Современная Ф1 против гонок на исторических автомобилях
Гонки на исторических автомобилях продолжают шагать по планете большими размашистыми шагами. В один уик-энд с немецким этапом Больших Призов в Хоккенхайме прошел и исторический Гран При в Сильверстоуне, что дало возможность сравнить две эти дисциплины. И занялся этим Кевин Тёрнер...
Этап гонок на исторических автомобилях в Сильверстоуне стал одним из самых захватывающих событий заключительного уик-энда первой половины сезона Формулы 1. Внешне потрясающие и на слух очень громкие машины не раз проносились друг мимо друга, что дало повод для размышлений и сравнения этих соревнований с современными Гран При.
Надо сразу отметить, что нынешняя Формула 1, конечно, может кое-чему поучиться у своей предшественницы, но далеко не всему, как многие считают, и как не раз говорили зрители во время минувшего уик-энда.
Несправедливые сравнения
Лейтмотивом прошедшего мероприятия в Сильверстоуне стало суждение о том, как же хороши были старомодные гонки Ф1, несмотря на обычную для тех времен проблему создания "грязного" воздуха от сликов и антикрыльев машин вроде Williams FW07C и Tyrrell 010.
Даже пресс-релиз, выпущенный после гонки, гласил: «Зрители смогли увидеть настоящие соревнования и получили невероятное удовольствие, столь нехарактерное для современных Больших Призов».
Однако эти патетические слова не учитывают два важнейших отличия между категорией исторических гонок, проводящихся под эгидой FIA, и нынешними Гран При, которые мы почти каждую неделю видим по телевизору.
В исторических соревнованиях спектр участвующих машин гораздо более обширный – к гонкам допускаются автомобили с атмосферными двигателями производства от 1966 до 1985 годов. Таким образом, их технические характеристики в значительной степени отличаются друг от друга.
Ослепительные старты Олли Хэнкока за рулем шасси Эмерсона Фиттипальди F5A 1978 года позволяют ему легко оставлять позади более современные машины 80-х, что в свою очередь создает видимость потрясающей борьбы с постоянными сменами позиций.
И дело здесь не только в различных характеристиках техники. Нет сомнений в том, что лучшие пилоты чемпионата исторических автомобилей с легкостью могли бы проявить себя и за рулем современных машин Ф1.
Однако, продвигаясь вглубь пелотона, мы можем наблюдать резкий спад гоночного мастерства пилотов. Здесь очень часто допускаются ошибки, а разница во времени между поулом и 28-м местом (даже без учета невероятно медленной Джуди Лайонс) составила огромные 20,850 секунды.
Это почти в пять раз больше, чем разница между Mercedes и Manor в квалификации – неудивительно, что в этих гонках так много обгонов. Машины очень разные, и пилоты очень разные.
Свободный регламент
Машины эпохи 1966-85 годов производились с учетом гораздо меньших ограничений в техническом регламенте по сравнению с современной Ф1. Это приводило к тому, что автомобили выглядели очень по-разному, и их легко было отличить друг от друга, что лишний раз говорит в пользу желательных послаблений в нынешних правилах.
При этом если дать инженерам современных команд Ф1 регламент тех лет, они вряд ли построят что-то вроде Brabham BT49. Как и возвращение правил 50-х годов не приведет к реинкарнации Maserati 250F.
Современный инженерный ум вобрал в себя слишком много сложных идей и технологий. Машины, созданные по старым правилам, были бы намного быстрее, с гораздо большим количеством прижимной силы и с многочисленными аэродинамическими элементами повсюду.
Это может быть неплохой идеей, но с увеличением скорости прохождения поворотов и уменьшением дистанции торможения значительно затрудняется и проведение обгонов. Это, кстати, необходимо учитывать нынешним законотворцам при написании регламента следующего года – новые машины могут выглядеть привлекательно и ехать быстро, но количество обгонов снизится, и зрители снова начнут кричать про неинтересные гонки.
Кроме того, не так важно, насколько свободным будет регламент, поскольку со временем машины вновь будут выглядеть практически одинаково. Лучшие умы современности быстро выработают самое оптимальное направление развития шасси, и все дружно устремятся за ними.
Как и везде, всё будет развиваться по пути наименьшего сопротивления и наилучшего возможного результата в рамках предложенных обстоятельств (правил). У кита очень много общего с акулой, несмотря на то, что его далекие предки ходили по суше.
Таким образом, высокая вариативность в гонках на исторических автомобилях – это, безусловно, плюс. Этим можно наслаждаться, но копировать эту ситуацию в применении к современным Большим Призам просто невозможно.
Границы трассы
Споры о том, стоит ли гонщикам соблюдать границы трассы, разгорелись в нынешнем сезоне с новой силой. В гонках исторических автомобилей такой проблемы не существует, поскольку пилотам нет необходимости использовать каждый сантиметр дорожного полотна.
Кроме того, можно также повторить, что в современной Ф1 участвуют лучшие пилоты в мире – топовые профессионалы своего дела, тогда как категория исторических гонок все же привлекает по большей части любителей, пусть и серьезно относящихся к делу. Профессионалам просто необходимо ехать на пределе – это их хлеб.
На Гран При Германии гонщики целых 93 раза нарушили границы трассы в первой тренировке и ни разу – в квалификации, когда ситуация была прояснена. Иными словами, гонщики нарушают правила тогда, когда это можно, но вполне способны обходиться без этого, если это не позволено правилами.
Учитывая плотные интервалы – в квалификации к гонке исторических автомобилей первые два места разделили 0,638 секунды, которые вместили бы целых четыре первых времени на Гран При Германии – это неудивительно.
В Сильверстоуне пилоты также время от времени нарушали границы дорожного полотна, но организаторы не обращали на это внимания, тогда как в Ф1 руководство решило иначе. С учетом контекста происходящего оба решения были верными.
Стандарты вождения
Одна из областей, в которых блеснули пилоты исторического состязания, это борьба колесо в колесо.
В качестве примера можно привести сражение между Робом Холлом за рулем Matra MS670 и Энди Ньюэлом, управлявшим более мощной, но менее проворной McLaren M8F.
В первом заезде Холл долго искал лазейку в борьбе с 8,8-литровым монстром соперника и все же нашел ее на выходе из поворота Loop. Ньюэл ответил на подходе к Brooklands, и на протяжении двух поворотов пилоты шли бок о бок.
Дело даже дошло до небольшого контакта, но в целом машины остались невредимыми. Это была очень жесткая, но в то же время честная борьба.
Гонки на исторических автомобилях обычно не нуждаются в жестких регламентах, всё здесь происходит само собой. И причиной тому не такие большие деньги на кону и при этом несоразмерно высокие риски.
Эти машины не только весьма ценны сами по себе (и часто принадлежат они не самим гонщикам), но и очень опасны в случае столкновений – гораздо опаснее, чем современная техника. Эти два фактора приводят к тому, что пилоты зачастую сами отказываются от бездумных маневров.
К тому же, гонщики четко и строго наказывались за все проступки на трассе.
Колин Нобл-младший – одна из звезд мероприятия – устроил настоящее шоу на протяжении обоих дней за рулем машины из британского Туринга Vauxhall Vectra в борьбе с Honda Accord Джеймса Додда.
В середине второй гонки пара пилотов колесо в колесо прошла скоростной вираж Club, но при повторной попытке сделать это на последнем круге заезда Нобл просто вытолкнул с трассы Додда. После победы Колин был немедленно исключен из протокола гонки, в результате чего победа досталась его сопернику.
Подобные строгие меры имеют серьезное действие в исторических соревнованиях, чего не скажешь о современной Ф1. Руководство гонок редко применяло такие санкции к Айртону Сенне или Михаэлю Шумахеру, которые были настоящими иконами автоспорта.
Штраф, выданный Нико Росбергу в Германии за маневр против Макса Ферстаппена был очень уместен, но при этом никаких действий против некорректной защиты на торможениях молодого голландца предпринято не было.
Ах, ностальгия...
Прославленный автоспортивный журналист Денис Дженкинсон в 70-х годах написал статью, в которой жаловался на то, что большинство машин современной ему Формулы 1 были оборудованы моторами Cosworth DFV и выглядели просто ужасно.
Сегодня же мы наслаждаемся внешним видом тех автомобилей. Можно предположить, что через несколько десятилетий наши потомки будут наслаждаться видом шасси Mercedes F1 W07 Hybrid – одной из самых быстрых машин в истории гонок.
В действительности не стоит недооценивать фактор свойственной человеку ностальгии. В Сильверстоун посмотреть на исторические автомобили пришло более сотни тысяч человек – больше народу собралось на этом автодроме лишь на Гран При Формулы 1.
Это на самом деле фантастическое шоу, позволяющее насладиться видом олдскульных автомобилей, обладающих характерным звуком моторов, от которого на коже появляются мурашки.
Как сказал в июне президент Комиссии исторических автомобилей FIA Паоло Кантарелла: «Подобные соревнования способны привлечь внимание людей к автоспорту». Можно также добавить, что гонки на машинах прошлых лет позволяют понять и отследить историческое наследие – корни автомобильных соревнований.
Но при этом не стоит проводить четкие параллели и использовать гонки на исторических автомобилях в качестве розги для стегания современной Формулы 1. Это совершенно разные вещи и разные обстоятельства...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько