Как Нико Росберг не попался на крючок Льюиса Хэмилтона
Несмотря на отчаянные заверения в том, что в гонке он будет вести исключительно открытую борьбу без подводных течений, Льюис Хэмилтон все же расставил на трассе в Абу-Даби несколько ловушек для напарника, но Нико Росберг сделал все, чтобы в них не попасть. Обзор событий финального уик-энда сезона – в материале Бена Андерсона...
Накануне Гран При Абу-Даби действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон утверждал, что его интересует в предстоящей баталии лишь поул-позиция и победа в гонке с ощутимым перевесом.
Но, конечно же, он знал, что для подтверждения своего чемпионского звания ему этого будет недостаточно. Ему также нужно было, чтобы как минимум два соперника опередили на дистанции его напарника по команде – только в этом случае британец смог бы в четвертый раз в своей карьере поднять над головой заветный трофей.
Казалось, что Льюис смирился с тем, что механические проблемы в предыдущих гонках не позволят ему вновь победить в чемпионате, – перед этапом он открыто сказал, что сделает всё, чтобы продемонстрировать свою истинную скорость и максимально оторваться от преследователей.
«Если мне удастся сохранить лидерство в гонке, я попытаюсь уехать вперед как можно дальше, – заявил британский пилот. – Это для меня будет гораздо большим достижением, чем оттеснять напарника на соперников позади».
Льюису Хэмилтону стоит пересмотреть свою тактику на гонку
Некоторые, в том числе и руководитель команды Red Bull Racing Кристиан Хорнер, предполагали, что Хэмилтону, наоборот, стоит применить более умный подход и постараться привлечь к борьбе за второе место в гонке пилотов других команд.
Сам Льюис публично отверг все подобные предложения, сказав, что на практике это будет сделать очень сложно, но, честно говоря, верилось в это с трудом…
После завоевания поула в субботу Хэмилтон продолжил гнуть свою линию, заметив при этом, что даже в Mercedes не знают, что ему стоит сделать, чтобы нивелировать отставание от напарника в 12 очков.
«Мы не были уверены, какую именно тактику он выберет на гонку – будет ли ехать на полную или применит иной подход, но мы просчитывали каждый из вариантов, – подтвердил босс Mercedes F1 Тото Вольф. – Поскольку возможны были разные сценарии, дискуссий было немало.
При этом было понятно, что у Льюиса есть только один шанс победить – как-то втянуть Нико в борьбу с соперниками на трассе. Так в итоге и произошло, и для нас это не стало большим сюрпризом».
Фактически намерения уже экс-чемпиона мира стали понятны с самого начала гонки. После стартового сигнала Льюис смог удержать свое лидерство, и можно было бы ожидать, что он за следующие несколько кругов постарается нарастить отрыв до нескольких секунд, чтобы обезопасить свою позицию во время первой череды пит-стопов.
Однако этого не произошло, и уже на первом отрезке дистанции было видно, что британец не выжимает максимума из своих ультрамягких покрышек, стараясь тем самым не упустить с крючка Нико, на которого уже начали отчаянную охоту подступающие сзади пираньи во главе с Кими Райкконеном.
У Льюиса, как лидера заезда, было преимущество первого пит-стопа в гонке, что сохраняло для Росберга опасность попасть после остановки в боксах в трафик или пропустить вперед Райкконена или Даниэля Риккардо, который намеревался продлить свой первый отрезок на шинах Supersoft.
И эта опасность возросла еще больше, когда в Mercedes вынуждены были немного повременить с выпуском немца на трассу после первого пит-стопа на восьмом круге, чтобы он не врезался в проезжавшего по пит-лейну Себастьяна Феттеля.
Однако круг заезда в боксы у Кими выдался слишком плохим, чтобы попытаться опередить претендента на титул, несмотря на более раннюю остановку. В то же время в Red Bull зазвали Риккардо гораздо раньше, чем ожидалось изначально.
«Мы не были уверены, что шины Supersoft продержатся столько, сколько мы от них ожидали, – сказал руководитель RBR Кристиан Хорнер. – Даниэль "оквадратил" резину в первом повороте первого же круга. Кроме того, мы следили за темпом Себастьяна Феттеля и последнее, что хотели, это уступить ему позицию.
Мы не были полностью уверены, что Даниэль сможет оторваться от группы преследователей, хотя мы уже тогда отмели все мысли о тактике одного пит-стопа».
Если бы в команде оставили австралийца на трассе, у него еще оставались бы шансы на борьбу впереди, а так он застрял позади финна, тогда как Макс Ферстаппен стал первой и главной угрозой для Нико.
На первом круге дистанции юного голландца развернуло на трассе, в результате чего он откатился в конец пелотона. Однако Макс стал достаточно быстро отыгрывать позиции и уже к седьмому кругу вышел на десятое место. После первой череды пит-стопов Ферстаппен оказался уже вторым – в сэндвиче из двух пилотов Mercedes.
«Я не думал, что шины выдержат, – сказал позже Макс. – Но когда веришь… В какой-то момент я попросил команду не звать меня в боксы, чтобы попытаться проехать гонку с одним пит-стопом».
Недостаточно быстрый темп голландца привел к тому, что Росберг оказался зажат между ним и наседающими сзади Райкконеном, Риккардо и Феттелем.
Для Хэмилтона сценария лучше было и не придумать – Нико в океане из красных и пурпурных акул, стремящихся его во что бы то ни стало слопать. К счастью для Росберга, ему удалось избежать ловушек напарника.
Во-первых, темп Райкконена на шинах Soft был отнюдь не выдающимся, а особенно быстро пришло в негодность правое переднее колесо, в результате чего финн ослабил хватку и откатился чуть назад.
Это позволило немцу вздохнуть спокойнее, но тут же команда по радио попросила его взвинтить темп и постараться опередить Макса в борьбе за вторую позицию.
Росберг подчинился и предпринял успешную попытку атаки голландца в восьмом повороте на 20-м круге, едва не столкнувшись с машиной соперника.
В этот момент Нико проявил себя лучшим образом, продемонстрировав свою истинную силу. Это был очень рискованный момент, который мог стоить немцу чемпионства, но он устоял.
Ферстаппен поехал в боксы на следующем круге, и вскоре то же самое сделали Риккардо и Райкконен. В Mercedes решили повременить с пит-стопами до 28-го и 29-го кругов.
Что касается Хэмилтона, то он явно не выжимал из машины максимума, не рискуя в поворотах и поддерживая спокойный темп, что играло ему на руку.
Несмотря на более свежие шины, британец никуда не спешил, и в момент, когда лидирующий Феттель свернул в боксы, отставание Льюиса составляло три секунды.
На трассе немец появился шестым с отставанием от лидера в 18,659 секунды, причем он сразу поехал на две секунды быстрее Хэмилтона, тщательно расставляющего мины для напарника.
По радио Хэмилтона попросили поднять темп.
«В тот момент казалось, что Себастьян выиграет гонку, – сказал Вольф. – У него был темп на 1,5-2 секунды выше нашего. Мы понимали, что не сможем выиграть, если не поднимем темп.
Льюис мог либо оторваться и показать свою истинную скорость, либо выбрать другой вариант».
И он выбрал другой вариант. Росберг под конец дистанции начал жаловаться, что Хэмилтон едет слишком медленно.
Конечно, немец был волен обогнать напарника и выиграть чемпионат с победой в гонке, но он чувствовал, что Льюис ведет оборону очень грамотно.
«Я не мог обогнать его, хотя пытался, – сказал немец. – Льюис делал всё грамотно. Начиная с 21-го поворота, весь первый сектор и почти до середины второго он ехал педаль в пол – именно в этом месте можно совершить обгон. Мне было сложно к нему приблизиться, потому что у него точно такой же автомобиль.
После он немного сбавлял темп – как раз в том месте, где обогнать нереально! Он всё делал грамотно, и мне было не пройти его».
Тем временем Феттель увеличил темп на более свежей резине, легко пройдя напарника по команде на 41-м круге и приклеившись к Риккардо.
За девять кругов до конца гонки Феттель менее чем на 6,5 секунд отставал от лидера, а между ним и Росбергом оставалась всего одна машина.
В Mercedes снова сказали Хэмилтону, что ему необходимо поднять темп до 1.45,1, чтобы гарантировать себе победу в гонке, но он ослушался.
Дошло даже до того, что по радио к нему обратился сам технический директор команды Пэдди Лоу. Но и его увещевания Льюис оставил без внимания.
«Я не понимаю, почему они не дали нам просто гоняться, – сказал британец позже. – В гонке не было момента, когда бы я считал, что мы можем проиграть.
Я никогда не делаю ничего против команды или бренда, но судьба Кубка конструкторов уже была решена, и вопрос оставался лишь в личном чемпионстве – это было наше с Нико дело.
Не думаю, что я сделал что-то опасное или нечестное. Я контролировал темп и не нарушал никаких правил».
Росбергу помогло то, что Себастьян не смог с первой попытки опередить Макса Ферстаппена, потеряв на этом время.
«Даниэля я прошел довольно легко, – сказал немец, – но с Максом так не получилось. Я ехал к нему близко, и шины начали серьезно изнашиваться».
На следующем круге Феттель все же справился в голландцем, тогда как до финиша оставалось всего четыре круга.
«Я делал все возможное, но на прямых у меня возникали серьезные проблемы, – продолжил Себастьян. – Я старался атаковать соперника на второй прямой, но Нико успешно защищался, так что шансов у меня не было.
К тому же, я не хотел излишне рисковать, чтобы на торможении не зацепить еще и Льюиса. Последние круги были очень напряженными».
Как бы то ни было, никто не вправе осуждать Льюиса за выбранную им стратегию на гонку. Чтобы защитить чемпионство, ему необходимо было выигрывать гонку и не позволить Нико финишировать следом. И он сделал всё, что мог.
В конечном счете соперники оказались недостаточно быстры, чтобы помочь британцу воплотить свой план в жизнь, тогда как Росберг продемонстрировал завидную стойкость и заслуженно стал чемпионом мира!
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько