Куда топ-команды Формулы 1 выбрасывают деньги?

Дитер Ренкен
15 января 2017 в 10:46

Нынешний регламент Больших Призов предполагает, что чистая стоимость соревнования в Формуле 1 без всяких примесей постоянно снижается. На что уходят дополнительные траты топ-команд в размере 150 миллионов фунтов в год, и почему они не позволяют получить решающий перевес в спорте? Анализирует Дитер Ренкен...

В настоящее время постоянно меняющиеся спортивный и технический регламенты Формулы 1 уже в той или иной степени стабилизировали уровень расходов, необходимых для полноценного участия гоночной команды в чемпионате.

Тогда как раньше численность коллективов, время работы в аэродинамической трубе и другие аспекты не были жестко регламентированы, сегодня в правилах прописаны любые малейшие нюансы – вне зависимости от названия и бюджета команды, включая количество работающего персонала на трассе и деятельность по разработке и тестированию аэродинамических элементов.

В то же время закон спроса и предложения, а также тот факт, что 90% команд базируются примерно в одной области Великобритании, негласно именуемой "долиной Формулы 1", обуславливают примерный паритет в отношении содержания зарплатной ведомости (что, разумеется, не относится к размерам бонусов и премий), а миграция сотрудников из коллектива в коллектив выявляет любые перекосы в плане функционирования команд.

Таким образом, уравнение деятельности команд становится предельно простым – кто меньше платит (или не платит вовсе, а такое тоже встречается), сидит без персонала.

Контроль за использованием шин и жесткие ограничения на проведения любых тестов, за исключением официальных и съемочных дней, а также увеличение жизненного цикла компонентов силовых установок еще больше сузил дельту между командами, тогда как запрет на использование дополнительных машин, экзотических материалов и гибких аэродинамических элементов до предела снизил затраты на компоненты в пелотоне.

Если раньше топ-команды строили по десять машин на сезон, сегодня это количество урезано вдвое, тогда как условия регламента позволяют коллективам при необходимости использовать даже прошлогодние версии своих шасси.

Таким образом, с учетом всех перечисленных факторов расходы команд на разработку, проектирование и производство шасси, а также его поддержание и доработку сегодня в значительной степени выровнялись вне зависимости от команд, будь то Ferrari или Force India, Red Bull Racing или ее дочерний коллектив Toro Rosso.

Но какова сумма этих минимальных усредненных расходов, и что в них включается?

На этот счет мнения расходятся, но при этом в основном называются суммы от 80 до 100 млн фунтов в год. Думаю, нечто среднее между этими величинами и будет истиной.

Это именно те суммы, которые за минувший сезон потратили команды Sauber и Manor, причем обе практически не дорабатывали свои шасси по ходу чемпионата, и чуть меньше, чем понадобилось Force India и Toro Rosso, аппетиты которых в отношении развития машин в сезоне были хоть и умеренными, но стабильными. Команда Williams потратила еще чуть больше.

В указанные цифры также включены расходы на производство и обеспечение компонентов для четырех машин, включая трансмиссию и шины, а также транспортные расходы, перевозка и размещение персонала во время выездных этапов. Что касается зарплат гонщиков и руководства, а также бонусов для сотрудников, представительских расходов (без учета ресторанного обслуживания команды) и маркетинговой деятельности, то эти составляющие в эту сумму не входят.

В своей статье, посвященной анализу бюджетов команд Ф1 я отметил, к примеру, что Mercedes и Ferrari потратили за прошедший сезон 265 и 225 млн фунтов соответственно без учета стоимости производства моторов, тогда как казна Red Bull Racing похудела на 215 млн. Эти расходы явно превышают озвученные выше цифры минимум на 100 млн фунтов, что эквивалентно трате двух миллионов сверх нормы в неделю, а в случае с Mercedes – всех трех!

Конечно, сюда включены заоблачные бонусы и премии в топ-командах, а также представительские и расходы на маркетинг. И чем больше команда, тем более щедрые у нее покровители, и тем выше соответствующие расходы.

И все же дополнительные 2-3 млн фунтов в неделю – это не мелочь, и с учетом этого четвертое место Force India выглядит еще более убедительно.

И здесь появляется вопрос на миллион, и не на один – в какую трубу выбрасывают столько денег ведущие команды?

Если не вдаваться в подробности, можно сказать коротко – на развитие, разрешенное регламентом, и проведение моделирования и симуляций. При этом большую часть этих дополнительных расходов командам обеспечивают бонусные выплаты от FOM за счет так называемого бонуса Кубка конструкторов. К "Большой тройке" в этом отношении можно добавить и коллектив из Уокинга, также получающий прибавку от руководства чемпионата и тратящий гораздо больше одного лишнего миллиона в неделю на развитие.

В книге "Total Competition", написанной Россом Брауном совместно с Адамом Парром, Браун предположил, что «в какой-то момент прибавка в скорости машины на 0,1 секунды с круга стала эквивалентна расходу дополнительных 100 тысяч фунтов. И предложения от инженеров должны были укладываться в эти рамки».

Да, сам легендарный Росс, в послужном списке которого около 20 титулов в автоспорте с Jaguar, Benetton, Ferrari и собственной командой, а также первые и самые важные шаги с заводским коллективом Mercedes, отметил, что «расходы в Ф1 абсолютно равнозначны и пропорциональны объемам производства и результатам команды на трассе», добавив, однако, что суммарная прибавка в миллион фунтов не обязательно будет означать увеличение скорости на секунду с круга. И все же представленные Брауном цифры дают определенную пищу для размышлений.

Для дальнейших расчетов мы поделим услышанное пополам и предположим, что для прибавки в одну десятую секунды требуется не 100, а 200 тысяч фунтов, что эквивалентно 2 миллионам за секунду.

Но даже при таком весьма консервативном подходе бонуса от FOM в размере 56 млн фунтов, выделенного команде Mercedes, должно было хватить, чтобы машина стала быстрее на 28 секунд по сравнению с той же Force India, использующей такой же двигатель.

80 миллионов Ferrari должны были обеспечить их машине прибавку в 40 секунд с круга по сравнению с Sauber, тогда как Red Bull могла смело обгонять Toro Rosso на те же 28 секунд.

Конечно, предполагать, что такие отрывы в современной Формуле 1 возможны, совершенно нелепо – вопрос лишь в том, какую в действительности прибавку в темпе могут обеспечить топ-командам дополнительные вливания в бюджет.

Если в качестве тестового полигона выбрать прошлогодний Гран При Испании – трассу, хорошо известную всем командам и пилотам, то можно заметить, что время поула Льюиса Хэмилтона 1.22,000 оказалось практически на 4 секунды быстрее результата Рио Харьянто – 1.25,939. При этом машина Manor оборудована (якобы) такой же силовой установкой и трансмиссией.

При всем уважении к индонезийцу можно также предположить, что в равных по скорости машинах Льюис оказался бы примерно на секунду быстрее. Если это не так, то назовите мне хоть одну причину, почему Рио считается рента-драйвером, тогда как Хэмилтон получает баснословные деньги, летая по миру на частном самолете. Таким образом, разница между пилотами еще больше уменьшает дельту между их машинами.

Если поклонники Хэмилтона и Mercedes считают, что сравнивать результаты в Барселоне не совсем логично, можно попробовать сделать то же самое по Хоккенхайму, выводы будут те же. Причем на этой трассе сравнение будет действительно более показательным, поскольку в 2015-м гонка здесь не проводилась.

Итак, в третьем сегменте квалификации Льюис в Германии показал время 1.14,363, тогда как Харьянто остановил секундомер в первом сегменте на отметке 1.16,977.

Результатом явились 2,6 секунды при разнице в бюджетах между командами в 150 млн фунтов – по 50 млн на секунду, или по 5 млн на 0,1 секунды с круга.

Всё это прежде всего говорит о том, что топ-командам нужно не бравировать своими победами, а спокойно признать, что их система управления финансами не выдерживает никакой критики, а затем присоединиться к тем, кто ратует за ограничение бюджетов в спорте на уровне, скажем, 150 млн фунтов в год.

Как недавно заметил заместитель руководителя команды Force India Боб Фернли: «Даже с ограничением в 150 млн фунтов на год можно будет тратить на развитие шасси по миллиону в неделю. Куда же больше?»

Однако его вопрос так и останется висеть в воздухе, поскольку по миллиону в неделю достаточно независимым командам, тогда как Mercedes необходимо втрое больше, чтобы бороться за чемпионство.

Удивительно то, что опытные бизнесмены – такие, как Дитер Цетше (Mercedes), Серджио Маркионе (Fiat-Chrysler, Ferrari) и Дитрих Матешиц (Red Bull) не делают ничего, чтобы их гоночные коллективы проводили столь же эффективную политику в отношении финансов, как подразделения серийного производства автомобилей или, в случае с Red Bull, газировки.

Представьте, как бы отреагировало руководство автозавода или предприятия по производству мясных консервов, если бы их затраты вдруг увеличились на 50 млн фунтов в год без видимой финансовой отдачи.

И еще более удивительно то, что FOM, сама подпитывающая бюджеты крупных команд за счет бонусов, до сих пор задается вопросом, почему же независимые команды никак не могут выбиться наверх...

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7339/f1-top-teams-are-throwing-money-away

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle