феттель и Даниэль Риккардо показали одинаковые времена вплоть до тысячной доли секунды в квалификации, но на ранней стадии гонки пилоты Red Bull столкнулись с проблемой с резиной. В результате уже на шестом круге из 51 Феттель легко опередил своего бывшего напарника по команде, выйдя на второе место вслед за Росбергом.
На оставшихся кругах первого отрезка дистанции Себастьян уступал своему соотечественнику 0,992 секунды с круга – и это за рулем второй по скорости машины в пелотоне…
У Mercedes, пожалуй, не было столь весомого квалификационного и гоночного преимущества над соперниками начиная с 2014 года, так что Хэмилтон вполне мог попробовать минимизировать потери и в процессе гонки выйти на второе место.
Мог. Но ему вновь, как и в большинстве гонок на старте нынешнего сезона, помешали технические проблемы.
На первом круге британцу не удалось отыграть позиции, после чего он почувствовал, что с его машиной что-то не так.
«Было ощущение, что я теряю скорость, – сказал после гонки действующий чемпион. – Это чувствовалось в самом начале прямых. Машина плохо разгонялась, из-за чего мне было трудно обходить соперников».
Изначально не было понятно, связаны ли эти проблемы с зернением задней резины, что представляло в Баку определенную проблему из-за настроек на низкую прижимную силу и склонности шасси скользить в скоростных виражах, или с чем-то еще.
В результате выяснилось, что дело было в настройках системы рекуперации энергии, из-за чего двигатель терял мощность при разгонах на длинных прямых.
«Настройки оказались неверными на обоих автомобилях из-за того, что у нас была сложная пятница, и мы не смогли справиться со всем как положено, – заметил руководитель команды Mercedes Тото Вольф. – Так что мы ошиблись при предустановке настроек. На автомобиле Льюиса всё случилось немного раньше, чем на машине Нико. Думаю, примерно на три круга».
В первой тренировке чемпионская дружина потеряла определенное время из-за контакта Льюиса со стеной и испорченного комплекта резины, а во второй пятничной сессии у Нико возникли проблемы с двигателем, что также не позволило коллективу завершить всю запланированную работу по настройке машины, и в частности системы ERS.
Мотор на шасси Хэмилтона был выставлен в неправильный режим с самого старта, тогда как Росберг в процессе поиска режимов по ходу гонки обнаружил это "неправильное" положение тумблера и успел восстановить нужное значение.
Строгое ограничение на переговоры с гонщиками во время заезда не позволило инженерам команды по ходу дистанции объяснить Льюису, что и как нужно переключить, чтобы машина поехала.
При этом команда имела право оповещать пилотов о том, что их мотор находится в неверном режиме. И они сказали об этом Росбергу сразу после того, как немец ошибочно сделал неправильные установки. Это позволило ему быстро откатить все назад.
В случае с Хэмилтоном это было невозможно, и его машина продолжала терять лошадиные силы на дистанции.
«Нико больше повезло, потому что он поменял режимы прямо до этого, – продолжил Вольф. – Так он сразу понял, что нужно сделать – по сути, лишь полкруга он находился не в том режиме.
Льюис же долго не мог понять, что не так с его машиной. У него ушло на это 12 кругов, что сильно сказалось на его результате в гонке.
Исходные данные говорят о том, что теоретически он терял примерно 0,2 секунды с круга, но потери могли казаться гораздо более ощутимыми, потому что между ключевыми вторым и третьим поворотами у двигателя падала мощность».
Таким образом, Льюис с самого начала гонки испытывал проблемы с ERS и впервые об этом проинформировал круге на четвертом. Кроме того, недостаток мощности привел к тому, что британцу пришлось провести много времени в трафике, что привело к гранулированию задних шин и еще большему снижению темпа.
При этом Хэмилтон смог воспользоваться ранними пит-стопами соперников и провести ряд обгонов, взобравшись к окончанию 11-го круга на четвертую позицию.
В команде обратили внимание на проблему Льюиса с ERS лишь в тот момент, когда он начал терять время за Серхио Пересом после своего единственного пит-стопа на 15-м круге.
Отставание Льюиса Хэмилтона от Серхио Переса:
С 17-го по 22-й круг Серхио и Льюис плотно боролись между собой, однако на протяжении следующих 17 кругов (пока Хэмилтону не удалось решить свои проблемы) британец уступал мексиканцу в среднем по 0,724 секунды с круга.
Это гораздо больше, чем те две десятые, о которых сказал Тото, но не стоит забывать, что в это время Льюис пытался судорожно искать правильный режим мотора на руле, проезжая при этом на огромной скорости вплотную к ограждениям на сложнейшей трассе.
Отчаявшись, он буквально взмолился по радио, чтобы инженеры подсказали ему, какой переключатель и в какую позицию поставить, но сотрудники в боксах лишь ответили, что ничем не могут помочь.
После гонки Льюис сказал, что вынужден был каждые пять секунд смотреть на экран на руле, чтобы продолжать искать настройки, заметив при этом, что это делает гонки менее безопасными.
«Всё, что они могли сказать мне, это то, что у меня ошибочно выбрана регулировка, – посетовал Хэмилтон. – Я сидел, смотрел на все эти переключатели и думал: «Я что, идиот?» Что я сделал не так?
Я постоянно пялился в монитор и крутил настройки туда-сюда. Мне казалось, что с ними все нормально.
Я не понимал, в чем проблема, и не знал, что я сделал не так. Тогда я что-то отключил, но это не помогло. Я вернул настройки назад – снова никакого эффекта.
В конце концов я что-то сделал, и мощность вернулась – кругов через десять. Но до конца гонки оставалось кругов девять, так что я переключил двигатель в щадящий режим».
После восстановления режима Хэмилтон сразу поехал быстрее, и на 42-м круге установил лучший на тот момент результат в гонке – 1.46,822. Он удерживал комфортный отрыв от шедшего шестым Валттери Боттаса, так что в дальнейшем никуда не спешил, и финн к клетчатому флагу сократил отставание до 4,551 секунды.
«Команда сказала, что проблема была не такой большой, но после возвращения нужного режима я сразу прибавил на секунду, так что проблема все же была существенной, – заметил Льюис после финиша. – Но я ничего не могу сделать. Команде предстоит разобраться с этим».
Таким образом, победа без борьбы досталась Нико Росбергу. Его преимущество по скорости над ближайшими соперниками было столь внушительным, что вопрос о триумфаторе гонки даже не стоял.
Единственное, что могло помешать немцу одержать комфортную победу, это появление на трассе машины безопасности, но, к удивлению многих, Бернд Майландер остался в этот день без работы.
К 20-му кругу, когда шедший вторым Себастьян Феттель поехал в боксы, преимущество лидера составляло 21 секунду. Сам Росберг остановился кругом позже, поставил мягкие шины и спокойно доехал до финиша.
«Первый отрезок гонки выдался просто потрясающим – я отрывался от соперников и чувствовал себя великолепно», – поделился Нико по окончании заезда.
Разрыв между Росбергом и Феттелем после череды пит-стопов:
Кими Райкконен вышел вперед напарника после пит-стопа по причине того, что гораздо раньше останавливался в боксах. Понимая, что финну придется продержаться на своем комплекте 43 круга до финиша, в команде проинструктировали его пустить Феттеля вперед, что он и сделал на 28-м круге.
Если не считать 31-го круга, когда Росберг потерял порядка трех секунд в трафике, в остальное время пилоты Ferrari не могли составить конкуренцию лидеру. Это была гонка Нико Росберга.
«На протяжении всего уик-энда они были непостижимо быстры, – посетовал Себастьян, отказавшийся сворачивать в боксы на ранней стадии заезда. – В самой первой тренировке они уже на четвертом круге показывали времена, до которых нам пришлось тянуться целый день.
Они были очень быстры на прямых – возможно, мы выставили слишком большие углы атаки антикрыльев. С другой стороны, мы много теряли и в медленных секциях.
Они точно что-то придумали с темпом в медленных поворотах – их шины работали отлично. Если они нашли какое-то умное решение, значит, нам тоже следует его найти».
Даже если это и так, это никак не умаляет заслуг Росберга. Ему удалось на протяжении всего уик-энда держаться вдали от стен, взять поул и выиграть гонку. Да, у Хэмилтона вновь возникли технические сложности, но он и сам допускал немало нехарактерных для него ошибок.
После неудач Нико в Монако и Канаде Льюис смог довести свое отставание от него всего до девяти очков, но триумф в Баку позволил немцу вновь оторваться на дистанцию в 24 зачетных балла.
При этом мы не видели плотной борьбы между двумя лидерами чемпионата начиная с Австралии. Все ожидали, что именно на узкой и сложной трассе в Азербайджане пилоты Mercedes смогут побороться очно, однако проблемы Льюиса не позволили им это сделать.
Но Росберг должен быть доволен таким результатом – не каждый раз победа будет доставаться ему так легко...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько