Почему Ф1 непременно порадует нас в 2013-м
Есть множество причин полагать, что последний год действия в Формуле 1 нынешних правил подарит нам – в силу комбинации факторов – запоминающийся сезон. Марк Хьюз надеется на подобное развитие событий
В преддверии новой реальности, ожидающей нас после введения турбомоторов V6 в 2014-м, проведение восьмого и последнего сезона Формулы 1, в котором будут использоваться 2,4-литровые двигатели V8, может показаться простой формальностью. Однако высокий уровень конкуренции может сделать чемпионат-2013 действительно ярким и богатым на события.
Можно без преувеличения сказать, что шесть титулов из шести возможных, которые завоевал союз Себастьяна Феттеля и Red Bull Racing за последние три сезона, прочно закрепили за ними статус доминирующей силы чемпионата.
Всю значимость этого достижения может объяснить тот факт, что за 63-летнюю историю Формулы 1 три титула подряд удавалось завоевать только двум пилотам – Хуану-Мануэлю Фанхио и Михаэлю Шумахеру.
Что касается Кубка Конструкторов, то подобного успеха добивались только Ferrari, McLaren и Williams. Особенно примечательно то, что на момент перехода Ф1 к текущей конфигурации двигателей Red Bull Racing только начинала свой путь в Больших Призах, а Феттель и вовсе ешё не дебютировал.
Однако подобный уровень превосходства над соперниками, ставший следствием верного использования таланта Эдриана Ньюи – вероятно, величайшего технического гения, когда-либо работавшего в Формуле 1 – имеет и негативные последствия. Дело в том, что существует только один Ньюи и RBR использует его идеи настолько блестяще, что это создаёт проблему: падает зрелищность чемпионата.
Льюис Хэмилтон разочаровался в McLaren, перейдя в Mercedes, а напряжённость в Ferrari растет с каждым упущенным Фернандо Алонсо титулом. Команда регулярно предпринимала попытки обуздать «Красных Быков» и в прошлом году они почти увенчались успехом? так как на протяжении большей части сезона коллектив Кристиана Хорнера пытался вновь выйти на тот уровень выступлений, который демонстрировал до введения в 2012 году новых правил.
На самом деле, предстоящий сезон принесет что-то похожее. Запрет двойной DRS не является мерой, направленной против Red Bull Racing – о нем было объявлено ещё до того, как это решение дебютировало на прошлогодних RB8, – однако он все же внесет свою лепту в выравнивание сил. Ведь сильнее всего на скорость RB8 влияла конфигурация задней части машины.
Уровень прижимной силы практически не зависит от изменения клиренса в задней части - благодаря скрытым в корпусе туннелям, ведущим к диффузору - куда большее влияние оказывает заднее антикрыло. Двойная DRS позволяла снизить уровень лобового сопротивления без потери прижимной силы. Это техническое решение появилось на машине в поздней стадии сезона вместе с другими новинками, позволившими Феттелю вернуться в лидеры чемпионата. Но теперь его нет.
Небольшое уточнение правил, касающееся картографии работы двигателей, также может повлиять на Red Bull Racing больше, чем на другие команды. Ожидалось, что в 2013-м командам дадут возможность заявить новый режим базового распределения крутящего момента. Однако техническая комиссия FIA решила, что командам следует придерживаться тех карт работы двигателя, которые они использовали во второй половине прошлого сезона.
Это исключает возвращения к тем режимам двигателя, которыми Red Bull Racing пользовалась в Хоккенхайме-2012. Они позволяли пилоту резче нажимать на газ в повороте, что способствовало увеличению потока выхлопных газов, повышающих прижимную силу, тем самым устраняя ключевой недостаток: компоновку задней части машины, лишенную части преимущества профиля “бутылочного горлышка” ради увеличения аэродинамической эффективности от работы выхлопа.
Не исключено, что новая машина Red Bull RB9, чья конструкция задней части сохранила черты прошлогодней - длинный канал для выхлопных газов, частично скрывающий профиль “бутылочного горлышка” в нижней части - была спроектирована с упором на использование новых карт работы двигателей, которые оказались под запретом. Разумеется, одно только это не скажется на конкурентоспособности машины, но будет одним из препятствий.
Но, как и всегда, команда сначала будет трясти головой от отчаяния, а потом возьмёт себя в руки и придумает, как выйти из этой ситуации. Гибкие антикрылья, выдувные диффузоры, хитрые настройки картографии двигателя, воздушные каналы внутри колеса - каждое из этих технических решений Red Bull Racing было запрещено, но всякий раз они изобретали что-то новое. Команда обязательно сделает это еще раз, и ни в коем случае нельзя вычёркивать её из списка основных претендентов на титул.
Алонсо и Хэмилтон порой подогревали ситуацию – и значительную часть болельщиков Формулы 1 готова согласиться с ними, – намекая, что Феттель действительно хорошим лишь за рулём фантастической машины. Оба как бы намекали, что, будь в их распоряжении такой же автомобиль, они смогли бы опередить немца.
Феттель – которого отличает высокий уровень общего интеллекта – разобрался с этим просто. Узнав, что о нём говорят соперники, он ответил так: «Да, может быть машина имеет большее значение. Но именно поэтому я продолжаю выигрывать у вас».
Конечно, он не сказал именно так, но смысл его слов точно был в этом, что позволило разрядить ситуацию. Немец добился невероятных достижений - три титула, 26 побед в Гран При и 36 поулов - в возрасте, когда его нынешний напарник по команде Марк Уэббер только делал первые шаги в Формуле 1, а Дэймону Хиллу оставалось до дебюта еще целых шесть лет.
И он, нет сомнений, настроен установить еще больше рекордов - пилотируя творения гениального Эдриана Ньюи, Себ представляет собой серьёзного соперника с огромным запасом скорости. Тем не менее, он ещё продолжает учиться. Несправедливость иногда делает его излишне эмоциональным и влечёт за собой череду ошибок, но это лишь небольшие штрихи в портрету талантливого спортсмена.
Перед Марком Уэббером стоит незавидная задача – конкурировать с феноменом Феттеля. Причем иногда это приходится делать, когда одна рука привязана к спине - как заявил Хельмут Марко в своём недавнем интервью. В команде Марк получает равную с Феттелем поддержку, но достижения Себа лишь усиливают уровень его эмоциональной поддержки, оставляя Уэббера вечно вторым.
Правда, в таких условиях Марк всегда проявлял свои лучшие качества. И, если RB9 поедет, как традиционный автомобиль Ф1 и не потребует любимого трюка Феттеля с нажатой до последнего педалью газа для компенсации избыточной поворачиваемости на входе в медленные повороты при помощи выхлопных газов - как это было в 2011-м и в конце прошлого года - австралиец, теоретически, сможет выступать с Себастьеном на одном уровне. Кроме того, у него бойцовский характер, так что его тоже ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.
В корпоративном журнале Red Bull Марко заявил, что Уэббер использует жалобы на чрезмерный прессинг в своих интересах: давление, с которым он сталкивается, по большей части связано с внутрикомандной борьбой. Но если пилот получит в своё распоряжение подходящую машину, ему вполне по силам доказать, что Марко ошибается.
Льюис Хэмилтон в прошлом году окончательно уяснил, что Феттель смог переиграть его: он отобрал все рекорды, на которые рассчитывал британец, если бы сидел за рулём лучшего автомобиля..
В McLaren подготовили для Хэмилтона несколько отличных машин, но ни одна из не дотягивала до статуса лучшей. Даже в прошлом году, когда MP4-27 зачастую оказывалась быстрее Red Bull RB8, команде не удавалось воплотить преимущество в реальную борьбу за титул. Если бы не это, если бы он мог выигрывать титулы за рулём McLaren, Льюис, вероятно, все же смирился бы со всеми ограничениями, осложняющими ему пребывание в команде: напряжение в отношениях с Роном Деннисом, большое количество спонсорских дней и так далее.
Но не сложилось. Поэтому он сделал выбор не столько ради карьеры, сколько ради более свободного образа жизни. Льюису хотелось выступать вместе с Феттелем в Red Bull Racing, где он надеялся взять верх, благодаря собственному таланту. Не вышло – тогда возник вариант перейти в Ferrari и бороться с Алонсо - снова. Но в итальянской команде не было свободных вакансий. Обратившись по второму разу к каждой из этих команд по ходу летних каникул и получив один и тот же ответ, Льюис нехотя выбрал лучшее из оставшихся предложений: Mercedes.
Во время тестов он с нескрываемой радостью признался, что не ожидал от новой машины столь высокой скорости. После первой недели в Барселоне Льюис чувствовал, что всё идет неплохо, но ему не хватает того уровня прижимной силы, которым он располагал раньше.
Хэмилтон отрицает, что Mercedes будет по силам бороться за титул в 2013-м, но ему довольно легко мириться с этой мыслью. Но мы не стали бы биться об заклад, что он добровольно откажется от претензий, если в каких-то ситуациях машина окажется достаточно хороша, чтобы поспорить за Результаты тестов позволяют предположить, что отставание гораздо меньше, чем мы видели в конце прошлого сезона.
В команде произошли большие изменения, и они ещё наверняка не закончились. Приобретения в лице Тото Вольфа и Ники Лауды обеспечили Mercedes агрессивный толчок в развитии. Академический отпуск технического директора McLaren Падди Лоу однозначно свидетельствует, что он действительно присоединится к коллективу из Брэкли. Но в какой роли? К чему оставлять пост технического директора McLaren ради аналогичной должности в Mercedes?
Предположение заключается в том, что он займёт место руководителя команды, что ставит под сомнение будущее Росса Брауна.
Это уже будет не совсем тот коллектив, с которым Хэмилтон подписывал контракт, но подобные вопросы вряд ли беспокоят его. Он пришёл сюда в статусе быстрого гонщика: того, кто будет вопреки коэффициентам букмекеров бороться за отдельные победы и подвергать парней на более быстрых машинах определенному прессингу.
Если всё сложится лучше - будет здорово. Если это позволит Mercedes выйти в лидеры после введения новых двигателей в 2014 - фантастически. Но даже если ничего всерьез не изменится, Льюису будет всего 30, когда его нынешний контракт закончится, И кто знает, какие варианты будут доступны на тот момент.
Это необычный шаг для карьеры гонщика, но Льюис никогда не был обычным пилотом. В то же время, он может расслабится на своём новом месте работы, зная, что впервые в карьере избавился от лишнего давления. Такая психологическая ситуация наверняка позволить ему наилучшим образом показать все, чему он научился за это время.
А вот перед Нико Росбергом тем временем стоит серьёзная задача. В прошлом году он доказал, что может побеждать, имея в своём распоряжении быструю машину. К тому же, едва ли хоть кому-то в 2012-м удалось провести свой квалификационный круг настолько здорово, как это сделал немец в Шанхае.
Складывается ощущение, что без пяти минут топ-пилот стал заложником медленной техники. Но действительно ли всё обстоит именно так?
Он был скован присутствием Михаэля Шумахера, и в итоге его прежнее преимущество над напарником заметно сократилось. На самом деле, в прошлом году можно вспомнить несколько гонок, когда самым быстрым пилотом Mercedes был Михаэль.
Теперь, когда за рулём второй машины сидит бывший напарник по картинговым гонкам - человек, которого принято считать быстрейшим пилотом Формулы 1, - у Нико никаких оправданий или сдерживающих факторов. Будет интересно понаблюдать за этой парой.
Уход Льюиса стал для McLaren сюрпризом. Хэмилтон был раздражён, когда перед началом уик-энда в Монце узнал, что его менеджмент подсуетился и подготовил предварительный вариант контракта с Mercedes без его согласия. Ведь в тот момент, когда немецкая команда предложила ему занять открывшуюся вакансию, сам он всё ещё склонялся к тому, чтобы остаться в McLaren.
Перед началом этапа в Сингапуре в частных разговорах Льюис также заявлял, что собирается остаться в McLaren, и на тот момент это было вполне объяснимо.
Но что-то случилось по ходу того уик-энда. И, по его словам, тут ни при чем поломка машины в тот момент, когда он лидировал – хотя пользы от этого, ясное дело, тоже не было. Отношения между ним и командой был напряжены настолько, что McLaren не пытались удержать его с той силой, с которой могли бы. Но, независимо от причины, взяв один день на размышления, он принял решение ко вторнику – и McLaren потеряла 'самого быстрого гонщика Формулы 1'.
Он был парнем, способным бороться с лидерами на более медленной машине. И теперь он ушёл. В лице Дженсона Баттона у команды есть пилот, который выжимает максимум из техники, подходящей его стилю пилотирования – но не любит, когда машина не слушается его.
В Серхио Пересе команда нашла того, кто обладает большей гибкостью по сравнению с Баттоном, но чей реальный темп пока неясен. Мексиканец в прошлом году показал несколько отличных результатов, но все они объяснялись шинным фактором. Теперь мы узнаем, насколько велик был его личный вклад в те подиумы. К тому же, как и Росбергу, ему не спрятаться от пристального внимания.
С таким подбором пилотов McLaren просто необходимо иметь автомобиль, который сможет квалифицироваться на первом ряду, не требуя от водителя сверхестественных усилий. Может ли MP4-28 стать таким автомобилем? Иногда по ходу тестов создавалось ощущение, что да: например, в самый первый день в Хересе, когда Баттон сам был ошеломлён собственным темпом, или в среду - во время первых тестов в Барселоне, - когда Перес оказался очень быстр.
Однако в другие дни машина не раз заставляла инженеров команды чесать в затылках, пытаясь понять, почему зернение новых шин Pirelli гораздо больше, чем у соперников. Подобные моменты лишний раз подчеркивали подчёркивали тот факт, что в McLaren поторопились, отправив Лоу в отпуск.
Новые шины Pirelli, которые будут использоваться в 2013 году, сильно отличаются от тех, что мы видели прежде, но во время тестов мягкие составы доставили командам немало головной боли, так же как и прежние шины. Серии по 15 кругов в Барселоне позволили бы предположить, что нас ожидает гонки с тремя пит-стопами, но шины начинали терять свою эффективность уже после пяти кругов!
McLaren оказалась далеко не единственной командой, пострадавшей от этого. Но была одна машина, для которой переход на новую резину прошел заметно проще - Lotus. Вероятно, дело в особенностях подвески, которые используются на машинах из Энстоуна и обеспечивают более плавный ход и бережную работу с шинами, хотя, возможно, это может стоить им пары десятых на квалификационном круге
Два фактора пока остаются в числе неизвестных: как быстро команды разберутся с тем, каким образом получить максимум от шин Pirelli, и какова будет ситуация с зернением шин после того, как Формула 1 приедет на первые жаркие гонки? Но если шины будут изнашиваться так же быстро, как это было во время первых двух серий тестов, Lotus получит ощутимое преимущество.
Кими Райкконен сможет легко распорядиться им. Будучи опытным профессионалом, он сумеет раскрыть весь потенциал машины – если будет в подобающем настроении.
Ромен Грожан? В начале прошлого сезона казалось, что ему всего лишь нужно немного убавить свой пыл, чтобы стать грозной силой в пелотоне. Его скорость, как и отдельные маневры на трассе выглядели очень здорово (мы не о тех маневрах, которые первыми приходят в голову, когда слышишь 'Грожан'). Но беспокойство вызывало отсутствие прогресса по ходу сезона.
Кроме того, прошлогодний эпизод в квалификации на Интерлагосе, где он на шестой передаче заблокировал колёса и допустил столкновение с HRT Педро де ла Росы в вершней точке трассы, позволяет предположить, что француз просто игнорирует инстинкт самосохранения. Причем он даже не счел это происшествие достойным внимания.
Ромен признаёт, что в минувшем году посещал психолога, чтобы предотвратить подобные инциденты в будущем. Будет интересно увидеть плоды этих усилий. Здорово, что в Lotus ему дали ещё один шанс: он очень перспективный гонщик и, в конечном счёте, на пару десятых быстрее Кими в его нынешней форме. Но ему предстоит убедить еще очень многих.
Если бы не ошибка Грожана на стартовой прямой в Спа в прошлом году, Фернандо Алонсо наверняка стал бы чемпионом мира. Но вместо этого, он вступает в свой четвёртый сезон в составе Ferrari, имея в активе только те титулы, что он завоевал давным-давно в Renault.
Хэмилтон считает Алонсо единственным достойным соперником и, есть ощущение, это у них взаимно. Но страсти, которые накалились во время их совместных выступлений за McLaren в 2007-м, помешали обоим.
Последний титул, завоеванный пилотом Ferrari [Кими Райкконеном в 2007-м], стал прямым следствием серьёзного конфликта между Алонсо и Роном Деннисом в ситуации, когда McLaren была единственной командой, способной противостоять Скудерии. В то время Кими был достаточно хорош и имел иммунитет к окружающему его прессингу, потому и смог выиграть титул, почти не имея на это шансов.
Но сколь бы здорово не ехал Райкконен, у него не осталось шансов сохранить свое место в команде, как только Алонсо стал свободным агентом. Да, Кими выиграл титул в Ferrari с первой же попытки, а Алонсо имеет в своём активе пару проигранных финалов. Но со времён триумфа Райкконена в игру вмешалась Red Bull Racing, что сделало задачу куда более сложной.
Однако Ferrari не пыталась помочь себе в её решении. После катастрофического тактического провала в Абу-Даби-2010 и проблемами с внедрением выдувного диффузора в 2011-м, у них был шанс завоевать титул в прошлом году – несмотря на то, что команда начала сезон с очень медленной машиной.
Консервативный подход к выбору стратегии - подпитанный страхом, который незримо витал в боксах с той самой гонки в Абу-Даби 2010 года - стоил очень дорого. В команде так стремились не допустить ошибку, избрав слишком рискованный вариант, что в итоге действовали недостаточно смело и из-за этого проигрывали соперникам.
В Барселоне, Монако, Канаде и Сильверстоуне жизненно важные очки были упущены из-за ошибок при принятии тактических решений. В этих четырёх гонках Алонсо потерял 28 очков – и упустил титул в третий раз. Так что большой вопрос, стоит ли обвинять в поражении Грожана...
Однако новый алый автомобиль выглядит несравненно лучше своего предшественника на аналогичный момент минувшего сезона, а команда продолжает целиком и полностью поддерживать Алонсо. Они проектировали новую машину в аэродинамической трубе Toyota, а не в Маранелло. И результаты тестов позволяют предположить, что их F138 является одной из самых быстрых в пелотоне. Не исключено, даже самой быстрой.
Тем не менее, одна из причин, по которой Ferrari участвовала в борьбе за титул в прошлом году, кроется в том, что Red Bull Racing и McLaren не полной мере воспользовались своими возможностями. Маловероятно, что Ferrari сможет вновь рассчитывать на это. Если Скудерия все же завоюет заветный титул в 2013-м, то исключительно благодаря скорости, а никак не не надежности.
В любом случае, всё указывает, что они начинают год с хорошими позициями – и с Фелипе Массой, который в последних шести гонках снова стал похож на себя прежнего, из того времени, когда сам бразилец еще не попал в аварию, а пришедший Алонсо не “украл” его команду. Теперь Фернандо может рассчитывать на Фелипе, которому по силам отбирать важные очки у соперников.
Не кажется невероятным и то, что в один прекрасный день мы сможем увидеть возвращение Массы на верхнюю ступень пьедестала, что ещё год назад казалось невозможным.
Williams и Sauber по очереди доставляли неприятности топ-командам в прошлом году и, похоже, настроены продолжать действовать в том же духе. Очень аккуратная с виду FW35 по ходу зимних тестов демонстрировала форму практически на уровне Lotus. Валттери Боттас присоединился к Пастору Мальдонадо, образовав очень интересную пару пилотов, перед венесуэльцем в 2013-м стоят примерно те же задачи, что и перед Грожаном.
Нико Хюлькенберг и Эстебан Гутьерес могут заставить “похудевшую в боках” C32 ехать быстро. Если она окажется так же хороша, как и прошлогодняя машина, то Нико вполне способен преподнести сюрпризы.
До сих пор ни Force India, ни Toro Rosso не выглядели соответственно своему уровню, но у обеих есть достаточные возможности для развития.
Тем временем, Caterham и Marussia, похоже, собираются провести ещё один год в борьбе исключительно друг с другом. В этой связи больше интересен вопрос их перспектив в 2014-м после смены двигателей.
Но зачем беспокоиться о будущем, когда нас ждёт столько интересного уже в наступившем сезоне-2013?