Радикальные перемены – единственная надежда WRC

Дэвид Эванс
16 мая 2013 в 0:39

Замысел промоутера WRC определять победителя ралли по итогам дуэлей на суперспецучастке встревожил пилотов и болельщиков со стажем, однако Дэвид Эванс считает, что лишь радикальные решения обеспечат достойное будущее спорта

Что случилось с самыми быстрыми в мире, храбрейшими раллистами? Они бесстрашно направляют свою машину на трамплин, даже не видя, что скрывается за ним, и при этом не убирают ногу с педали акселератора – но едва речь зашла о переменах, все сразу стали искать укрытие…

Как только вопрос о победителе Ралли Аргентина был снят (Себастьен Ожье съехал в канаву и пропорол шину, а Себастьен Лёб вновь пилотировал выше всяких похвал), обитатели сервис-парка переключили своё внимание на обсуждение другой проблемы: изменению формата финиша ралли.

В двух словах план заключался в отмене трёхочкового бонуса за победу на суперспецучастке. Вместо этого итоги заключительного допа предлагается использовать для определения финишного порядка гонщиков.

Пилоты, занявшие по ходу ралли первое и второе место, вступают в борьбу за победу. Третий и четвёртый - за место на подиуме. Пятый и шестой - за пятое место. И так далее попарно до донца десятки. Заезды планируется в обратном порядке, чтобы до последнего сохранять интригу в сражении за первую ступеньку пьедестала.

Я уже слышал об этом некоторое время назад, однако тогда это было не более чем расплывчатой идеей, родившейся в результате быстрого мозгового штурма. В глубине какого-нибудь паба.

Но теперь всё изменилось. Вопрос вынесен на повестку дня заседания Комиссии WRC, которое пройдёт в конце этого месяца – новация будет обсуждаться на высшем спортивном уровне.

Вступительный параграф этого текста – не более чем взгляд извне на столь кардинальные перемены. Однако в самом раллийном мире к ним относятся с тем же недоверием.

Едва услышав об идее бонусного СУ, Микко Хирвонен стал серьезен © LAT
Едва услышав об идее бонусного СУ, Микко Хирвонен стал серьезенФото: LAT

Когда я поинтересовался мнением Микко Хирвонена, он лишь улыбнулся. И только потом понял, что вопрос был задан на полном серьёзе.

«Это очень, очень глупо», – сказал он. Но улыбка исчезла с его лица.

Недовольство пилотов вызвано тем, что они не хотят на пределе ехать 250 миль, чтобы выйти в лидеры ралли, а затем упустить победу на последних пяти милях дистанции.

И я действительно им сочувствую. Хирвонен прав. Все они правы. Это звучит просто нелепо. Совершенно и абсолютно нелепо. Почему это постоянно происходит в нашем виде спорта? Сначала мы получили систему СупеРалли, которая подменила собой истинное значение схода. Теперь, вылетев с трассы, ты всего лишь получаешь лишнее время на отдых.

Затем появился суперСУ, что выглядело лишь жалкой попыткой повысить популярность ралли среди людей, которых интересует в лучшем случае премьера нового трека рэпера Will.I.am.

Что привлекает в нашем спорте и позволяет ему продавать себя? Самые быстрые в мире пилоты на самых потрясающих в мире машинах едут по самым коварным на планете дорогам на скорости, которую мы даже не можем себе представить.

Разве этого недостаточно? Оказывается, нет. Совсем нет.

Хардкорные фанаты ралли всегда будут защищать традиции спорта © LAT
Хардкорные фанаты ралли всегда будут защищать традиции спортаФото: LAT

Поверьте, вы не найдёте большего приверженца традиций в спорте, чем я. Около десяти лет назад я лично обращался в ECB [Федерация крикета Англии и Уэльса] из-за того, что формат игры был изменен, и вместо пяти дней она стала занимать несколько часов. Ранее мне также доводилось жаловаться в Международный союз регби на введение системы плей-офф в английской Премьер-лиге.

Зачем же мне это было нужно? Всякий знал, что крикетным матчем можно называть только то, что длится пять дней – и только это. Более коротких матчей просто не было. То же касается и регби, где чемпиона называла долгая битва на протяжении всего сезона. А не только те бессмысленные 80 минут финальной игры, что показывали по телевизору.

Cильно ли я ошибался?

Ведь финальные матчи по крикету и регби помогли трансформировать эти виды спорта и сделать их более привлекательными. В прошлую субботу Leicester Tigers [самый титулованный английский регбийный клуб, выступающий в Премьер-лиге] проводили последнюю игру регулярного сезона, и стадион был забит под завязку. А как вы думаете, сколько свободных мест было на трибунах в первый день июльского турнира Ashes по крикету? Я вам скажу – ни одного!

И вот что я ещё добавлю. Прямо сейчас WRC испытывает серьёзные проблемы. Да, мы с вами знаем, насколько хорош этот чемпионат, и как трудно оторваться от экрана, глядя на мастерское прохождение Себастьеном Лёбом СУ Condor в Аргентине. Но остальные об этом даже не догадываются.

В лучшие деньки этапы WRC собирали в Британии огромную аудиторию и транслировались в прайм-тайм © LAT
В лучшие деньки этапы WRC собирали в Британии огромную аудиторию и транслировались в прайм-таймФото: LAT

Попробуйте назвать количество зрителей трансляции WRC на канале ESPN в Британии. Не вспомните? Вероятно нет – если только вы не один из этой пары сотен – или около того – человек.

Пары сотен!

Многочисленные факторы препятствуют популяризации спорта: уход автоконцернов (отсюда нехватка топ-пилотов и, как следствие, новых героев), господство Лёба и тот некомпетентный русский парень [Владимир Антонов - бизнесмен, чья компания являлась предыдущем промоутером WRC], действия которого привели к банкротству футбольного клуба из Портсмута и снижению интереса к WRC.

Все это крайне негативно сказалось на интересе к раллийным гонкам по всему миру. А в Британии – особенно.

Для нас, кроме того, особой болью стали гибель Колина МакРея и Ричарда Бёрнса, а также исчезновение из календаря Ралли Великобритания. Лодка WRC попала в Ла-Манше в настоящий шторм.

Следствием всего этого стал нулевой интерес СМИ, а количество телезрителей могло бы без труда разместиться в пяти автомобилях Mini Cooper и пяти телефонных будках (из истории известно что в Mini как-то раз набилось 28 человек, а в будку - 14).

Так не может продолжаться дальше. Именно по этой причине я попытался забыть о традиционных спортивных ценностях и исхожу из чисто коммерческих соображений, прагматизма и понимания реальной ситуации.

Вопрос в том, что именно сможет всколыхнуть это болото? Прямо сейчас мы нуждаемся в ярком сюжете. Да, да, я в курсе происходящего в WRC. Но по причинам, изложенным выше, всё это не имеет массового эффекта. Мы должны дать людям шанс ощутить вкус незнакомого блюда, а уж потом приносить им полную тарелку!

И нынешняя ситуация может быть тем самым шансом.

Замена одного доминирующего Себа другим – не лучшее средство привлечь массовую аудиторию © LAT
Замена одного доминирующего Себа другим – не лучшее средство привлечь массовую аудиториюФото: LAT

Промоутер WRC Оливер Цисла пришёл к выводу, что реальный интерес к суперСУ отсутствует. Да и откуда ему взяться? До аргентинского уик-энда их все выигрывал Себастьен Ожье. А до него с этой задачей великолепно справлялся другой Себастьен. Бонусный доп? Все равнодушны.

Предложение босса Citroen Ива Маттона заключается в проведении суперспецучастка после финиша ралли. Это позволит пилотам атаковать на пределе в борьбе за... три очка. Мне нравится эта идея, но я не думаю, что она достаточно радикальна.

Задача состоит в том, чтобы дать пилотам настоящий стимул, который заставит их бороться за победу на суперспецучастке. Если он будет решать судьбу ралли, то на такое действительно будет интересно посмотреть. При этом мы не станем отвечать на вопрос, лежит ли такой шаг в рамках спортивных ценностей или традиций. Фактически, нам требуется сделать WRC более перспективной и востребованной. Необходимо добиться, чтобы местные и международные телекомпании, ведущих борьбу за права на трансляции, заваливали промоутеров предложениями.

Чтобы сделать это, нам и нужны радикальные перемены. Раллийным гонкам не хватает революции.

Как только она состоится, и на BBC вернутся ночные видеообзоры и часовое шоу с прямыми включениями в последний день ралли – только тогда мы сможем задуматься о будущем. Потому что к тому времени во всем мире возникнет интерес к нашему спорту, и телезрители будут заворожено наблюдать за тем, как пилоты занимаются своим делом.

И когда к BBC вернётся интерес, автопроизводители последуют их примеру, а мы с вами сможем с нетерпением начать ожидать новых сражений в духе прежних битв Бёрнса и МакРея.

Но до этого момента мы должны оставить своё мнение в стороне и позволить промоутерам и разработчикам правил сделать то, что будет лучше для спорта.

Это же, я боюсь, относится и к пилотам. Если вам не нравится то, что происходит, собирайте вещи и уезжайте домой.

Возвращаясь к началу этой статьи, скажу: если ты лучший – а вы все считаете себя лучшими, парни – то чего боишься? В худшем случае ты проиграешь всего одну позицию. Но представьте себе глобальные последствия, если это сработает?

Да, я использовал слово “если”. Ведь нет никакой уверенности и гарантии на успех.

Но мяч так и останется в центре поля, если никто не ударит по нему. И только время покажет, действительно ли в этот раз его пнули в верном направлении.

Радикальные перемены – единственная надежда WRC
Радикальные перемены – единственная надежда WRC

  • Поделиться: