Достоин ли Жан Тодт остаться на посту президента FIA?

Дитер Ренкен
4 августа 2017 в 9:26
Фото: LaPresse

Дитер Ренкен поприсутствовал на двухдневной спортивной конференции FIA, на которой поднимались вопросы развития автоспортивного сообщества под эгидой Международной автомобильной федерации, и поделился своими наблюдениями и впечатлениями...

В июне 2013 года FIA провела свою первую спортивную конференцию, и тогда она прошла в Гудвуде в рамках подготовки к знаменитому Фестивалю скорости.

Целью созыва первой конференции было обсуждение развития и продвижения автоспорта во всех регионах, которые охватывает Международная автомобильная федерация. Итоги докладов были включены в предвыборную программу Жана Тодта позже в тот же год, когда француз переизбирался на второй президентский срок. Неудивительно, что тогда все члены выборной комиссии единогласно высказались за кандидатуру действующего президента, и в октябре Жан победил практически без конкуренции.

На следующей конференции годом позже в Мюнхене внимание в основном уделялось образовательному аспекту в рамках спортивных сообществ под эгидой FIA. Также в те дни была проведена выставка Sport MotorEx, позволившая наладить коммерческие связи между компаниями в этой отрасли.

В июне 2015-го делегаты посетили с визитом Мехико – как раз накануне первого мексиканского Гран При Ф1 с 1992 года. Девиз конференции звучал так: "Еще быстрее, еще безопаснее, еще интереснее". Основное внимание на встрече было уделено преимуществам структурных программ местных спортивных властей в разных странах.

В прошлом году мероприятие прошло под лозунгом "Страсть и инновации: прошлое, настоящее и будущее автоспорта" и состоялось в Линготто – районе итальянского города Турин, где располагался автомобильный завод FIAT. Таким образом Международная автомобильная федерация отдала дань уважения сразу нескольким итальянским компаниям, повлиявшим на развитие автоспорта. Это и Abarth, и Alfa Romeo, и Ferrari с Maserati, а также важные стратегические партнеры в лице Brembo, Pirelli и Magneti Marelli.

«Мы провели эту конференцию под знаком обмена контактами и информацией, чтобы люди из смежных областей могли собраться в одном месте и обсудить дальнейшие совместные проекты, – сказал Жан Тодт в своей приветственной речи. – Для FIA очень важно, чтобы автоспорт продолжал оставаться доступным для всех и во всех уголках планеты».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Нынешняя конференция началась в Женеве сразу после отмашки французским флагом, возвестившей о старте суточного марафона в Ле-Мане, и ознаменовала переход на новый уровень. Лейтмотивом собрания стали новые идеи действующего президента Тодта – в прошлом успешного руководителя команд в WRC, Ле-Мане и Формуле 1, – которые должны способствовать дальнейшему развитию спорта.

В нынешнем году истекает второй срок пребывания француза на столь высокой должности, и совсем недавно он объявил о желании баллотироваться на третий и последний срок – по правилам FIA президент не может оставаться на посту президента дольше трех сроков.

На вопрос AUTOSPORT о том, как он оценивает два своих срока в должности президента, и какие цели ставит на третий, Жан ответил: «Когда я шел на свой первый срок, то делал это по большей части из желания приобрести такой опыт. Но после этого я подумал, что мне так повезло в жизни, что я просто не могу не вернуть долг.

С годами работы в FIA я со всеми познакомился и тесно влился в этот некогда новый для меня коллектив. Мне очень понравилось здесь, и меня приняли очень хорошо – именно это стало основной причиной выдвижения на второй срок.

Мне повезло, что у меня до сих пор нет проблем со здоровьем, и я могу работать в полную силу. Я и поныне испытываю огромную страсть в отношении своей работы на этом посту, и все вокруг хотят, чтобы я остался.

Я сказал им: «Мне надо подумать», затем поговорил с женой, с сыном, с близкими, и мы сошлись в том, что мои коллеги просто не хотят, чтобы я сидел дома и ничего не делал. Так что я решил пойти на третий срок.

Я всегда говорил, что это похоже на борьбу за безопасность на дорогах – мы всегда стоим у подножия горы и стараемся карабкаться наверх. В автоспорте мы уже добрались до определенной высоты, но путь наверх еще очень и очень длинный.

В идеале нам необходимо приблизиться на максимально возможное расстояние к вершине – недостижимой по своей сути. И мы можем двигаться – еще есть куда».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Повестка дня конференции, проходившей под девизом "Совместный прогресс и развитие в декаду перемен", была очень впечатляющей. После приветственного слова Тодта и заместителя президента по спортивным вопросам Грэма Стоукера на арене появились Чейз Кэри, Тото Вольф, Карлос Сайнс-старший и Стефано Доменикали.

Одно лишь включение в список участников конференции нового председателя Формулы 1 Кэри говорит о многом, поскольку в прошлые годы и представить себе было трудно, что Берни Экклстоун посетил бы с докладом подобное мероприятие. В первую очередь это говорит о сближении во взаимодействии FIA и Больших Призов – в частности их управляющей организации Formula One Group. Что касается исполнительного директора Формулы Е Алехандро Агага, он не смог посетить конференцию из-за болезни.

«Мы стоим на пути тесной интеграции в спорте между промоутерами, производителями и управляющим органом», – сказал в своей речи Стоукер, о чем также говорило и то, что на мероприятии присутствовали новый коммерческий глава Ф1 Шон Братчес и босс чемпионата мира по гонкам на выносливость Жерар Невё.

При этом любопытно отметить, что прямо во время выступления Кэри и Вольф вступили в открытый диалог по поводу структуры распределения доходов в Формуле 1, чего, опять же, трудно было ожидать в эпоху Берни.

Сайнс обратился к воспоминаниям и рассказал о том, как он мечтал стать раллийным гонщиком с 11-12 лет, и как постепенное продвижение по классам помогло ему достичь вершины спорта. В свое время он выиграл испанский Кубок SEAT Panda, что позволило ему подняться в соревнование Group 2 SEAT. Без этой возможности, по словам самого Карлоса, он бы не смог пробиться дальше. Попутно двукратный чемпион мира предложил ввести подобную лестницу для молодых пилотов в Мировом ралли – от WRC4 до WRC1 – с возможностью продвижения дальше для чемпионов.

«Очень важно, чтобы победители соревнований могли без отбора проходить дальше», – подчеркнул испанец.

Пройдя через очень опасную эпоху Group B, 55-летний Карлос вполне отдает себе отчет в том, насколько все изменилось с точки зрения безопасности: «Это бесконечная история. Когда я вспоминаю, как мы гонялись на заре моей карьеры… Это касается не только машин и шлемов, но и зрителей. Сегодня это уже история. Но мы должны постоянно развиваться».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Стефано Доменикали, ранее бывший руководителем Ferrari F1, а ныне являющийся исполнительным директором Lamborghini и председательствующий в комиссии формульных гонок под эгидой FIA, отметил, что на пути к Формуле 1 в последние годы была выстроена вполне четкая лестница, включающая последовательные ступени Ф4, Ф3 и Ф2. А в качестве цели итальянец поставил адаптацию смежных чемпионатов к единым правилам во всех странах по обе стороны Атлантики.

«Хочу поблагодарить президента FIA за возможность построения своеобразной пирамиды, – сказал Доменикали, ранее работавший вместе с Тодтом в Ferrari, а впоследствии сменивший его на посту руководителя Скудерии. – Начиная с 2014 года мы создали 12 чемпионатов по всему миру.

В будущем мы должны уделить особое внимание балансу сил, а также постараться сдержать расходы на низком уровне».

После первой сессии настало время для перерыва, в котором представители FIA продемонстрировали новую концепцию, получившую название "Cross Car" – своеобразные машинки в стиле багги с мотоциклетными двигателями для соревнований по всему миру. Зрители сразу окрестили их "картами-внедорожниками".

В планах FIA участие машин класса Cross Car на самых различных покрытиях – от льда до асфальта и от гравия до песка, как в режиме установки лучшего времени, так и в очных поединках с конкурентами. При этом может быть введена градация по мощности моторов, таким образом, появятся сразу несколько классов. У многих делегатов – вполне себе взрослых людей, – увидевших этот концепт впервые, на лице было написано немое "Хочууууу!"

Во время совместной коктейль-вечеринки и ужина делегат FIA из Кении поблагодарил федерацию за организацию такого вечера.

«Если бы не эти конференции, люди в странах, в которых не проходят этапы Ф1 и WRC, не могли бы лично познакомиться с иконами автоспорта, и это было бы очень грустно, – сказал он. – Здесь они могут лично встретиться и пообщаться с Кэри и Карлосом, обсудить с ними разные вопросы и просто сфотографироваться».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Это довольно весомый довод, и даже странно говорить о том, что в прежние годы FIA не созывала подобные конференции с целью развития автоспорта.

Второй день мероприятия открылся семинаром, посвященным экологичным технологиям в автоспорте – очень важному аспекту современных гонок, поскольку чрезмерный шум и выхлопы вредных веществ в атмосферу – это два фактора, способных в конечном счете убить автоспорт как таковой.

«В нашей стратегии экологичных гонок мы опираемся на два столпа, – начал Гэри Коннели, делегат FIA по вопросам экологии и одновременно председатель судейской комиссии. – Первое – это исследовательская деятельность и минимизация вредных выбросов, а второе – инновации и продвижение новых технологий, и в этом нам очень помогает спорт».

И прогресс в этом отношении весьма очевиден хотя бы исходя из количества производителей, заинтересованных в участии в Формуле Е. Тодт заверил, что со сторон промоутеров этапов интерес также очень велик, что уже вылилось в три новых гонки в сезоне-2018 – в Сантьяго, Сан-Паулу и Риме. А грядущие изменения в гибридном регламенте чемпионата мира по гонкам на выносливость в 2020 году являются еще одним признаком серьезности намерений FIA в этой области.

Во второй сессии о будущем автоспорта рассуждали сооснователь и бывший технический директор Williams Патрик Хэд, Роди Бассо из McLaren Applied Technologies, Жан-Эрик Вернь, Фредерик Соссе, Сьюзи Вольф и Марио Альмондо из Brembo, и главной темой была значимость технологий, используемых в автоспорте, в других отраслях.

«Думаю, автоспорт находится на распутье между современными технологиями и развлечением, – начал Патрик. – Новые технологии, используемые в современных автомобилях, не всегда идут на пользу шоу, с другой стороны, мало кто верил в прогресс Формулы Е, а сегодня она захватывает все новые и новые рынки».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Что касается Формулы Е, то Жан-Эрик Вернь, выступавший в Ф1 до перехода в WEC и первенство электромобилей, заметил: «Пятый сезон Формулы Е [2018-2019 годов] должен стать настоящим прорывом. Машины будут еще более сексуальными, с новыми батареями, другими современными технологиями, кроме того, они станут вдвое более экономичными.

К тому же, в нашем чемпионате будет больше производителей, чем у всех остальных. И это явно указывает на то, что Формула Е является будущим автоспорта, и мы сможем достичь успеха, если будем придерживаться этих тенденций».

Последним в этой сессии слово взял Альмондо: «Автоспорт представляет собой уникальную тестовую базу для технологий, процессов и материалов. Это очень важно для нас при производстве новых элементов – когда вы находитесь на технологическом пике, все воодушевляются вашими достижениями».

Дневная сессия, в которой Шон Братчес охарактеризовал Формулу 1 как "фантастический глобальный бренд с полумиллиардной базой поклонников по всему миру, каждый из которых ждет нового контентного прорыва", участвовали также Марк Уэббер, Жерар Невё и Пол Хембри, представляющий Pirelli.

Братчес в своей речи предположил, что самой большой сложностью современной Формулы 1 является привлечение новых болельщиков.

«Для меня это сродни беседе со зрителями – я хочу узнать, что нужно сделать, чтобы заинтересовать их. В современных условиях очень просто потерять аудиторию, если вариться в собственном котле. Нам необходимо нарастить немного мяса на костях Формулы 1, чтобы заинтересовать новых болельщиков.

При этом важно не потерять существующую базу преданных поклонников Ф1. Если все время говорить только о DRS и MGU-K, можно погрязнуть в деталях и потерять суть».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Марк Уэббер высказал предположение, что успех современного спорта лежит в плоскости эмоционального восприятия.

«Возьмите другие виды спорта – футбол, теннис, гольф, баскетбол – во всех них есть огромный человеческий фактор, и это неизменно, – сказал австралиец. – У нашего спорта с этим есть проблемы, поскольку основное внимание мы уделяем технике и производителям.

А как насчет шоу? Что заставляет зрителей включать свои телевизоры? Тут у нас есть проблема.

Кто-то может восхищаться Льюисом Хэмилтоном и его достижениями, но в гонке очень трудно понять, что именно он делает. Это главный вопрос. В былые годы даже моя мама понимала, что Айртон Сенна за рулем в Монако сделал что-то потрясающее. Эмоции были видны невооруженным глазом».

В целом пятая спортивная конференция FIA прошла в русле конструктивного диалога, время от времени сменяющегося жаркими дебатами. Девиз "Прогресс и развитие" полностью оправдал себя, и ни у кого сегодня нет сомнений в том, что за прошедшие два президентских срока Жана Тодта автоспорт действительно сделал существенный шаг вперед, и при этом чувствуется настоящее единение всех без исключения сторон, о чем в прошлые эпохи можно было и не мечтать.

Судя по всему, француз без видимых затруднений пройдет выборный процесс и не встретит на своем пути сколько-нибудь серьезной борьбы за президентское кресло. И это неудивительно, учитывая полную поддержку делегатов Международной автомобильной федерации…

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7585/is-todt-worthy-of-remaining-fia-president

© autosport.com
Фото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle