Гран При Малайзии: Обзор гонки от Марка Хьюза
Конфликт, разразившийся в Малайзии между Себастьяном Феттелем и Марком Уэббером, назревал давно, – уверен Марк Хьюз, анализирующий события второй гонки сезона в подробном отчете
Что-то должно было случиться. В точности, как на Гран При Турции в 2010 году, обстоятельства сложились так, что жестокая конкуренция, которая является неотъемлемой частью Формулы 1, но обычно скрыта от всеобщего обозрения, вырвалась наружу – и весь мир теперь в курсе старых счетов и неприкрытой вражды между напарниками.
Ничто не предвещало беды на старте. В первом повороте, где было довольно сыро, пелотон, который в полном составе стартовал на промежуточной резине, возглавлял Феттель. Ливень оказался коротким и быстро закончился, трасса начинала подсыхать.
Как только погасли стартовые огни, пилоты Ferrari начали смещаться к центру, Льюис Хэмилтон на Mercedes попробовал проехать слева от них, а Марк Уэббер на Red Bull – справа. К расположенному на спуске тесному второму повороту Фернандо Алонсо был вторым – и немало удивился, когда Феттель почти остановился на апексе. В результате испанец зацепил заднюю часть Red Bull, повредив переднее антикрыло своей машины.
Уэббер тем временем разобрался с парой Mercedes, обогнал Ferrari Фелипе Массы и приступил к атакам на Алонсо в борьбе за второе место. Бойцовский дух Фернандо и влажная трасса позволили им продолжать поединок до конца круга.
В Ferrari решили, что единственный шанс спасти гонку – это продержаться на трассе некоторое время с таким крылом, а затем одними из первых перейти на слики, а заодно и заменить поврежденный элемент. Но этим надеждам не суждено было сбыться. На стартовой прямой крыло сорвало, и оно застряло под передними колесами алой машины. Алонсо фактически стал пассажиром и ничего не мог поделать, когда его Ferrari укатилась в гравий первого поворота и застряла там. Единственное, что Фернандо успел в этой гонке – он целый круг сдерживал Уэббера.
А у Феттеля, все дальше уезжавшего во влажный малайзийский сумрак, все шло прекрасно – потенциальный соперник в борьбе за титул выбыл из гонки, партнер по команде отстал на 3,5 секунды. Но тут на Red Bull поплыла резина и гонка обрела совсем иное звучание. Марку удалось опередить Себастьяна, и он контролировал развитие событий до тех пор, пока…
Для Уэббера сошлись воедино все его злейшие беды – спортивный эгоизм Феттеля, особое положение немца внутри команды Red Bull Racing, а также особенности пилотирования на очень требовательной резине Pirelli. Сочетание этих трех факторов привело к тому, что победа, которую Марк уже считал завоеванной, ускользнула от него.
По какой-то причине Марку нечасто удается проводить гонки настолько здорово, как было до 46 круга этапа в Малайзии – он обошел действующего чемпиона, сохранил свою позицию от посягательств всевозможных соперников и уверенно лидировал.
Австралиец сделал все правильно на старте, прорвавшись с пятой позиции на вторую. Он прекрасно выбрал время для перехода с промежуточной резины на слики, на два круга пересидев на подсыхающей трассе Себастьяна и за счет этого опередив его. Он предпочел сделать ставку на скорость, а не на сохранение резины – что было особенно рискованно, учитывая, как быстро шасси Red Bull приводит шины в негодность, что грозило лишним пит-стопом – и не прогадал.
А затем перед третьим пит-стопом из четырех запланированных, когда Феттель нагнал его, Марк замедлился, подставив своего напарника под агрессивные атаки преследовавшего его Льюиса Хэмилтона на Mercedes.
«Марк едет слишком медленно! – кричал Себ по радио. – Уберите его с моей дороги!» На следующем же круге Уэббер взвинтил темп и поехал на 0,3 секунды быстрее. Он не был медленным. Он берег резину. Из-за того, что на Pirelli нельзя ехать в полную силу, на трассе назревал конфликт.
Позже, когда Льюис на какое-то время обошел Феттеля – именно из-за того, что Марк сдерживал напарника, – австралийцу удалось отразить натиск пилота Mercedes, но при этом он продолжал следить за резиной. Затем Себастьяну все-таки смог при помощи DRS пройти Хэмилтона обратно. К последнему пит-стопу он снова оказался в непосредственной близости позади Уэббера.
Из-за пит-стопа Хэмилтона Себа зазвали в боксы на круг раньше Уэббера. Марк смог вернуться на трассу впереди напарника. Они ожесточенно боролись в первой связке поворотов, почти до контакта, однако Марк остался впереди.
Уэббер лидировал в гонке. Угрозы со стороны Mercedes больше не было, так как Хэмилтон вынужден был беречь топливо. Поэтому в ход пошли приказы с командного мостика. Оба пилота получили распоряжение соблюдать режим «Multi 21», то есть прекратить борьбу, сохранять позиции, беречь резину. С точки зрения Уэббера дело было сделано, и сделано отлично. До победного финиша осталось спокойно проехать 13 кругов.
Но он уже не получал от этого прежнего удовольствия. Когда-то Марк влюбился в Формулу 1 из-за того, что она заставляла пилотов бороться на грани, а некоторых – и за гранью возможного. Это было настоящее испытание безжалостной, ничем не ограниченной, чистой скоростью.
«Смотришь на [теннисистов] Рафу Надаля и Роджера Федерера – они играют на пределе возможного все пять сетов, – позже комментировал Марк, – А мы пилотируем на 80%, контролируем скорость… Гонки сводятся к тому, чтобы нянчиться с резиной, чтобы она не убилась раньше времени, а это не способствует пилотажу на пределе. Сегодня вообще нет гонщиков, которые бы боролись на максимуме своих возможностей».
Вне зависимости от того, что случилось на 46 круге, и перевело разногласия в совсем иную плоскость, вопрос о сложности работы с резиной сам по себе достаточно неоднозначный. Шасси Red Bull RB9 обеспечивает в быстрых поворотах уровень прижимной силы, попросту недостижимый для всех остальных – из-за этого шины, специально разработанные для того, чтобы отрывы между командами сократились, попросту втираются в асфальт.
Глава команды Кристиан Хорнер и технический босс Эдриан Ньюи порядком раздосадованы, что они построили быстрейшую машину, а их опять лишают заслуженного преимущества, вновь пытаются сдерживать, как уже было с введением более жестких испытаний на гибкость, запретом на выдувные диффузоры, ограничением картографии мотора и другими схожими эпизодами.
Хорнер настаивал, чтобы Pirelli предоставляла на следующие гонки более жесткие составы резины. Но соперники, предполагая, что только шины и позволяют им хоть как-то бороться с Red Bull, высмеяли эту позицию, как только Пол Хембри сотоварищи вынесли ее на всеобщее обсуждение.
Уэббер расстроен из-за Pirelli не меньше Хорнера, потому что его способность вести агрессивную борьбу, физическая сила, умение выигрывать за счет более позднего торможения, непреодолимая страсть и пилотаж «в пол» – все это теперь не так уж и важно. Теперь нужно ехать аккуратно и беречь резину. И самое ужасное в том, что он всю свою карьеру – 17 лет – стремился оказаться за рулем быстрой машины Формулы 1, но через год после того, как он получил желаемое, Pirelli изменила правила игры. Как будто недостаточно было того, что ему приходится бороться с безумно быстрым напарником, к которому еще, как на грех, благоволит команда…
Похожая история разворачивалась и в Mercedes. Нико Росберга впору называть восходящей звездой «эры Pirelli» – его стиль пилотажа позволяет минимизировать износ, но при этом показывать отменную скорость. Он ясно мыслит и невероятно мотивирован приходом в команду Льюиса Хэмилтона, имеющего репутацию сильного соперника. Кроме того, прежде у Mercedes еще не было столь быстрого гонщика, как британец.
Но в квалификации Нико проиграл из-за гранулирования промежуточной резины, а в гонке ему понадобилось три круга, чтобы опередить страдающего из-за той же проблемы Фелипе Массу и Дженсона Баттона. К тому моменту, как он по внешней стороне прошел Баттона в четвертом повороте, Хэмилтон оторвался уже на три секунды и боролся с пилотами Red Bull.
Вновь все походило на Гран При Турции 2010 года: Льюис преследовал Феттеля и Уэббера, но из-за этого расходовал слишком много топлива и чрезмерно нагружал резину. Также как и Баттон три года назад, Росберг выбрал более экономичный подход и не вступал в борьбу раньше времени.
Первую волну пит-стопов начал Феттель. Он заехал в боксы на пятом круге – слишком рано, как выяснится позднее: еще пару кругов промежуточная резина будет быстрее сликов. Уэббер и Хэмилтон заехали вместе на седьмом круге, и Марк вернулся на трассу впереди Себа, а Льюис сокращает свое отставание от немца (даже несмотря на то, что по старой памяти остановился сначала у боксов McLaren).
Росбергу пришлось ждать восьмого круга, но это было не так уж важно. В начале каждого отрезка на новых шинах Хэмилтон предпочитал атаковать, наседая на пару Red Bull, а Нико берег топливо и шины. Он все время держался рядом, но не настолько близко, чтобы это повышало темпы износа резины. Он занимал наилучшую позицию. Позже, уже будучи сильно расстроенным, он комментировал это так: «Я мог видеть их впереди и мог поддерживать необходимый темп. Я чувствовал, что борюсь за победу».
Соперники словно не замечали Росберга, но он неумолимо преследовал тройку лидеров, представляя собой скрытую угрозу. После четвертого и последнего пит-стопа Нико стало очевидно, что Хэмилтон израсходовал все свои козыри. Льюис в чрезвычайном режиме экономил топливо. Росберг был готов принять у него эстафету преследования пилотов Red Bull.
Через три круга он был уже на хвосте у англичанина. При помощи DRS Нико смог пройти напарника на 43-м круге на задней прямой. Хэмилтон использовал тот же прием и отыгрался, когда оба мчались вдоль боксов. На 44-м круге Нико снова опередил Льюиса перед последним поворотом, но тот снова восстановил статус-кво на следующей прямой. Тут уже не выдержал и вышел в эфир Росс Браун: «Нико, сохраняй позицию за Льюисом», приказывает он тоном, не терпящим возражений.
«Я могу ехать гораздо быстрее, дайте разрешение обогнать его!»
«Ответ отрицательный, Нико. Льюис едет в том темпе, в котором мы ему сказали ехать».
«Да, но как же Red Bull? Мы можем нагнать их. Может у них поплывет резина».
«Понял, Нико. Но – сохраняй позицию».
Росберг был в гневе. Но подчинился приказу.
В кокпите машины Red Bull с единицей на борту все было не так однозначно, что бы там команда не говорила про «Multi 21». Отдельные персонажи – разумеется принадлежащие к лагерю Уэббера – называют Феттеля «смеющийся убийца». Вроде бы, немец выглядит как веселый, открытый парень – но внутри него иногда просыпается кровожадное беспощадное существо с неуправляемым духом соперничества. В прошлом году в Бразилии, когда решалась судьба титула, ему очень не понравилось, что Уэббер протиснулся мимо него в первом вираже, из-за чего в итоге Себа закрутило и развернуло против движения несколькими поворотами позже, и машина была повреждена. Не понравилось ему и то, что австралиец боролся с ним за позицию, пока его не попросили из боксов подвинуться.
В этот раз в Малайзии он уступил Уэбберу из-за того, что слишком рано поехал на пит-стоп – и его «второе я» проявилось вновь. Феттель сумел блестяще минимизировать ущерб. В конце первого же круга на новых шинах он начал планомерно отбирать обратно позиции у тех, кто смог обойти его, пока резина не прогрелась.
Но вот то, что случилось на 26-м круге, когда Марк начал придерживать его, подставляя под атаки Хэмилтона (что позволило англичанину на какое-то время опередить Феттеля после третьих пит-стопов), уже сильно напоминало ему ГП Турции 2010 года. Ведь тогда перед их столкновением Уэббер тоже всячески стремился, чтобы Хэмилтон сел на хвост напарнику…
На 39-м круге Феттель смог при помощи DRS вернуть позицию, обогнав шедшего в режиме строгой экономии топлива Льюиса. До Марка было 4,2 секунды, а до финиша оставалось еще 17 кругов. Сражение было предопределено неприятными воспоминаниями и давним противостоянием, и команда оказалась бессильна что-либо изменить.
Более того, Феттель теперь был на новой мягкой резине, которую ему удалось сберечь во время квалификации – в первом и втором сегменте он показывал свои времена на одном и том же комплекте. Уэббер же в субботу еще до финала израсходовал два. Теперь на последний отрезок гонки у него был более жесткий состав, при этом он пребывал в полной уверенности, что победа уже одержана благодаря «режиму Multi 21» – вот и все дела.
Феттель же и знать ничего не хотел ни про какой режим. Для него гонка была еще далека от завершения. Себастьян, который останавливался на круг раньше Марка, после пит-стопа сократил отставание до минимума. Когда Уэббер выезжал с пит-лейна на 44 круге, они оказались бок о бок. Уэббер довольно агрессивно вытеснил соперника в первом повороте, во втором перекрыл ему траекторию и остался впереди.
«В этот момент, – как потом объяснял Хорнер, – и последовали указания с мостика. Команда была в шаге от максимального результата в гонке, однако шины очень недолговечны, и мы не хотели, чтобы наши пилоты продолжали борьбу и испортили их. Да и соперники из Mercedes были не так уж и далеко» (Как признавали позже специалисты Pirelli, все остальные участники гонки, включая и представителей Mercedes, отставали бы на круг с лишним, если бы машины Red Bull могли ехать в полную силу…)
Феттель никого не слушал, даже когда вместо привычного голоса гоночного инженера услышал в эфире голос Хорнера: «Себ, ты чего, это же глупо». На 46-м круге он использовал KERS и DRS – и оказался правее Уэббера на стартовой прямой. Марк по пытался прижать его к стене, колеса почти соприкоснулись на скорости под 300 км/ч, но Феттель не сдался и вышел вперед.
В первом повороте австралиец оказался снаружи, на входе во второй он смог протиснуться вперед, но вновь оказался на неидеальной траектории на выходе. Феттель лучше вошел в третий поворот и сместился на внешнюю часть трассы, заняв наилучшую траекторию на крутом подъеме, ведущем к четвертому повороту. Уэббер пытался соблюдать хоть какую-то осторожность. У Феттеля адреналин зашкаливал, он был быстр и решителен – и в итоге смог окончательно обогнать напарника. Это было явное и грубое нарушение командного приказа.
Уэббер вновь настиг его на следующем круге по внешней части первого поворота, Себастьян почти вытолкнул его с трассы, чтобы не позволить лучше подойти ко второму повороту. Даже после всего этого он использовал KERS в режиме обгона, чтобы не подпустить Марка близко, что угрожало перегрузкой системы. Гоночный инженер умолял его одуматься. «Осторожнее с передним левым колесом», – прозвучало в эфире еще одно предупреждение, но пилот в это время думал только о 27-ой победе.
Уэббер проявил профессионализм и остался позади. Хэмилтон и злой как черт Росберг финишировали в 12 секундах позади машин Red Bull. «Я запомню это», – сказал Нико в конце радиообмена.
Тактическая схема Баттона предусматривала на один пит-стоп меньше – в конце он вполне мог оказать некое давление на экономящих топливо гонщиков Mercedes, но ему слишком рано подали команду к началу движения после пит-стопа, переднее правое колесо было не до конца закреплено. Сигнальная система по ошибке переключила светофор на зеленый на какие-то 120 миллисекунд раньше, но Баттон успел среагировать и сорваться с места. Пришлось останавливаться. К тому моменту, как удалось разобраться с ситуацией, все шансы были потеряны. Команда предпочла закончить гонку техническим сходом.
Масса, начало гонки у которого было испорчено ужасным гранулированием промежуточной резины, вдруг осознал, что Ромен Грожан на Lotus начинает от него уезжать. У бразильца при этом было достаточно времени, чтобы позволить себе четвертый пит-стоп, что он и сделал на 47 круге. В итоге на новом комплекте он смог пройти Нико Хюлькнеберга на Sauber, Райкконена и Грожана – и выйти на пятое место.
У Lotus, как и в квалификации, не задалось с промежуточной резиной. Команде так и не удалось решить проблемы с избыточной поворачиваемостью, а отсутствие верного баланса не позволило реализовать потенциальное преимущество в работе с шинами. Райкконен потерял много времени в борьбе с неуступчивым Хюлькенбергом, но все же в итоге смог пройти его.
Пол ди Реста мог бы возглавить эту небольшую группу. В начале гонки его Force India просто летела. Но в итоге и он, и его напарник Адриан Сутиль вынуждены были сойти из-за проблем с колесными гайками, возникшими во время второго пит-стопа.
У Серхио Переса, занимавшего девятую позицию, было такое огромное преимущество над Torro Roso Жана-Эрика Верня, который шел позади него, что мексиканец без проблем совершил четвертый незапланированный пит-стоп, не потеряв места. Новый комплект резины и пустые баки позволили ему под конец показать быстрейший круг в гонке.
Как только Феттель снял шлем, злой монстр с красными глазами куда-то исчез – и снова появился веселый, улыбающийся парень, который был шокирован, увидев реакцию Уэббера на произошедшее. Вернувшись в реальность, Себ понял, что предстоит кое-что пересматривать в самом себе.
Михаэль Шумахер в подобной ситуации начал бы блефовать и прикидываться, что ничего не случилось. Себ же постарался хоть как-то оправдаться: «Я не совсем доволен. Думаю, сегодня я совершил большую ошибку. Нужно было оставить все, как было. Я сделал это не специально – вижу, что Марк расстроен, и приношу ему свои извинения. Это, конечно, не изменит результата. Разница в скорости на заключительном этапе была несправедливой, потому что он берег машину и резину. Я пошел на слишком большой риск, чтобы обогнать его. Я облажался».
Третьим недовольным на подиуме был Хэмилтон, который тоже раскаивался: «Нико более грамотно провел гонку, лучше справился с ситуацией, чем я. На моем месте должен стоять он. Это не очень приятно – оказаться здесь при таких обстоятельствах… С этой резиной очень сложно справляться. Все не так, как было когда-то, когда ты выжимал максимум всю гонку, а шины позволяли это делать».
Два года назад после этапа на Сепанге мы писали, что «новая эра Pirelli» преподносит нам некое подобие гонок. Это вроде бы со стороны похоже на гонки, но не стоит путать происходящее с настоящим соревнованием гоночных автомобилей. Вот и участники этих состязаний начинают говорить о том, что происходит в реальности за кулисами яркого шоу. Как продемонстрировали Феттель и Уэббер, правда порой нелицеприятна. Но у нее есть одно неоспоримое преимущество – она реальна.