Что мы узнали на финальных тестах Ф1

Джонатан Нобл
7 марта 2013 в 14:04

Вот и прошло еще четыре дня тестов. Предсезонная подготовка закончена. Вне зависимости от того, готовы команды или нет, скоро им предстоит узнать, какая участь ожидает их в новом сезоне. Джонатан Нобл подводит итоги финальной зимней тестовой сессии

Команды Формулы 1 в минувшие выходные завершили в Барселоне предсезонную подготовку. Теперь у их сотрудников осталось всего несколько дней, чтобы ненадолго заехать домой и собраться вновь, чтобы затем прыгнуть в самолет – и взять курс на Мельбурн, где будет открыт сезон.

Всех участникам предстоящего чемпионата прошедшие несколько недель принесли важные ответы на вопросы о том, как складывается подготовка и удалось ли добиться подвижек в лучшую сторону, которые помогут им в предстоящей борьбе.

Но такова уж сущность тестов – из-за возможных различий в уровне топлива на борту каждой из машин сторонний наблюдатель не может в полной мере оценить по их итогам расстановку сил.

И все же, более пристальный взгляд на различные детали и закономерности прошедших тестов позволил нам вычислить определенные тенденции. Впрочем, лишь некоторые из них подтвердились во время финальных дней тестов, так как появилось несколько новых факторов.

Борьба точно будет плотной

Тесты Ф1 в Барселоне
Тесты Ф1 в Барселоне

Понять, насколько упорным окажется соперничество, можно будет, пожалуй, только по завершении третьей части квалификационной сессии в Австралии. И все же, среди завсегдатаев паддока бытует мнение, что в группе лидеров отрывы будут невелики.

Здесь, конечно, сыграла свою роль стабильность регламента. В течение сотен кругов, пройденных во время тестов, различные команды неоднократно демонстрировали потенциал своих машин. Но не было одного определенного лидера, который каждый день занимал бы верхнюю строчку итогового протокола.

Ferrari показала завидную стабильность; Mercedes отметилась быстрейшим временем на одном быстром круге, а также продемонстрировал неплохую форму на длинных сериях. McLaren периодически показывала отличную скорость; а в некоторых ситуацияхх при одинаковых условиях машины Red Bull смотрелись на порядок лучше остальных. Не стоит также забывать очень сильную длинную серию Ромена Грожана за рулем Lotus на резине Medium, которую он провел на прошлой неделе.

Эти команды показали во время тестов, что могут быть быстры как на одном круге, так и на длинной дистанции. Но это Формула 1. Убедительные результаты во время зимней подготовки вовсе не гарантируют легкой жизни и лидерства по ходу гонок предстоящего сезона.

Red Bull Racing – главная неизвестная

Red Bull RB9 на тестах в Барселоне
Red Bull RB9 на тестах в Барселоне

Red Bull Racing – это не та команда, которая будет делать что-то наполовину. И раз уж в Барселоне они хотели скрыть последние новинки, установленные на RB9, от любопытных глаз, то были готовы пойти ради этого на крайние меры.

На пит-лейне они использовали высокие экраны, чтобы закрыть машину от фоторепортеров и конкурентов. Но какого же было их удивление, когда выяснилось, что их боксы находятся прямо под окнами пресс центра, откуда можно было прекрасно разглядеть самые интимные подробности нового шедевра Эдриана Ньюи.

Но одно дело рассмотреть RB9, а другое – понять реальную скорость. Сделать это было невероятно сложно, так как команда из Милтон-Кинса особенно не афишировала детали своей тестовой программы.
Не было момента, когда бы возникло впечатление, что они специально слили топливо из машины и отправили Себастьяна Феттеля или Марка Уэббера на быстрый круг, наказав им выжать максимум. На длинных сериях машина выглядела довольно уверенно, но ни разу они не дали соперникам ни одного намека, насколько сильной в итоге она может быть.

Примечательно, что периодически Феттель и Уэббер не использовали DRS на основной прямой, в то время когда соперникам активация системы и прибавка в скорости, которую она дает, позволяла отыграть пару десяток.

Не стоит забывать также, что исторически Red Bull Racing использует во время испытаний больше топлива, чем соперники. Говорят, что они никогда не оставляют в баке меньше 70 кг горючего, чтобы скрыть от конкурентов свою реальную скорость. Так что неудивительно, что картина так запутана.

Но все же можно приблизительно прикинуть, насколько быстро они могли бы проехать…
Возьмем лучшее время Red Bull RB9 из двух сессий в Барселоне – Феттель во время первого визита в Барселону показал 1.22,197. Скинем 0,7 секунды за счет улучшения состояния полотна трассы на этой неделе, а также отнимем 2,45 секунды – именно столько можно отыграть, будь баки почти пустыми. Получается, что в заключительный тестовый день немец потенциально мог бы проехать круг за 1.19,047.

Лучшее время Mercedes в заключительной сессии составило 1.20,130, что очень близко к указанному выше результату. Пусть даже у Нико Росберга на борту было 30 кг топлива (чего можно ожидать) – тогда теоретически лучшее время пилота на W04 составило бы 1.19,080. А если топлива в бак залили лишь 20 кг, значит, лучший результат Нико находился бы в районе 1.19,43…

Проведя аналогичные оценочные вычисления для Lotus, Ferrari и McLaren – учитывая, с каким объемом топлива они обычно работают – можно получить, что все команды могут рассчитывать на время в районе 1.19,3 – 1.19,4. А это всего на пару десяток медленнее предполагаемого результата RB9. Если, конечно, Red Bull не была еще тяжелее, чем мы предположили с самого начала….

Скорость Mercedes – подлинная

Mercedes W04
Mercedes W04

Когда сезон начнется, никто уже не будет вспоминать, кто был быстрейшим во время тестов и стал, если так можно выразиться, «зимним чемпионом».

Давайте вспомним как некоторое время тому назад команда Prost, которую покинули все спонсоры, просто блистала во время предсезонных испытаний, но как только началась реальная борьба, и им пришлось заливать столько же топлива, сколько всем остальным, стало ясно, что скорости у них нет.

Из этой же серии воспоминания о финальных тестах в 2011 году. Mercedes находилась под атакой критиков, им позарез нужно было показать, что они нашли путь к успеху. В команде так и сделали, возглавив протокол тестовой сессии. Но Мельбурн затем принес лишь новые разочарования.

На этой неделе, да и вообще этой зимой, у Mercedes вновь наблюдались неплохие результаты. Отмечались лучшими временами и Льюис Хэмилтон, и Нико Росберг.

Но теперь, судя по длинным сериям, хорошие результаты не были простой игрой на публику.

Дженсон Баттон среди всех выделил именно Mercedes, как команду, которая произвела на него наибольшее впечатление. Инженеры команд также причисляли их к группе лидеров, показывающих очень близкие друг к другу результаты.

В Mercedes как нигде знают, что в Формуле 1 лучше не ставить высоких целей, чтобы затем превзойти ожидания. Но если уж Льюис Хэмилтон с уверенностью говорит, что в этом году команда будет в состоянии выигрывать гонки, то у него наверняка есть веские основания, чтобы верить в это.

Нет гарантий, что W04 быстра, как космический корабль – Льюис неоднократно подчеркивал это. Но если Mercedes действительно будет так близка к соперникам, как во время тестов, то борьба нас ждет и впрямь весьма интересная.

McLaren не удалось добиться того прогресса, на который рассчитывали

McLaren на тестах в Барселоне
McLaren на тестах в Барселоне

Если форма Mercedes заметно улучшалась по ходу предсезонной работы на трассе, то для McLaren, кажется, ситуация развивалась в прямо противоположном направлении.

В Хересе команда выглядела очень уверенно, сразу показав отличную скорость MP4-28 (помните, как Фелипе Масса был буквально шокирован результатом Баттона, который тот показал в первый же день на грязном асфальте?). Но в последующие недели желаемого прогресса не последовало.

MP4-28, безусловно, может ехать быстро. В квалификационном режиме она точно среди лучших. Но есть другие аспекты, которые мешают команде быть довольной состоянием дел.
Один из них состоит в том, что на длинных сериях кругов машина определенно проигрывает конкурентам, если говорить о темпах износа резины. Это особенно заметно при сравнении с бесподобным марафоном Ромена Грожана по ходу первой части тестов в Барселоне – 20 кругов на шинах состава Medium.

Осложняет ситуацию тот факт, что в McLaren перешли на использование тянущих рычагов в передней подвеске. В итоге создается впечатление, что из-за этого инженеры и пилоты стали хуже понимать поведение машины и не могут быстро сменить настройки, если это необходимо.

Об этом же говорят бесконечные 30-минутные перерывы в работе Дженсона Баттона и Серхио Переса в последние дни. Похоже, именно столько время требуется команде для внесения изменений в параметры подвески.

McLaren, конечно, бесконечно далека от того плачевного состояния, в котором пребывала перед началом сезона 2011 года – что, к слову, не помешало им затем стать ближайшим преследователем Red Bull Racing. Но британцы ощущают себя отнюдь не так комфортно, как год назад, когда Баттон уверенно переиграл соперников на первой гонке сезона в Мельбурне.

Вероятность шинного хаоса сильно преувеличена

Шины Pirelli
Шины Pirelli

Более теплая погода в последние два тестовых дня в Барселоне, также как и общее улучшение состояния полотна трассы, должны были помочь командам лучше понять истинное положение дел.
Тем не менее, и пилоты, и инженеры команд без конца говорили о том, что ситуация с шинами – а именно, высокие темпы их деградации – совершенно не позволяют им в чем-либо разобраться.

Асфальт в Барселоне всегда был нещаден к резине. Но из-за того, что в этот раз его температура уступала примерно на 10 градусов той, что ожидается во время Гран При Испании – а также из-за прохладных условий, когда воздух остужал шины на прямых, – получилась гремучая смесь факторов, при которых гранулирование резины достигало ужасающих масштабов.

То есть комплекта SuperSoft хватало буквально на один быстрый круг. Другие составы также не позволяли пилотам нормально проезжать длинные серии кругов. Из-за этого сразу же появилась масса разговоров, что в Австралии участников Ф1 ждет настоящий хаос.

Пессимисты с рвением утверждали, что SuperSoft прекрасно покажет себя в квалификации, но в гонке начнет разваливаться уже через пару кругов, из-за чего начнется неразбериха и пилотам придется совершить по пять-шесть пит-стопов.

Но не верьте этому. Уже на этой неделе пилотам хватало четырех остановок при симуляции гонок.
А значит, во время предстоящего этапа, когда будет теплее, а команды, работая в привычных условиях прессинга и цейтнота, будут лучше оценивать ситуацию, речь может идти о гонке с двумя-тремя пит-стопами максимум.

Конечно, выбрать тактику на Гран При Австралии будет непросто, особенно с учетом того, что скорость различных составах резины будет отличаться примерно на секунду на круге. Но ведь так даже лучше – так что интрига будет, а вот хаос вряд ли.

  • Поделиться: