Долгая дорога в дюнах. Итоги ралли-марафона «Дакар-2018»
«КАМАЗ-Мастер», Peugeot и KTM снова на вершине, но путь к победе для каждой из этих команд был непростым
20 января в аргентинской провинции Кордова завершился юбилейный 40-й по счету «Дакар». «КАМАЗ-Мастер», Peugeot и KTM снова на вершине, но путь к победе для каждой из этих команд был непростым…
Победы Кевина Бенавидеса на мотоцикле, Жиньеля ди Вильерса на внедорожнике и Тона ван Генугтена на грузовике не изменили общей диспозиции в их категориях. Маттиас Валкнер стал первым австрийским победителем и помог KTM продолжить триумфальную серию, которая длится ни много ни мало с 2001 года. Заводская команда Peugeot свой последний «Дакар» перед уходом из ралли-рейдов завершила только с одной машиной на подиуме, но зато на вершине – Карлос Сайнс стал двукратным победителем. В зачете грузовиков своего третьего «Золотого бедуина» после жесткой, но недолгой конкуренции со стороны Федерико Виллагры завоевал гонщик «КАМАЗ-Мастер» Эдуард Николаев. В категории квадроциклов с первого и до последнего дня гонки доминировал чилиец Игнасио Касале.
Из 337 стартовавших транспортных средств до финиша доехали 185, то есть 55%: 85 мотоциклов, 32 квадроцикла, 49 внедорожников, в том числе мотовездеходы, и 19 грузовиков.
Главное
Конкуренция в категории мотоциклов в этом году была острой и непредсказуемой как никогда. Первая неожиданность, правда, со знаком минус, произошла на четвертом этапе, когда в дюнах Сан-Хуан-де-Марконы из дальнейшего участия выбыл Сэм Сандерленд. Британец досрочно сложил полномочия действующего победителя, оставив соперников разбираться между собой. Фаворитами выглядели представители Yamaha и Honda – Адриен ван Беверен и Кевин Бенавидес.
На отдельных спецучастках о своих притязаниях на победу заявляли Хоан Барреда Борд и Антуан Мео. Но десятый этап с коварной навигацией испортил всю интригу, устранив разом всех конкурентов KTM. Сразу несколько претендентов на победу заблудились в русле реки Белен. Золотую рыбку в этой мутной воде выловили только Маттиас Валкнер и Адриен Ван Беверен. Последний шел к уверенной победе на спецучастке и тому, чтобы получить серьезную фору в генеральной классификации, но, к огромному сожалению, упал за каких-то 3 километра до финиша и не сумел продолжить гонку, оставив Валкнера в одиночестве. 31-летний австриец воспользовался таким подарком и не упустил инициативу, впервые в карьере выиграв «Дакар» и продолжив феноменальную серию марки KTM, на счету которой теперь 17 побед подряд.
На следующий день после первой победы на «Дакаре-2018» и десятой в карьере легенда WRC Себастьен Лёб распрощался с надеждами на успех в генеральной классификации и вообще на сам финиш, свалившись с дюны. Это была не первая и далеко не последняя драма в категории внедорожников. Несколькими днями ранее из гонки выбыл Нани Рома, а буквально через два этапа серьезно разбил машину 13-кратный победитель Стефан Петерансель. Что говорить, если даже «Король пустыни» Нассер Аль-Аттия потерял в дюнах целый час!
Единственным, кто избежал каких-либо неприятностей, стал Карлос Сайнс. «Матадор», исчерпавший свою долю невезения в предыдущие пять лет, вышел в лидеры и уверенно контролировал ход гонки всю вторую половину дистанции. В Кордове испанец поднялся на высшую ступень подиума, который был поразительно похож на пьедестал почета образца 2010 года, когда Сайнс одержал свою первую победу. Так же, как и восемь лет назад, рядом с ним оказался Нассер Аль-Аттия (правда, гандикап на финише тогда составил 2 минуты, а не 43). Жиньель де Вильерс в восьмой раз за 15 лет участия на «Дакаре» финишировал в первой тройке, тогда как Стефан Петерансель после ошибки в предпоследний день оказался только четвертым.
Выиграв три из трех первых этапов, Игнасио Касале закрепил за собой звание главного фаворита на победу в категории квадроциклов, а после схода действующего чемпиона Сергея Карякина на пятом этапе чилиец и вовсе остался без соперников. В финальной части ралли-марафона в Аргентине он предпочел не рисковать лишний раз и позволил блеснуть двум молодым местным гонщикам, 26-летнему Николасу Кавильяссо и 22-летнему Джеремиасу Гонсалесу Фериоли. Именно в таком порядке они и финишировали на подиуме в Кордове.
Действующий победитель в категории грузовиков Эдуард Николаев ударно начал свой восьмой в карьере «Дакар». Благодаря уверенному выступлению в перуанских дюнах гонщик «КАМАЗ-Мастер» создал весомый задел в генеральной классификации. Единственным, кто смог угнаться за российским гонщиком, стал Федерико Виллагра. К началу заключительной трети дистанции бывший пилот WRC, набравший хороший темп на родном аргентинском бездорожье, даже вышел вперед. Но отказ коробки передач за полтора дня до финиша ралли-марафона лишил гонщика Iveco надежд на успех и облегчил задачу Николаеву, преимущество которого над ставшим вторым Сергеем Вязовичем на «МАЗе» составило около четырех часов.
В классе мотовездеходов лучшим стал Рейнальдо Варела. Бразилец одержал пять побед и поднялся на высшую ступень подиума. Финишировавший вторым Патрис Гарруст также выиграл пять спецучастков, но проиграл 57 минут лидеру.
Лучший перфоманс
Призванный в последний момент на замену Паулу Гонсалвешу в заводской команде Honda Хосе Игнасио Корнехо Флоримо даже перевыполнил поставленные перед ним задачи. 23-летний чилийский мотогонщик, вышедший на старт всего второй раз после «Дакара-2016», отметился несколькими финишами в топ-10, став десятым по итогам 14 дней гонки. Возможно, наряду с Кевином Бенавидесом у Honda появилась восходящая звезда, которая поможет японской марке наконец-то сбросить KTM с вершины подиума в будущем.
Сокрушительный удар
Начало второй недели ралли-марафона превратилось в катастрофу для Стефана Петеранселя. Француз, отправившийся на день отдыха с комфортным лидерством в генеральной классификации, разбил машину по дороге в Уюни. Он не сдался, продолжил бороться и через три дня поднялся на вторую строчку, но лишь для того, чтобы на предпоследнем этапе допустить еще одну ошибку, врезавшись в дерево, и лишиться надежд на подиум. В итоге свой 29-й «Дакар» 13-кратный триумфатор завершил на непривычном для себя четвертом месте. Что же, возможно, 40-е издание знаменитого марафона действительно стало последним для «Мистера Дакара»…
Статистика дня
Дорогу молодым! За несколько прошедших лет после ухода Марка Кома и Сирила Депре категория мотоциклов значительно помолодела. Особенно это заметно по результатам «Дакара-2018»: восемь из десяти первых райдеров на финише в Кордове выходили на старт знаменитого ралли-марафона не более пяти раз! Настоящим представителем старшего поколения, пожалуй, стал только Жерар Фаррес, на счету которого 11 «Дакаров».
Цитата дня
Карлос Сайнс: «Я очень, очень счастлив! Мы победили заслуженно, так как вложили много времени и сил в работу над этой машиной. В последние годы мне постоянно что-то мешало, но я всегда делал все от меня зависящее. Этот «Дакар» тоже был очень непростым. Я рассчитывал осторожно проехать первые этапы, но руководство Peugeot сказало, что надо атаковать. Я атаковал, однако потом стало понятно, что важно избежать ошибок.
Не знаю, вернусь ли я на «Дакар» в следующем году. Сейчас я просто хочу насладиться успехом, вернуться домой, обсудить все с семьей. Кроме того, Peugeot уходит. Так что посмотрим»...