Единственный действующий гонщик Ф1 уровня Жиля Вильнёва
Июньский Гран При Канады, как и всегда, разворошил воспоминания о легендарном Жиле Вильнёве. Нынешний пелотон Формулы 1 полон молодых и опытных талантов, но лишь один из действующих пилотов, как кажется автору Пятой колонки в AUTOSPORT.com Найджелу Робаку, в полной мере соответствует уровню Жиля...
Любой человек моего поколения, приезжая на этап Формулы 1 в Канаду, в тот или иной момент начинает неизбежно вспоминать про Жиля Вильнёва, чьим именем названа трасса. За свою недолгую и трагически завершившуюся карьеру канадец лишь четыре раза ездил на этом автодроме в рамках этапов Больших Призов, занимая первое, второе, третье и пятое места. Но любопытно, что в эти дни мы с моим давним приятелем вспоминали не его финиши здесь на подиуме, а именно ту гонку, в которой Жиль стал "лишь" пятым.
Это было в далеком 1980 году, когда в распоряжении Вильнёва было очень посредственное шасси Ferrari 312T5. За год до этого его предшественник с индексом T4 позволил Джоди Шектеру стать чемпионом, а Жилю занять второе место в первенстве, а с T5 чуда не случилось.
В то время перспективным направлением разработки шасси считался граунд-эффект, впервые в полной мере внедренный на Lotus 79 двумя годами ранее, но габариты 12-цилиндрового двигателя Ferrari не позволили эффективно использовать этот тренд. Да, с мощностью мотора у Скудерии проблем не было, но это все, на что им оставалось рассчитывать. Перед канадским этапом, который тогда проходил поздней осенью, Жиль занимал 15-е место в личном зачете чемпионата, а Джоди – 19-е.
В тот год в Монреале было невыносимо холодно, и у всех без исключения возникали серьезные проблемы с прогревом резины, но хуже остальных дела обстояли у Ferrari, шасси которой недоставало прижимной силы. Никогда ранее Вильнёв не демонстрировал столь яростного стиля пилотирования – он буквально бросал машину из стороны в сторону, пытаясь поднять и сохранить температуру в шинах Michelin, но его лучшей попытки в квалификации хватило лишь для старта с 22-го места на решетке. Что касается Шектера, то он проехал еще на восемь десятых секунды медленнее.
В гонке Жиль проявил самые лучшие свои качества и какими-то неземными усилиями смог поднять машину к финишу на пятую строчку. Не все тогда заметили и оценили его достижение, но лично для меня Монреаль-80 был и останется навсегда одной из лучших, если не лучшей гонкой в исполнении Вильнёва.
За пятое место в те времена давали два очка в зачет, но набранные баллы никогда особенно не волновали канадца. Более важно было то, что на протяжении всех двух часов он находился на пределе концентрации и ни на секунду не расслабился. Он выжимал из далеко не самой быстрой машины все соки и боролся за 14-е место, за десятое, за седьмое так, как если бы на кону стояла победа.
Он всегда славился умением ехать быстрее, чем даже позволяла машина, и для меня это было его самой главной характеристикой. Хотя сам он никогда не видел в этом ничего особенного.
«Если ты не делаешь этого, то как ты вообще можешь себя считать гонщиком?» – как-то резонно спросил он меня. Когда я думаю о нем, то каждый раз вспоминаю слова Мауро Форгьери, бывшего главным конструктором Ferrari: «У Жиля была непреодолимая жажда победы...»
Это именно так и было, и в этом отношении единственным действующим пилотом Ф1, которому всегда удавалось – как и Жилю Вильнёву – ехать быстрее, чем даже позволяла машина, является Фернандо Алонсо. Бывший руководитель команды McLaren Мартин Уитмарш говорил об этом так: «Гонщики подразделяются на три категории. Есть те, кто не способен выжимать оптимальный темп из машины, те, кто пилотирует ровно на уровне машины, но есть и очень редкие экземпляры, которым каким-то чудом удается ехать быстрее, чем способен тот или иной автомобиль. И во все годы именно этим славился Фернандо Алонсо, и именно это позволяло всем его командам добиваться больших успехов, чем они могли бы.
В идеале вы всегда хотите, чтобы за ваш коллектив выступал голодный до побед гонщик. Айртон Сенна до последних дней отличался этим качеством, и хотя я не знал лично Жиля Вильнёва, я уверен, что ему также это было присуще.
Это невозможно воспитать – это либо есть, либо нет, и из нынешнего поколения пилотов лично я выделяю в этом плане именно Фернандо Алонсо. Вы можете втрое повысить его зарплату, это его не изменит. Это у него в крови.
Мы с МакЛарой Хондим парой. Почему McLaren останется с Honda
На самом деле Фернандо действительно отличается от большинства гонщиков из тех, кого я знал. Деньги для него практически ничего не значат. Во-первых, он не живет в Монако, что, кстати, очень здорово! Нет, конечно, он не бедствует, и глупо было бы такое предположить, но деньги для него не являются главным мотиватором.
Фернандо просто обожает гонки – больше, чем кто бы то ни было, в то же время он предпочитает окружать себя простыми и аскетичными вещами. Вернувшись в McLaren, он вынужден бороться с абсолютной неконкурентоспособностью двигателя Honda, но он ни разу не позволил себе снизить концентрацию, садясь в кокпит. Он просто феноменальный гонщик – лично мне просто не с кем его сравнить...»
Фелипе Масса также очень высоко оценил испанца, а ему было с кем сравнивать. Бразилец в годы выступления за Ferrari долгое время был напарником Михаэля Шумахера, и также, помимо Алонсо, работал вместе с Кими Райкконеном. Однажды он сказал мне, что бороться с Фернандо ему было даже труднее, чем с Михаэлем.
«Хотя Шумахер и был превосходным гонщиком, мне с ним было проще, – заметил Фелипе. – Гораздо сложнее мне было с Алонсо – у него просто не было дней, когда бы он был не в форме!»
Как я уже писал недавно, в Индианаполисе я увидел настолько счастливого Фернандо, каким он не был на гоночной трассе уже очень давно. Отчасти это могло быть связано с тем, что он после длительного забвения в испытывающей трудности McLaren-Honda, наконец, вновь оказался в центре внимания общественности.
Шутка ли – с момента последней победы испанца в Ф1 – в 2013 году в Барселоне – Льюис Хэмилтон выиграл уже 35 гонок. Но больше всего Фернандо, думаю, обрадовало то, что он наконец оказался за рулем конкурентоспособной машины.
Да, все мы знаем, что в итоге он сошел с дистанции в Инди 500 из-за пресловутого сбоя мотора Honda, но и после гонки испанец светился от счастья: «Ох, как это здорово – вновь лидировать в гонке!»
В Инди Алонсо был классифицирован 24-м, получив за свое выступление чек на сумму $305,000. Неплохая сумма, но в McLaren-Honda он получает такие деньги каждые три дня.
В любом случае, он летел через Атлантику явно не за деньгами. Как сказал мне в Канаде наставник Алонсо в Инди: «Фернандо всегда прельщала возможность выступить в Инди 500, и он просто устал от того, что в последние годы все в Формуле 1 обсуждают лишь Хэмилтона и Феттеля.
Неудивительно, что ему захотелось испытать себя в другой конкурентной среде, где в его распоряжении была очень быстрая машина. В то же время он хотел напомнить всем о своем таланте. То, за какие места сегодня Алонсо борется в Формуле 1 – это настоящее преступление...»
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7583/the-only-modern-f1-driver-at-villeneuve-level