Прижим, прижим и еще раз прижим. Технический обзор Гран При Монако
Для того, чтобы справиться с особенностями узкой и извилистой городской трассы в Монако, не похожей по требованиям ни на одну другую, команды год за годом привозят в горное княжество обновления шасси, в первую очередь направленные на увеличение прижимной силы. Однако в этот раз некоторые коллективы – такие, как Toro Rosso и Sauber, – также опробовали в Монако новинки, которые не успели внедрить этапом ранее в Барселоне...
Red Bull расправляет крылья
Чтобы максимально быстро преодолевать круг по узкому и тесному Монако, машины должны обладать высочайшей прижимной силой на низкой скорости – проворно пролетать кочки и ухабы, а в крутых виражах не терять дорогу.
Как и другие команды, Red Bull Racing привезла в Монако заднее антикрыло, генерирующее большую прижимную силу. При этом скорости здесь настолько малы, что создаваемое элементами крыла лобовое сопротивление практически не влияет на динамику шасси.
Также коллектив из Милтон-Кинса установил на свою машину Т-образное крыло, что сделали и остальные, за исключением разве что Renault – у них дело ограничилось тестами этого элемента в Австралии.
По большому счету Т-образное крыло в нынешнем сезоне запрещено к использованию Статьей технического регламента 3.5.1, но это не значит, что его нельзя установить. Дело в том, что регламентом определена лишь треугольная область над кожухом двигателя, в которой нельзя устанавливать аэродинамические элементы. Однако в правилах ничего не говорится про зону ниже означенной области. Именно здесь команды теперь размещают свои дополнительные крылья.
В теории эти Т-образные крылья служат для контролируемого направления воздушного потока на нижнюю плоскость заднего антикрыла, тем самым оптимизируя работу диффузора.
Само по себе крылышко также генерирует дополнительную прижимную силу, что очень важно на улочках Монако, и параллельно руководит направлением потока определенного профиля к заднему антикрылу. Именно поэтому целый ряд команд, в числе которых Ferrari, Mercedes, Force India, Haas и Toro Rosso, используют этот элемент практически на всех Гран При.
Кроме того, шасси RB14 оборудовано дополнительным открылком над выхлопной трубой – также для создания прижимной силы. В этой области сейчас довольно просторно, ведь по окончании прошлого сезона система открылков, именуемая "сиденьем для обезьянки", попала под запрет.
McLaren поднимается
В отличие от Red Bull, в McLaren тестировали Т-образное крыло еще в Бахрейне и Китае.
Версия же, которая использовалась в Монако, была установлена чуть выше и крепилась не к пилону заднего антикрыла, а непосредственно к кожуху двигателя – как на большинстве машин.
В стиле Mercedes...
Также инженеры из Уокинга немного изменили геометрию Г-образного каскада открылков на переднем антикрыле MCL33 (желтые стрелки).
Кроме того, изменениям подверглись и задние кромки торцевых пластин – по образу и подобию Mercedes (красные стрелки).
Force India размножается делением...
В команде Force India давно работают с Т-образными крыльями, и в Монако они превзошли сами себя.
Новая версия этого аэродинамического элемента на их шасси отныне состоит из двух крыльев, каждое из которых разделено на две пластины.
Всегда на высоте
В дополнение к Т-образному крылу команда Эндрю Грин и его команда немного доработали геометрию задней подвески шасси VJM11.
Точка крепления верхних рычагов подвески была существенно смещена вверх при помощи специального выноса – по примеру Mercedes W09.
Renault ни на секунду не останавливается
Несмотря на низкий темп производства новых аэродинамических элементов, все же в Renault умудряются привозить обновления шасси R.S.18 практически на каждый этап сезона.
В Монако легко было заметить, что прорезь в передней области днища была значительно удлинена. Смысл эти прорезей здесь точно такой же, как и перед задними колесами – запечатать диффузор.
Как это работает? В результате столкновения воздушных потоков высокого и низкого давления создаются завихрения, образующие своеобразную стену, защищающую диффузор от воздействия "грязного" потока воздуха от вращения задних колес.
При этом запечатывание диффузора стало еще более важным аспектом в этом году, когда команды стремятся как можно выше поднять заднюю часть шасси и опустить переднюю.
Постоянные изменения
Геометрия переднего антикрыла шасси R.S.18 менялась уже не раз, и в этот раз изменения коснулись арок, образующих своеобразные каналы на внешней части крыла.
Один из этих каналов был умышленно разделен, чтобы лучше контролировать завихрения, создаваемые в этой области.
Что делать с кочками?
В Монако высота дорожного просвета шасси традиционно увеличена. При этом шасси подняты на максимальный уровень в четверг, а в процессе привыкания гонщиков к кочкам они опускаются. Инженеры меняют настройки подвески из чисто механических побуждений.
«В нашу задачу входит, чтобы шины на протяжении максимально возможного времени оставались в контакте с дорожным полотном, поскольку все имеющиеся лошадиные силы передаются трассе лишь через эти небольшие резиновые пятна, – пояснил руководитель технического отдела Renault Боб Белл. – Каждый раз, когда пятно контакта уменьшается, вы теряете сцепление, а с ним и уверенность в машине.
Так что мы всякий раз настраиваем подвеску таким образом, чтобы на той или иной трассе время и величина контакта шин с трассой были максимальными.
Также настройки подвески важны для аэродинамики. Вам бы очень не хотелось, чтобы машину болтало по трассе во время пилотирования. Каждая кочка смещает шасси в пространстве, что серьезно нарушает аэродинамический баланс. Так что подвеска настраивается и для того, чтобы минимизировать количество перемещений шасси во время движения».
Кроме того, настройка подвески производится под наиболее типичные повороты для каждой конкретной трассы. В Монако, к примеру, гонщик вынужден за один круг около 80 раз существенно менять траекторию движения машины и порядка 50 раз переключать передачи.
В Sauber дуют...
В Монако команда Sauber впервые в сезоне представила выдувные ступицы передних колес своего шасси C37. Главная цель этой концепции, которой придерживаются все команды, за исключением Williams, состоит в том, чтобы генерировать мощный воздушный поток, способный преодолеть завихрения, создаваемые вращением передних колес.
Но команде из Хинвила недолго предстоит радоваться своей новинке, поскольку уже в следующем году выдувные ступицы будут запрещены, чтобы снизить завихрения потока позади машины и облегчить плотное следование гонщиков одного за другим.
Швейцарская крышка
Специалисты по аэродинамике из Хинвила разместили небольшую плоскость поверх малых впускных отверстий боковых понтонов на шасси C37 (отмечено розовым цветом).
Эффект бумеранга
Также в Sauber разместили небольшие открылки в виде бумерангов по краям на шасси Шарля Леклера и Маркуса Эрикссона.
Прорези в этих элементах обязательны по техническому регламенту, поскольку в определенных областях шасси они должны повторять прорези в элементах, расположенных ниже.
Перемены в Toro Rosso
В Испанию команда из Фаэнцы привезла свое шасси практически без обновлений, но компенсировала недостаток новинок в Монако.
Во-первых, они увеличили количество прорезей в днище с четырех до пяти…
Во-вторых, еще больше изрезали "подножку" в области боковых дефлекторов, доведя количество прорезей с трех до пяти.
Одновременно были изрезаны и плавники в верхней части.
Ну а отложили ножницы в сторону в Фаэнце лишь тогда, когда надрезали и плавники в передней части шасси Пьера Гасли и Брендона Хартли.
Временное решение
С самого начала сезона боковые дефлекторы на машинах американской команды Haas отличались своей чрезмерной хрупкостью, разлетаясь на куски непосредственно во время движения.
В FIA потребовали от команды закрепить элементы более прочно, но к Монако решение найдено не было, так что в коллективе просто использовали более упрощенную конструкцию элементов.
В Канаде пообещали что-нибудь придумать.
Новинки от Haas
В Монако команда Haas привезла новое переднее антикрыло, которое они испытывали еще на тестах в Барселоне. Стоит отметить, что торцевые пластины и системы открылков претерпели серьезные изменения, а обязательная камера оказалась выдвинута чуть вперед (желтая стрелка).
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: http://www.f1i.com/magazine/magazine-technical/305673-tech-f1i-monaco-2.html