Возвращение Дженсона Баттона?! Где-то мы это уже видели...
Уже совсем скоро – на майском Гран При Монако – в Формулу 1 всего на один этап, как ожидается, вернется чемпион мира 2009 года Дженсон Баттон, который заменит Фернандо Алонсо. Плохо это или хорошо для Больших Призов? И ничего ли вам это не напоминает? Слово Дэмьену Смиту...
«Полагаю, он смог бы это сделать, даже стоя на руках», – так Деймон Хилл отреагировал на вопрос о том, готов ли на самом деле Дженсон Баттон к возвращению за руль боевой машины Ф1.
Триумфатор 2009 года на улочках горного княжества заменит Фернандо Алонсо, который в тот же уик-энд будет принимать участие в заокеанской гонке "500 миль Индианаполиса" (вероятно, вы слышали об этом...), а впервые за руль машины McLaren-Honda MCL32 британец сядет лишь в четверг утром во время тренировки. И не потому что у него не было иного выбора – это осознанное решение, принятое совместно с командой, но кажущееся мне как минимум странным.
Конечно, Дженсону нечего доказывать людям. 17 сезонов на высшем уровне автоспорта, 305 стартов в Гран При, 15 побед, 50 подиумов и неожиданный для многих титул за рулем машины Brawn GP восемь лет назад – эти заслуги говорят сами за себя. Он был исключительным гонщиком и популярнейшим человеком в паддоке Ф1.
От пилота такого уровня можно было ожидать возвращения за руль боевой машины только в случае уверенности в ее конкурентоспособности, правда? Ну, чтобы по крайней мере не навредить своему реноме. Если бы вы или я оказались в схожей ситуации, мы бы сделали все, чтобы лучше подготовиться к предстоящей гонке. Ну правда – это ведь Гран При Монако, Формула 1… Неужели он собирается просто прыгнуть в кокпит и ехать?
Разумеется, я намеренно немного сгущаю краски. Как заметил сам Дженсон, у него будет время подготовиться к Монако на командном симуляторе. Но в самом деле, мы ведь говорим о совершенно новых машинах, которыми британец никогда в жизни не управлял. Новые габариты, новая аэродинамика, новый размер шин Pirelli и их новые составы… Как-то все странно.
При этом не стоит забывать, что выбор команды пал на Дженсона не просто так, а по причине того, что он официально занимает должность резервного пилота McLaren, так что здесь ничего удивительного нет. В любой момент в сезоне Алонсо или его напарник Стоффель Вандорн могли почувствовать недомогание, и тогда Баттон вынужден был бы подменять их в гонке. И все же на тестах в Бахрейне команда доверила руль не ему, а молодому Оливеру Тёрви (на фото ниже)…
«Будет интересно, не так ли? – отреагировал на новость о возвращении Баттона чемпион мира 1996 года Деймон Хилл. – Он не так много времени отсутствовал за рулем боевой машины, чтобы всё забыть, к тому же, из всех трасс в календаре именно в Монако он способен принести команде результат. Там не столь важны лошадиные силы, а шасси в целом у них вроде неплохое».
Всё это так. Дженсон вполне способен набрать в Монте-Карло очко или два, если всё сложится нормально. Но это не дает ответа на главный вопрос – хочет ли он сам возвращаться за руль, и должен ли он это делать?
Момент ухода из Формулы 1, да и вообще из автоспорта, рассчитать бывает очень трудно, и чаще всего окончательное решение принимает сам спортсмен. Все мы знаем примеры гонщиков, которые очень точно определили лучший момент для своего ухода и больше не оглядывались. Но были и те, кто задерживались в спорте чересчур долго.
И Хиллу этот вопрос знаком как никому другому. Сам он, безусловно, принадлежит к первой категории пилотов, а вот его отец – явно ко второй.
Грэм Хилл участвовал в гонках до 1975 года, когда ему стукнуло уже 46 лет. Конечно, в 1972-м он выиграл Ле-Ман с Matra, и это здорово, но в Формуле 1 он промариновался излишне долго…
В результате Грэму пришлось попрощаться с любимым делом после того, как он не смог квалифицироваться на свой любимый Гран При Монако в 1975-м, и в Сильверстоуне он проехал круг почета за рулем своей машины Hill GH1 без шлема – с фирменной белозубой улыбкой на лице.
Ровно 24 года спустя его сын все бы отдал за то, чтобы уйти из спорта после Гран При Великобритании, если бы не формальные обязательства на вторую половину сезона перед командой Jordan. Гоняться Деймон тогда уже просто не хотел.
И вот сейчас мне трудно удержаться от сравнения… Возможно, Баттон попал в схожую ситуацию. В этом году он не приехал ни на одну гонку, несмотря на свою официальную должность резервного пилота. Похоже, его жизнь бьет ключом и вне автоспорта. Для чего он возвращается? Он этого хочет сам или обязан делать это по контракту?
«Он оставил дверь открытой, – ответил Хилл. – Заметьте, он никогда не говорил, что уходит и больше не вернется за руль гоночной машины. То же самое было и с Найджелом Мэнселлом. Он, по сути, так и не ушел из гонок!»
Ах да, Мэнселл! Когда я только услышал новость о возвращении Баттона в Монако, признаться, я первым делом вспомнил "Нашего Найджа". Он также был чемпионом мира и решил вернуться, правда, там история была более драматичная. Однако в тот момент никто не сомневался в мотивации Мэнселла, и это важно.
Конечно, обстоятельства возвращения Найджела за руль Williams в 1994-м были далеко не радужными. В Имоле разбился Айртон Сенна, после чего малоопытному Хиллу пришлось фактически брать бремя лидерства в убитой горем команде в свои руки, как и его отцу в далеком 1968-м в команде Lotus после гибели Джима Кларка.
Однако, к своему недоумению, Деймон быстро понял, что команда не доверяет ему на все 100 процентов. Мэнселл покинул Ф1 в ранге чемпиона мира в конце 1992-го и чудесным образом взял титул в IndyCar (но заметь, Фернандо, не выиграл при этом Инди 500) с первой же попытки. И на второй год в заокеанской серии Найджел получил приглашение вернуться в Европу. Он ни секунды не сомневался.
«Я не имел ничего против Найджела, – вспоминает Хилл, – мне просто было неприятно, что в Williams отказывались признавать мои достижения».
Понять его, конечно, можно, но и в положение команды войти несложно. Деймон проводил лишь свой второй полный сезон в Формуле 1 и вынужден был не только справляться с ролью лидера после трагической смерти величайшего гонщика всех времен и народов, но и сдерживать атаки набирающего обороты Михаэля Шумахера за рулем Benetton. Неудивительно, что в Williams пытались подстраховаться.
26 июня Найджел пилотировал свою Newman-Haas Lola в Портленде. По ходу гонки он ехал вторым, но в итоге финишировал пятым, после чего сразу прыгнул в самолет и полетел через Атлантику в Великобританию, где наспех были организованы импровизированные тесты в Брэндс-Хэтче.
Замечаете разницу в отношении и мотивации по сравнению с Баттоном?
«Это был один из самых запоминающихся моментов в моей карьере», – вспоминал позже Мэнселл.
И правда, на обычные тесты на конфигурации трассы, носящей, по стечению обстоятельств, имя Indy, да еще и посреди недели, собралось порядка 15 тысяч зрителей, которые наблюдали за тем, как их соотечественник пытается укротить норовистую FW16, с которой даже Айртону не удавалось сладить.
После этого он поехал в Маньи-Кур, чтобы присоединиться к Хиллу на Гран При Франции.
Уже 2 июля Найджел квалифицировался на первом ряду стартового поля вместе с напарником, отстав от него всего на 0,077 секунды. На следующий день они оба ушли в тень Шумахера на Benetton, потрясающий старт которого вызвал критику в адрес команды по поводу возможных нарушений относительно использования запрещенного трэкшн-контроля. Но это уже другая история.
Что касается Мэнселла, то он сошел в гонке из-за отказа коробки передач, выслушал массу добрых слов от поклонников и отправился в Америку на очередную гонку IndyCar.
Но что еще больше взбесило Деймона, так это то, что в самый ответственный момент в конце сезона, когда у него были все шансы побороться за титул, Williams снова пригласила Найджела. Покончив с IndyCar, британец вернулся в гонки Гран При на заключительные три этапа.
К удовольствию Хилла, его более опытный напарник не демонстрировал прежней скорости, при этом сыграв определенную роль в важной для Деймона победе над Шумахером под дождем на Сузуке.
В Аделаиде Мэнселл безропотно помогал напарнику бороться за титул в чемпионате, однако все мы помним, что злосчастное столкновение между Михаэлем и Деймоном, вызвавшее в дальнейшем массу споров, позволило немцу стать чемпионом, а Найджелу – неожиданно выиграть гонку. Это была его 31-я и последняя победа в Ф1 в возрасте 41 года.
Конечно, Найджелу нужно было в тот момент вешать шлем на гвоздь. Но победа в заключительной гонке сезона побудила его остаться и подписать контракт с McLaren на 1995 год, который, надо понимать, ему и вспоминать не хочется. Но за возвращение в 1994-м я снимаю перед ним шляпу.
«Найджел был просто невероятен, – вспоминает Хилл. – Помните, в Аделаиде он взял поул! Он никогда не терял тяги к гонкам и был одним из тех, кому всегда мало. Невероятный спортсмен, талантливый и одаренный. И, возможно, один из самых смелых гонщиков в истории автоспорта».
Деймон был несколько иным.
«Что касается меня, то в 1999-м я понял, что с меня хватит, – продолжил он. – Я по-прежнему мог гоняться, но уже кругов через 20 я выбивался из сил.
Если ты не способен выиграть гонку, то сконцентрироваться на все сто невероятно трудно. Алонсо делает огромную работу в McLaren, но если ты выигрывал раньше, то всё остальное для тебя меркнет. Ему было бы очень трудно настроиться должным образом на борьбу за шестое место. Звучит это не слишком приятно, но это факт».
Принимая во внимание все сказанное, давайте еще раз зададимся вопросом: а хочет ли Дженсон Баттон вновь возвращаться за руль? Сегодня он сконцентрирован на триатлоне – очень требовательном виде спорта, где британец добивается определенных вершин в своей возрастной группе. Его нынешние достижения лежат в совершенно иной плоскости.
Возвращаясь к истории с Хиллом, надо отметить, что в 1999-м Деймон ушел из спорта с большим облегчением, но без четкого осознания того, что будет с ним дальше. Это, по его собственному признанию в автобиографии, впоследствии стало причиной серьезной депрессии. У Баттона, по крайней мере, есть цель в жизни и новые горизонты – в остальном же их истории имеют некоторые пересечения.
«Дженсон в какой-то степени похож на меня, – признался Деймон. – Он не трубит о себе самом на всех углах, не пиарится, и его многие недооценивают. Но когда доходит до дела, он все делает здорово.
Да, он не Макс Ферстаппен и не такой экстраверт, как Льюис Хэмилтон, но если сравнивать его выступления с тем же Льюисом, окажется, что их результаты были не так уж и далеки друг от друга.
У Дженсона определенно есть способности, и когда это необходимо, он их демонстрирует, и тогда его скорости поражаешься. Нечто похожее было с Аленом Простом – максимум результата при минимуме усилий.
Если поставить Баттона в боксерский ринг, он вряд ли завершит бой нокаутом, но с легкостью выйдет победителем по очкам».
Разумеется, в Монако Дженсон может собраться и показать результат. Но относительно его возвращения есть определенные вопросы. Я просто надеюсь, что ему не придется впоследствии жалеть о решении сесть за руль машины Ф1 без должного желания и стремления…
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7513/why-button-f1-return-is-confusing