Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Ограничение расходов в Формуле 1, версия 2.0?

Дитер Ренкен
26 сентября 2017 в 9:22

Нет, мы не переместились во времени, просто время нас догнало по спирали – на повестку дня в Больших Призах вновь вернулись вопросы ограничения бюджетов. При этом кажется, что на этот раз решения будут приняты хоть и не немедленно, но неизбежно. Слово Дитеру Ренкену...

Одна из самых вечных, острых и противоречивых тем вернулась в круг вопросов, живо обсуждаемых в стане руководства спорта, и имя ей – ограничение бюджетов.

Для Liberty Media, владельца Formula One Group, решающее значение имеет стоимость их акций Формулы 1 под названием FWONK на бирже, и чем лучше перспективы Ф1 по зарабатыванию денег, тем выше цена активов. Как и в случае с любой торговой точкой, прибыль Liberty (см. стоимость акций) зависит от совокупных доходов и расходов – если увеличить первые и уменьшить последние, прибыль мгновенно вырастет и потащит за собой стоимость активов компании на бирже.

И в первостепенные планы Liberty, безусловно, входит оптимизация расходной части и увеличение доходной. Их основной статьей расходов является сумма отчисления командам от общего пирога доходов спорта, составляющая более 50% от общей выручки или около двух третей от нераспределенной прибыли.

Иными словами, из 1365 миллионов фунтов стерлингов, которые зарабатывает Формула 1 за год, порядка 750 миллионов уходит командам, тогда как владельцам спорта остается лишь около половины от этой суммы. Остальное идет на покрытие издержек.

Увеличить доходную часть бюджета за счет расширения календаря, конечно, можно. А можно сделать это и за счет увеличения активности в медиапространстве. Но оба эти варианта рассчитаны на долгосрочную перспективу. К тому же, тарифы за проведение этапов имеют тенденцию снижаться, что мы видим на примере Сепанга и Сильверстоуна, а предсказать, что будет на рынке медиа через пять лет, крайне сложно. В то же время Уолл-Стриту нужны краткосрочные и мгновенные успехи, а за длительную неопределенность он серьезно наказывает.

Показатели NASDAQ свидетельствуют о повышенной волатильности акций Liberty, а каждый пик или стагнация строгим образом совпадает с происходящими событиями в Формуле 1.

Так что главной заботой для Liberty сегодня является статья расходов по выплате призовых командам. Если, к примеру, урезать эту колонку на треть, то прибыль, а с ней и стоимость акций, мгновенно возрастет. Но большие игроки вроде Mercedes или Ferrari вряд ли с распростертыми объятиями примут подобные перспективы, как вы или я очень неохотно пошли бы на снижение зарплаты.

Однако если пропорционально снизить расходы команд на участие в соревновании, их советы директоров с большей вероятностью согласятся на этот шаг.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Нынешняя структура распределения доходов в спорте благоволит лишь двум командам, и обеими владеют компании, выведенные на фондовый рынок. Стоимость их акций напрямую зависит от доходов компании, так что цепная реакция здесь вполне очевидна.

Две другие команды, получающие бонусы от владельцев спорта, – Red Bull Racing и McLaren – также с большой неохотой согласятся на урезание расходов. Коллектив из Австрии целиком и полностью зависит от щедрости "газированного" магната Дитриха Матешица, у которого каждый доллар считан, тогда как McLaren планирует выйти на биржу после объединения гоночного и производственного подразделений, так что для них потенциальная стоимость их акций также очень важна.

Для Liberty самым быстрым и простым решением в отношении этого вопроса является ограничение бюджетов команд. Формула 1 уже пыталась идти этой дорогой в 2009 году, когда подобную инициативу выразил бывший в то время президентом FIA Макс Мосли. Но первая попытка оказалась неудачной. Сейчас временным ориентиром для организаторов является дата 1 января 2021 года, когда в силу вступят новые технический и спортивный регламенты, а также коммерческие соглашения.

До этого срока осталось всего чуть более трех лет, а значит, нужно торопиться, ведь соглашение по ограничению бюджетов серьезным образом скажется не только на букве правил, но и на судьбе Формулы 1 на ближайшие годы. Для того, чтобы достичь поставленной цели, было предложено постепенно снижать бюджеты до конца 2020 года и в итоге выйти на сумму 150 миллионов долларов в год.

В эту цифру не включены расходы на силовые установки, которые на данный момент уже ограничены планкой в 16 млн долларов и постепенно снижаются, а также зарплата пилотов (что спорно, поскольку гонщики, безусловно, являются ключевым фактором достижения успеха), эксклюзивные расходы (частные яхты – дорогое удовольствие) и затраты на маркетинг – чтобы позволить людям в паддоке питаться так, как они привыкли.

В сумме это около 200 млн долларов, которые должны тратиться на функционирование двух машин по два часа около 20 раз за год, что эквивалентно 2,5 млн долларов в час за одно шасси. Но сегодня доброй половине команд этого не хватает, а некоторые из них тратят более чем вдвое больше. В порядке убывания запросов это Ferrari, Mercedes, Red Bull Racing, McLaren и Renault, тогда как остальные команды находятся на грани или ниже предложенного лимита.

© autosport.com
Фото: autosport.com

С учетом правил использования моторов и ограничения их стоимости, а также стандартизации шин, лимита на тесты, на количество персонала, на использование аэродинамической трубы и средств вычислительной гидродинамики расходы команд на функционирование машин должны быть примерно одинаковыми вне зависимости от цвета шасси – будь то красный или розовый. Эта цифра примерно оценивается в 110 млн долларов с разницей, обусловленной различными технологическими процессами и производством обновлений каждой из команд.

И главной сложностью для Liberty будет убедить "большую четверку" команд в том, что выравнивание финансового поля в спорте по-прежнему даст им возможность выигрывать у команд, которые вышли в свет с гораздо меньшими бюджетами. Вы сами видите, чего добилась та же Force India с бюджетом меньше 135 млн долларов, и можно лишь догадываться, на что они были бы способны при равных финансовых возможностях.

«Предложенный лимит немного выше нашего текущего бюджета, – сказал заместитель руководителя Force India Боб Фернли, – Но, конечно, нам будет гораздо легче компенсировать дефицит в 30 миллионов, чем в 200 миллионов, на которые мы отстаем от больших команд сегодня. Для спорта очень важно, чтобы пять-шесть команд могли в равной степени претендовать на подиумы в гонках. Сегодня это, конечно, невозможно».

Но в Ferrari и Mercedes вряд ли готовы к тому, что их клиенты будут с завидной регулярностью обыгрывать их на трассе – в этом случае они тут же рассмотрят вариант ухода из Ф1 и примкнут к той же Формуле Е, что породит новый виток проблем: если они покинут Большие Призы, то легко могут прихватить с собой и свои двигатели. Чем можно будет заделать зияющую пустоту? И любой производитель, который придет в Ф1, неизбежно столкнется с той же проблемой.

Также есть серьезные вопросы относительно количества персонала. Снижение расходов непременно приведет к увольнениям. По самым консервативным оценкам, первым пяти командам, которые оперируют бюджетом свыше 200 миллионов, придется за ближайшие три года отказаться от услуг 1400 человек суммарно, тогда как остальные команды смогут взять к себе лишь половину из них – и то в случае, если им удастся собрать необходимый бюджет.

"Человеческие" расходы в результате сокращения бюджетов
КомандаБюджетПерсоналДефицит бюджетаДефицит персонала
Mercedes£260 млн900£145 млн400 чел
Ferrari£300 млн950£185 млн450 чел
Red Bull£225 млн790£110 млн290 чел
McLaren£190 млн750£75 млн250 чел
Renault£150 млн600£35 млн100 чел
Williams£105 млн530£-10 млн30 чел
Toro Rosso£95 млн 380£-20 млн -120 чел* 
Sauber£95 млн320£-20 млн-180 чел*
Haas£95 млн250£-20 млн-250 чел*
Force India£85 млн390£-30 млн-110 чел*

*разница в количестве персонала в командах с одинаковыми бюджетами объясняется тем, что одни – вроде Williams – почти полностью производят шасси у себя на базе, а другие, как Haas, отдают часть задач на аутсорс Dallara. Модель Force India представляет собой нечто среднее.

Конечно, часть персонала из гоночного подразделения Ferrari может перейти в отдел производства серийных автомобилей, а людей из Red Bull могут "подобрать" в Toro Rosso. Но как быть с остальными?

© autosport.com
Фото: autosport.com

«Нужно сделать это всё так, чтобы спорту это было выгодно, – ответил руководитель команды Mercedes Тото Вольф на вопрос о неминуемом вводе ограничений на бюджеты, – чтобы вписывалось в выстроенные ранее структуры. Нам необходим постепенный переход, и всё должно быть сделано честно и справедливо.

Это очень важно. У всех команд свои потребности, мы устроены несколько по-разному».

Гоночная команда Mercedes базируется в английском Брэкли, тогда как ее материнская компания расположена в Штутгарте. И хотя независимые британские команды могут в связи с перестановками в спорте принять к себе часть оставшихся без работы сотрудников, после всех пертурбаций пострадают как минимум 800 семей. Добавьте сюда компенсацию при увольнении, и эффект от сокращения бюджетов может вылиться командам в копеечку – но, конечно, не Liberty.

Перед руководством команды Renault также встанет дилемма. После многих лет финансовых "недовложений" со стороны бывших владельцев – компании Genii Capital, – ныне заводской французский коллектив стремительно наращивает свои производственные ресурсы. Станут ли в Renault приостанавливать свою активность в ожидании решения от руководства спорта, или продолжат наращивать финансовую мощь?

Говорить о сокращении бюджетов ничего не стоит, тогда как реализация планов может оказаться весьма дорогой, если не сделать всё тщательно. Для финансового благополучия Liberty сделать это очень важно, но, как это часто бывает, трех лет для воплощения столь сложных планов в жизнь может просто не хватить.

Да, финансовое благополучие владельцев Формулы 1 напрямую зависит от доходов и расходов команд, но огромное количество людей, которые могут пострадать при этом "переделе", важнее.

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7723/why-f1-lost-promise-is-a-reality-again

© autosport.com
Фото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle