Формула 1 в тупике? Вовсе нет!
Сочетание DRS и новых шин Pirelli ведет Формулу 1 к деградации? Вовсе нет, считает Джонатан Нобл. По его мнению, китайский этап и впрямь был подвержен ряду небольших дестабилизирующих факторов, но спорт по-прежнему крепко стоит на ногах
Приверженцы теорий о том, что наш мир катится в тартарары, после Гран При Китая с легкостью могут обосновать, почему в будущем Формулу 1 не ждет ничего хорошего.
После уик-энда, по ходу которого Ф1 сравнивали с боями без правил, когда звезды гонок в квалификации управляли машиной «как пожилая леди», а в радиоэфире по ходу гонки шли обсуждения, стоит или нет пилоту сражаться с соперниками, сложно спорить о том, что в Больших Призах не все ладно.
Многим понравилось большое количество обгонов в Шанхае, зачастую в очень упорной борьбе, плюс различные шинные тактики – но нашлись и те, кого не слишком впечатлили воскресные события.
Мягкие шины Pirelli исполняли, по сути, роль квалификационных. Потому мы увидели настолько экстремальные тактические схемы, каких не было уже давно. Это был один из тех случаем, когда у положения на трассе не было шансов 'на время стабилизироваться'.
Но сплошная череда пит-стопов и более чем достаточное число обгонов чем-то напоминали баскетбольный матч, по ходу которого мяч не раз удивительным образом выпрыгивал из кольца, а окончательный счет остается неясен до самых последних секунд игры.
За гонкой в Шанхае было очень интересно наблюдать, однако стоит признать: это был не такой остросюжетный триллер, который мы наблюдали в Малайзии несколько недель назад, когда противостояние в Red Bull Racing и Mercedes развивалось по классическим законам и достигло своей высшей точки после финальных пит-стопов.
Китайские события породили немалую волну разговоров, что с Ф1 не все в порядке.
Неужто в них и впрямь есть зерно правды, и чемпионат движется по дороге, ведущей в глухой тупик? И нынешняя Формула 1, где всем правят шины Pirelli и DRS, станет гоночно-развлекательным шоу, если прямо сейчас не сбить её с этого порочного пути?
Мой ответ – твердое 'нет'.
В Ф1 решающими всегда были совсем небольшие различия. И точно так же, как разница во времени круга между чемпионской машиной и вполне средненькой составляет крохотные доли процента, захватывающую гонку порой отделяют от 'спектакля' вроде китайского лишь незначительные факторы. Именно они и проявили себя в минувшее воскресенье в Шанхае.
Достаточно сказать, что если бы в Pirelli решили привезти на этот этап слики Medium и Hard, нас бы ждало совершенно иное зрелище. Да и погода в этот раз оказалась не столь прохладной, как прежде, что не в лучшую сторону сказалось на работе состава Soft.
Это те мелочи, которые оказались очень важными. Иной мягкий состав позволил бы придать ситуации совсем другой вид и не дал бы поводов для критики. И картина вовсе не выглядела бы столь неоднозначно.
Кроме того, есть еще фактор DRS. Когда в Формуле 1 вводили это устройство, расчет был на то, что подвижное крыло даст пилотам хоть какие-то шансы обогнать соперника. Ведь на протяжении долгого времени сделать это самостоятельно зачастую было практически невозможно.
Однако в Китае протяженность двух DRS оказалась, похоже, излишне большой. Из-за этого гонщики могли просто проезжать мимо соперников, не прикладывая для этого ни малейших усилий. Это не то, что мы привыкли называть гонками.
Решение проблемы лежит на поверхности: надо точнее определять те зоны, где разрешено использовать DRS. Речь не идет о полном отказе от этой концепции, ведь она подарила нам немало ярких моментов за последние годы.
Формуле 1 требуется лишь небольшая коррекция в вопросах Pirelli и DRS, а вовсе не полный отказ от тех инструментов, которые так здорово показывали себя вплоть до недавнего времени.
Не будем забывать, что даже в эпоху Pirelli/DRS мы порой видели довольно скучные гонки с единственным пит-стопом – к слову, они дали уже знакомым нам персонажам повод заговорить о том, что характеристики шин, дескать, можно бы сделать и более экстремальными, да и зоны DRS какие-то совсем крохотные…
Ни в одной спортивной дисциплине невозможно гарантировать, что уровень шоу будет оставаться постоянным из недели в неделю. В футболе одни и те же игроки могут скатать скучную нулевую ничью, а затем выдать захватывающий триллер с пятью голами и развязкой в компенсированной время. Именно непредсказуемость и делает спорт таким интересным. И после заурядных соревнований интересные кажутся еще интереснее.
Применительно к Формуле 1 главное опасение состоит в том, чтобы гонки не стали слишком уж 'развлекательными', хотя до известной степени это очень важно. Ведь все мы помним целые сезоны, когда для обладателя поула было важнее всего сохранить лидерство в первом повороте, а дальше можно было уже ничего не опасаться: обогнать на дистанции его все равно никто бы не смог.
Насмотря на все свои недостатки, гонка в Шанхае подарила нам интересное соперничество. Никто среди болельщиков или членов команд до старта не мог с уверенностью говорить, кого же мы увидим после финиша на вершине пьедестала. В числе реальных кандидатов значилось не меньше шести-семи гонщиков, и для Ф1 это просто замечательная ситуация.
И хотя есть пилоты, которым не по душе ехать от старта до финиша в фиксированном темпе, экономя резину, другим нравятся такие испытания.
Понятно, что больше всего о возвращении старых деньков, когда почти все решалось уже в первом повороте, на этот раз мог бы мечтать Льюис Хэмилтон. Но когда я спросил, нравятся ли ему гонки в нынешнем виде, широкая ухмылка на его лице не оставила никаких сомнений.
«Сегодня я атаковал изо всех сил на протяжении большей части дистанции, – признался он. – Это тактика, и нам нужно быть тактиками. Тут есть что-то общее с шахматами».
Возможно, самым позитивным фактором на фоне разговоров о том, что Формула 1 зашла слишком далеко в попыьтках повысить зрелищность, пожертвовав чистотой спорта, являются лидирующие позиции сильнейших пилотов и лучших команд.
Если бы мы видели, что Фернандо Алонсо, Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон и Кими Райкконен не в силах справиться с середняками и проигрывают им спор за место на вершине подиума, вот тогда настало бы время серьезно переосмыслить текущую ситуацию.
Но в Китае мы видели, что первую пятерку на финише составили пять чемпионов мира. Это о многом говорит – при этом не так важно, какие именно использовались шины и сколько метров составила длина зоны DRS. Едва ли кто-то станет спорить, что своим невероятным выступлением Фернандо Алонсо не заслужил победу.
Да, этап в Китае не назвать превосходным, но его уроки нужно учитывать в дальнейшем и действовать соответствующим образом. Но, в то же время, это явно не путь в тупик – как бы это не огорчало сторонников движения в тартарары.