Шасси Shadow DN1. Хорошая попытка, но нет...

Дэмьен Смит
23 августа 2018 в 10:07
Фото: autosport.com

Загадочный человек. Загадочная команда. Загадочная машина. Шасси Shadow DN1 воплотило в себе многие идеи будущего, но славы, увы, не снискало. Слово Дэмьену Смиту...

Знаменитая остроконечная бородка, черный плащ и шляпа тореадора – Дон Николс никогда не соответствовал типичному образу владельца команды Формулы 1, даже в безбашенные 70-е.

Американец, ушедший от нас год назад в возрасте 92 лет, был одним из самых загадочных персонажей в истории Больших Призов и основателем одной из поистине культовых гоночных команд.

Свой путь в Формуле 1 Дон начал с не менее мистического, чем он сам, шасси DN1 и образованной в 1973 году команды Shadow с говорящим названием.

Машина с индексом 3A, представленная на заглавной фотографии, была продана двукратному чемпиону мира Грэму Хиллу – именно с ней англичанин делал первые шаги в качестве владельца команды и одновременно гонщика при поддержке табачной марки Embassy.

Две заводские машины в традиционных черных цветах Shadow сразу заставили признанных лидеров считаться с ними – и два подиума в дебютный для команды год предвещали светлое будущее. Сезон оказался очень непростым, но он предопределил путь команды на протяжении всех восьми лет ее существования.

Shadow © autosport.com
ShadowФото: autosport.com

Дон Николс, прошедший Вторую мировую войну и войну в Корее, а позднее служивший в разведке (поговаривают и о работе на ЦРУ), сколотил свой капитал во время службы в Японии, где активно занимался импортом и продажей деталей гоночных машин и шин.

Вернувшись в Америку в конце 60-х, Дон основал компанию Advanced Vehicle Systems и дебютировал в Can-Am под вывеской Shadow. Логотип в виде загадочной фигуры в плаще и шляпе Николс придумал сам, ссылаясь на супергероя по имени The Shadow из детских киношных воспоминаний.

Машина Mk1 для Can-Am с миниатюрными колесами, создающими минимум лобового сопротивления, и гигантским задним антикрылом предопределила обычную для Shadow, но непривычную для всех остальных концепцию разработки шасси.

После четырех тяжелых сезонов борьбы с гигантами McLaren и Porsche в активе Николса было не так много удачных выступлений, но американец все же решился на покорение Формулы 1.

С именем будущего руководителя Arrows Джеки Оливера был связан период выступлений Shadow в Can-Am, и британец, карьера которого в гоночном кокпите подходила к концу, согласился стать главной движущей силой нового коллектива на трассе.

Дон нанял разработчика BRM Тони Саутгейта, чтобы тот создал чертежи машины в своем собственном гараже, а здание для базы было арендовано в Нортгемптоне.

Саутгейт был творцом последних шедевров BRM, с которыми команда побеждала в гонках, и его участие в зарождающемся проекте стало ключевым фактором и привлекло внимание двукратного чемпиона мира Грэма Хилла, пожелавшего приобрести клиентское шасси.

Машина, вышедшая из-под пера Тони, действительно впечатляла своим внешним видом. Привлекательный цельный кузов, образующий "бутылочное горлышко" в задней части шасси, был абсолютной новинкой тех лет и на много поколений опережал современные тенденции. Саутгейт разработал его, арендовав аэродинамическую трубу у Имперского колледжа Лондона.

Также для этой машины была характерна очень плотная компоновка внутренних элементов, включая размещение радиаторов непосредственно в боковых понтонах, а не позади задней оси. Топливный и масляный баки были расположены ровно по центру за спиной гонщика. Шасси выглядело просто шикарно – чистое, опрятное и очень стильное.

Shadow © autosport.com
ShadowФото: autosport.com

Даже в отношении используемого топлива эта машина была целиком устремлена в будущее. Топливный спонсор Universal Oil Products, поддерживавший команду еще в Can-Am, только что наладил производство неэтилированного бензина. И как было лучше разрекламировать свою новую продукцию, если не в Формуле 1?

Саутгейт вспоминал, что запах этого горючего отдавал грушевыми леденцами монпансье, а перевозить его с этапа на этап было довольно дорогим удовольствием. Но в отношении мощности мотора новая технология не уступала своим предшественникам.

На первых двух гонках сезона-1973 команда не появилась, но в Южную Африку приехала, а боевые кокпиты заняли Джеки Оливер и недооцененный американский гонщик Джордж Фоллмер, который и взял шестое место, а с ним и первое очко для команды в Формуле 1.

Начало было воодушевляющим, а продолжение – еще лучше. На следующем этапе в испанском Монжуик Парке, где свое клиентское шасси с громкой вывеской Embassy впервые на трассу вывел Грэм Хилл, Фоллмер финишировал третьим. Картина выглядела очень перспективно.

Однако после этого на всех трех шасси начали проявляться проблемы с надежностью из-за "детских болезней". Революционная компоновка оказалась слишком уж компактной. В результате возникли проблемы с охлаждением из-за миниатюрных радиаторов в боковых понтонах.

Саутгейт вынужден был увеличить колесную базу, что также позволило привести в порядок развесовку шасси.

Кроме того, инженер столкнулся с новыми для себя сложностями с мотором Cosworth DFV. Несмотря на то, что этот агрегат использовался в Формуле 1 в тот год повсеместно, для Тони, работавшего раньше с V12 от BRM, он был в новинку.

Характерные для 8-цилиндровой установки вибрации обнажили фундаментальные проблемы шасси в отношении жесткости, и ранние надежды на успех разбились о камни суровой реальности.

Максимум, чего сумел добиться Хилл за рулем DN1, это девятое место в бельгийском Спа, после чего пересел на шасси Lola.

И все же до окончания сезона был еще один светлый момент для заводской команды Shadow – Оливер лидировал под дождем на предпоследнем этапе сезона в Канаде и в итоге финишировал третьим, хотя многие думали, что сможет одержать победу.

По итогам сезона коллектив набрал девять очков и занял восьмое место в Кубке конструкторов. Неплохо, но не более того.

Shadow © autosport.com
ShadowФото: autosport.com

С учетом всех сделанных выводов шасси Shadow DN3, которое готовилось к следующему сезону, должно было выстрелить. Но сначала Оливер с Саутгейтом уехали с очередной инкарнацией DN покорять Can-Am, а затем случилась трагедия в Кьялами, где за рулем DN3 погиб пришедший на смену Джеки Питер Ревсон из-за поломки подвески.

Шасси DN1 еще дважды использовалось Жаном-Пьером Жарье на первых этапах сезона-1974, после чего отправилось на заслуженный отдых. Впоследствии одна из машин обрела вторую молодость в британской формульной серии Shellsport – кстати, среди прочих этой машиной управляла и Лелла Ломбарди – единственная женщина, заработавшая в Формуле 1 очки (ну ладно, ладно, пол-очка).

Что касается Shadow, то за следующие три года у команды было еще несколько проблесков: два подряд поула на первых двух этапах сезона-1975, победа Тома Прайса в Гонке чемпионов того же года в Брэндс-Хэтче и, конечно, единственный триумф коллектива на Остеррайхринге (нынешний Ред Булл Ринг) в 1977-м усилиями Алана Джонса.

И все же этот успех не смог повлечь за собой новые свершения. И в дело вновь вмешалась трагедия. В 1977-м Прайс погиб в ужасной аварии в Кьялами, столкнувшись с маршалом, перебегавшим трассу с огнетушителем в руках. А годом позже Оливер после разногласий с Николсом перешел в только что образованную команду Arrows, переманив к себе Саутгейта. Кстати, буквы O и S в названии новой команды символизируют имена Оливера и Саутгейта.

Но Николс так это дело не оставил. Он подал в суд и выиграл дело в отношении поразительного сходства шасси Arrows FA1 и Shadow DN9, вынудив Саутгейта и компанию с нуля создавать новую машину A1 всего за 52 дня. Но это не остановило коллектив, который остался в Ф1 на долгие годы.

В 1980 году Дон продал свои активы компании Theodore и покинул Большие Призы.

Да, путь таинственного и амбициозного американца в Формуле 1 был недолог и тернист, но болельщики со стажем до сих пор помнят загадочные буквы S h a d o w. И в первую очередь благодаря инновационному шасси-пророку DN1 – одному из столпов бесшабашных 70-х…

Shadow © autosport.com
ShadowФото: autosport.com

Спецификация:

Шасси: Монокок из алюминия
Передняя подвеска: Двойные рычаги на амортизаторах и пружинах, стабилизатор поперечной устойчивости
Задняя подвеска: Перевернутые нижние рычаги, двойная продольная реактивная штанга, амортизаторы и пружины
Двигатель: Ford-Cosworth DFV V8
Объем двигателя: 2,990 куб. см.
Мощность: 460 л.с.
Коробка передач: Hewland FG400 5-ступенчатая ручная
Шины: Goodyear
Вес: 575 кг
Гонщики: Джеки Оливер, Джордж Фоллмер, Грэм Хилл, Брайан Редман, Жан-Пьер Жарье

Результаты шасси DN1:

Старты: 40
Сходы: 22
Победы: 0
Поулы: 0
Быстрые круги: 0
Подиумы: 2
Очки: 9

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7950/the-birth-of-one-of-f1-great-cult-makes

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle