Как Михаэль Шумахер изменил Формулу 1. Навсегда...
Михаэль Шумахер, по общему мнению, раз и навсегда изменил мнение о том, каким должен быть гонщик Формулы 1. Он вывел аспект физической подготовки на недосягаемый уровень, обращал внимание на малейшие детали, а его желание выиграть любой ценой еще долго будет притчей во языцех у всех болельщиков Больших Призов. Джеймс Робертс вспоминает легендарного немца и проводит любопытные параллели с нынешними героями Формулы 1...
Их опущенные плечи говорили сами за себя...
В тот день представление о том, каким должен быть современный гонщик Формулы 1, изменилось раз и навсегда. 30 августа 1992 года, подиум Гран При Бельгии в Спа. Революция свершилась.
39-летний Найджел Мэнселл и его 38-летний напарник по Williams Риккардо Патрезе выглядели абсолютно изможденными. В то же время стоящий на подиуме между ними веселый и бойкий Михаэль Шумахер, которому в том году исполнилось 23, походил на пацана, впервые выигравшего у одноклассников в фантики.
Но именно такой была первая победа легендарного немца, и именно она положила начало его восхождению на трон, который он так никому и не уступил…
Напарник Шумахера по команде Benetton Мартин Брандл сразу заметил в нем потенциал человека, способного на свержения и свершения.
«Михаэль вывел Формулу 1 на новый уровень, – вспоминал англичанин. – С его приходом всем пришлось несладко. Мы просто вынуждены были начать тренироваться по новому и бороться за каждую тысячную долю секунды на трассе. Сразу было видно, что пришла будущая звезда».
Переносимся на 14 лет вперед, когда у Шумахера было уже семь титулов чемпиона, а его 91 победа и 68 поулов делали его безоговорочно лучшим гонщиком в мире.
Михаэль никогда не планировал менять мир вокруг себя, но вышло так, что именно он стал законодателем моды в отношении того, каким должен быть гонщик Формулы 1.
Все эти юные «Хочу-быть-как-шуми», многих из которых мы сегодня видим на стартовой решетке Больших и малых Призов, смотрели в детстве на своего героя и, несмотря на все его проделки, стремились впитать хоть толику его успеха.
Тот же Себастьян Феттель, боготворивший в детстве Михаэля, изучал опытного соотечественника, все его нюансы: его подход к работе, страсть, отношения внутри коллектива, умение держать себя вне трассы и неуемную жажду победы на треке.
Шумахер установил новые стандарты в Формуле 1, и гонщики, пришедшие в спорт после него, прекрасно понимали, что для того, чтобы хотя бы приблизиться к рекордам Михаэля, нужно играть по правилам, написанным им.
После Спа-92 мир автоспорта уже никогда не был прежним…
Физика и химия
В середине 80-х совершенно запросто можно было увидеть Кеке Росберга, курящего на стартовой решетке перед гонкой.
Пилоты в то время работали над силой рук и шеи, чтобы справляться с рулем и боковыми перегрузками в поворотах, но этим дело и ограничивалось. Приход Михаэля в Формулу 1 в 90-х произвел настоящую революцию в плане отношения пилотов к своей физической форме.
Сегодня у каждого гонщика в Больших Призах есть свой персональный тренер по физподготовке, который тщательно следит за всеми его показателями, включая тренировки, питание и сон. При этом анализ проводится с научно-космической точностью – это обычные реалии современной Формулы 1.
Но первым такой подход стал проповедовать именно Шумахер.
«Михаэль знал, что между физической подготовкой и временами на круге можно легко ставить знак равенства, и он сделал новый шаг в этом плане, – вспоминает Пэт Симондс, который помог немцу завоевать два первых трофея с Benetton в 1994 и 1995 годах.
Во время тестов мы проезжали гоночную дистанцию, после чего делали перерыв для смены резины и всякого прочего. И что вы думаете? В этих перерывах тренер Михаэля брал у него кровь на анализ для того, чтобы в следующий раз, когда гонщик будет тренироваться в спортзале, он доводил показатели до тех, что были на тестах. Это помогало ему убедиться, что его аэробная нагрузка соответствует прохождению полной гоночной дистанции».
Кроме того, на тесты Шумахер возил с собой "мобильный спортзал", состоящий из набора необходимых тренажеров. И после ста с лишним кругов на трассе он продолжал изнурительные тренировки с железом под недоуменными взглядами деморализованных соперников.
Сегодня запредельная тренированность гонщиков Ф1 не вызывает удивления – Дженсон Баттон серьезно занимается триатлоном и выдерживает нагрузки, едва посильные даже для подготовленных к этой дисциплине спортсменов.
Эстебан Окон в свою очередь рассказал о том, как провел прошлую зиму на высокогорье Фон-Ромё на юге Франции, в тренировочном лагере Пиренеев, где обычно готовятся к соревнованиям олимпийцы.
«За год я не пропустил ни одной ежедневной тренировки, – заметил француз. – В прошлое Рождество у меня было два выходных, и до нового года я тренировался дома, после чего уже 2 января отправился в горы.
Многие гонщики, которые приезжают в Фон-Ромё, остаются здесь не более чем на две недели. Я же пробыл там два с половиной месяца».
Работая с тренерами, которых Эстебан называет «инженерами тела», он делал всё, чтобы выйти на оптимальный уровень физической формы, о важности чего впервые задумался Шумахер.
После завершения цикла тренировок Окон сообщил, что при росте 186 см и весе 66 кг в его организме осталось всего 4,8% жира. И такая погоня за идеалом физической формы сегодня далеко не редкость в Формуле 1.
В слове команда нет буквы "я", как и в слове Шумахер
Когда Карлос Сайнс перешел из Toro Rosso в Renault накануне Гран При США 2017 года, его тут же окружили новые инженеры, механики, медийный персонал команды.
И для того, чтобы запомнить, как кого зовут, ему потребовалось проявить чудеса памяти.
«Механики – настоящие герои Формулы 1, ведь за всю ту огромную работу, которую они делают, они не получают почти ничего, – считает испанец. – Они летают эконом-классом в Австралию, приходят на трассу каждое утро к 8 часам и трудятся до захода солнца.
И я действительно попытался выучить все их имена. И, знаете, они это оценили. Необходимо думать о каждой мелочи, которая поможет команде и мотивирует ее на новые свершения. Я знаю, что этим славился Михаэль Шумахер».
Если верить тем, кто работал с семикратным чемпионом, он не только знал имена всех своих механиков, он даже помнил, как зовут их жен и детей.
«Я не знаю, как ему это удавалось, вел ли он какие-то записи в дневнике, но он мог запросто прийти в гараж и спросить у своего третьего механика, как его сыну учится в новой школе, – вспоминает Пэт Симондс. – Это было просто невероятно, но все в команде любили его за это».
В последние годы многие гонщики делают максимум возможного, чтобы поднять боевой дух своих команд.
Как-то во время Гран При Японии Льюис Хэмилтон пригласил всю команду Mercedes поиграть в боулинг, а Феттель то и дело дарит подарки членам своей команды в виде небольших копий своих машин или шлемов.
А его попытка выучить итальянский, что он раз за разом демонстрирует в радиопереговорах после победных финишей, – еще один признак того, что немец отдает дань уважения своей команде и старается вдохновить ее на новые подвиги.
Гонщики, проявляющие искреннюю заинтересованность в том, как и чем живут их коллеги, получают в свое распоряжение лучших инженеров и механиков, и после перехода в другую команду те, как правило, стремятся уйти на новое место вместе с ним.
Когда в 1996 году Михаэль покинул Benetton и перешел в Ferrari, его влияние и авторитет в команде были столь высоки, что совсем скоро следом за ним отправились технический директор Росс Браун и главный конструктор Рори Бёрн.
И сегодня в автоспорте происходит то же самое. Вспомните, как Андреа Стелла пришел в McLaren на должность руководителя гоночных операций, а Жиль де Ферран занял позицию спортивного директора. До этого Стелла работал с Фернандо Алонсо в Ferrari, а Жиль помогал ему в подготовке к Инди 500 в 2017-м.
Гонщики, жаждущие побед, всегда окружают себя правильными людьми в команде, и первым эту доктрину в Формуле 1 ввел именно Михаэль Шумахер.
Понедельник начинается в субботу
С учетом бесконечных перелетов, встреч с инженерами, общения с прессой, не говоря уже о непосредственной работе за рулем машины, обычно по истечении гоночного уик-энда боевые пилоты полностью истощены физически и морально.
Но в 2000-е, когда тестовое время не было серьезно ограничено, Михаэль зачастую уже в понедельник утром – буквально через 12-15 часов после окончания боевого заезда – уже снова сидел за рулем машины, готовый выехать на трассу. И во вторник всё повторялось. А если надо было, то и в среду.
Он был настоящим роботом в своем подходе к профессии и использовал каждую мелочь в борьбе против того же Мики Хаккинена из McLaren.
«Если нам нужно было провести тесты, достаточно было позвонить ему и спросить: «Михаэль, ты завтра сможешь приехать?» – вспоминает Росс Браун. – И ответом всегда было «Конечно, во сколько?» И ни разу ни единого колебания в голосе.
С тем же вопросом на протяжении своей карьеры я звонил и многим другим гонщикам и нередко получал ответы вроде «Слушай, старик, я завтра веду ребенка на вечеринку» и всякое такое. От Михаэля я ни разу не слышал ничего подобного, потому что он знал, что если я прошу, значит, это действительно важно».
В результате получалось, что Шумахер всегда, по сути, оказывался в авангарде проектирования шасси, касалось ли дело испытаний новых шин Bridgestone или модернизированной подвески.
«Не было ни единого момента, когда Михаэль не был бы на 100% сосредоточен на машине или команде, – продолжил Браун. – Я не буду называть имен, но были у меня в командах гонщики, которые в гараже заключали по телефону сделки по недвижимости или играли в видеоигры. В случае с Михаэлем такого и представить себе было нельзя. Он не позволял себе ни на секунду потерять концентрацию. И даже на отдыхе он, бывало, часами разговаривал с инженерами по телефону.
Его напарники по команде всегда диву давались, откуда Михаэль берет столько энергии, чтобы постоянно работать».
В наши дни время тестов команд сильно ограничено регламентом, но из недавнего прошлого можно вспомнить один пример, когда гонщик отправился на испытания новых шин всего через пару дней после завоевания своего первого трофея в Формуле 1 в сложнейшей финальной гонке.
Речь идет о Себастьяне Феттеле. Перед заключительной гонкой в Абу-Даби в 2010 году немец был лишь третьим в личном зачете чемпионата, но смог одержать победу и взять титул, опередив своего напарника по Red Bull Марка Уэббера и Фернандо Алонсо.
Новоиспеченному чемпиону, разумеется, простили бы пропуск предстоящих постсезонных тестов, однако он уже через пару дней снова прилетел на Яс-Марину, чтобы впервые протестировать новые шины Pirelli.
После ухода Bridgestone миланская компания становилась единоличным поставщиком резины Большим Призам с 2011 года, и эти тесты были очень важны для завершения работы над подвеской и аэродинамикой новых шасси. Кроме того, Себастьян был первым из гонщиков, кто лично посетил итальянский завод Pirelli.
Так что, несмотря на огромную радость от завоевания своего первого трофея в карьере, немецкий гонщик вернулся на трассу, чтобы помочь команде лучше подготовиться к следующему сезону. Возможно, именно это помогло ему еще не раз повторить свое достижение. Никого не напоминает?
Победа любой ценой
Однако бесконечный поиск перевеса над соперниками не ограничивается поддержанием идеальной физической формы, великолепными отношениями внутри команды и усердием в работе.
Есть также и неутомимый дух победителя, инстинкт убийцы, который делает сильнейших спортсменов по-настоящему великими и позволяет им выйти за рамки возможного.
Бывший гонщик Формулы 1 Энтони Дэвидсон собственными глазами видел, как Фернандо Алонсо готовился к своему дебюту с Toyota в Ле-Мане.
Поздно вечером во время тестов британец заметил, что Алонсо забрался на балкон и оттуда снимает на свой телефон процедуру смены гонщика в кокпите, чтобы потом проанализировать этот процесс до мелочей и поделиться с командой мыслями о том, что можно улучшить в этом аспекте.
«Именно эти нюансы и составляют базу для многократного завоевания титулов, – сказал позже Дэвидсон. – Внимание к мелочам – ключ к успеху».
Также у всех великих чемпионов, начиная с Нино Фарины, наблюдалась непреодолимая тяга заявить всем здесь и сейчас, что они лучшие, и никого вокруг просто не существует.
Стиль пилотирования Айртона Сенны часто называют "беспощадным", а в случае с Шумахером этот подход вышел на новый уровень. Его стиль «победы любой ценой» привел к ставшим легендарными столкновениям на трассе в борьбе за титул с Деймоном Хиллом в Аделаиде в 1994-м и с Жаком Вильнёвом в Хересе тремя годами позже. В первом случае цель Михаэлем была достигнута, во втором – нет. Но настрой немца не менялся с годами, он был частью великого чемпиона.
Отчасти такой подход направлен на то, чтобы запугать соперников, дать им понять, что он ни перед чем не остановится – вспомните эпизод 2010 года в Венгрии с Баррикелло, когда Шумахер едва не впечатал бывшего напарника по команде в пит-уолл на огромной скорости. От потенциально фатальной аварии их тогда отделяли всего несколько сантиметров.
Те дни остались в прошлом? Нет.
«Он был удивительным гонщиком, – отозвался о Михаэле Эстебан Окон, которому всегда была по душе гоночная агрессия великого немца, и который сам никогда не отступал в борьбе с не менее решительным Серхио Пересом. – А что вы хотите? Да, сегодня мы должны быть настоящими профессионалами, но тогда, когда я смотрел гонки по телевизору, я просто наслаждался баталиями. Шумахер был гладиатором. Он сражался за позицию на трассе и никому никогда не уступал».
В современной Формуле 1 подобной агрессией и бескомпромиссностью на трассе может похвастаться разве что… правильно, Макс Ферстаппен. Как и Михаэль ранее, голландец не боится проявлять решительность в борьбе с соперниками колесо в колесо, за что многие его недолюбливают.
Его маневры в какой-то момент ввели в ступор даже законотворцев Формулы 1, которые в конце сезона-2016 вынуждены были добавлять так называемое правило Ферстаппена, запрещающее смещение на торможении. Позже, правда, его пришлось отменить.
Вспомните, как в Остине в 2017-м Макс обогнал Кими Райкконена в борьбе за третье место на последнем круге в 17-м повороте, явно срезав при этом поворот. Позже он был оштрафован на пять секунд и буквально выведен с подиума, куда вместо него поднялся финн.
«Между Максом и Михаэлем есть много параллелей, – заметил Симондс. – Мы видим, что у него есть талант и боевой дух. Он, как и Шумахер, не видит никаких препятствий там, где остальные их усматривают. Обгон Кими на последнем круге в Остине? Большинство консервативных гонщиков поняли бы, что это граница трассы, и здесь пересекать ее нельзя. Но Макса это не остановило».
Ферстаппен не признает никаких компромиссов, как и Михаэль ранее. Если он видит свободное пространство на трассе, он без раздумий его займет – как вода, исключительно на инстинктах, без раздумий, чтобы было зрелищно.
Что делал Шумахер после своих побед? Он добивал поверженных соперников своими фотогеничными прыжками на подиуме, которые говорили сами за себя и за него: «Я лучше вас! Я быстрее вас!»
«Михаэль любил громить своих соперников и уничтожать их веру в себя, – добавил Росс Браун. – Часто можно было видеть картину, когда на пьедестале почета он скакал и веселился на фоне двух подавленных оппонентов по обе руки от него, едва стоящих на ногах от изнеможения. На их лицах читалась фраза: «Что это за существо такое, и почему нам против него приходится бороться?!»
Новый Шуми
«Думаю, я был первопроходцем в своем поколении гонщиков Формулы 1, – сказал Шумахер в интервью 2013 года – незадолго до трагического происшествия во французских Альпах. – Многие так и не поняли, что дело было не только в таланте. Я работал с командой на пределе возможного, извлекая максимум из себя и из каждого парня в команде. Ты выводишь каждый показатель на границу возможного, а затем и за нее. Это гонки.
Сегодня я это вижу в молодом поколении. Они очень серьезно подготовлены, а сами соревнования вышли на новый уровень. И, знаете, я горжусь этим».
С 2001 по 2003 год Шумахер в 24 гонках подряд финишировал в очках – позже этот рекорд побил Кими Райкконен, сделав это 27 раз в период с 2012 по 2013 год, а затем и Льюис Хэмилтон – 33 финиша в очках.
Внимание Шумахера к мелочам больше всего перекликается с подходом Алонсо, тогда как ростки бесстрашия и бескомпромиссности, взращенные немцем, дали побеги в отношении к гонкам Ферстаппена.
Но если говорить о том, кто по совокупности больше всего напоминает Михаэля сегодня, то это, безусловно, Себастьян Феттель.
Соотечественник великого чемпиона ведет абсолютно закрытую от посторонних глаз жизнь и никак не проявляет себя в социальных медиа. Его ничто не отвлекает от Формулы 1.
«Я бы назвал Феттеля естественным продолжателем традиций Михаэля Шумахера, – продолжил Дэвидсон. – Он пристально следил за тем, что и как делает чемпион, и старался во всем ему подражать.
Из современных пилотов он работает, пожалуй, больше всех, несмотря на психологические спады».
«Себастьян всегда был очень близок с Михаэлем, – вспоминает Браун. – Они проводили очень много времени вместе, и мне кажется, что он лучше остальных впитал подход Шумахера к жизни и гонкам.
Феттель часто поражает меня тем, как умеет мотивировать себя на новые свершения и оттачивает каждый аспект своего мастерства».
Как и Шумахер ранее, Себастьян добился успеха с одной командой, но решил проверить себя и в другой. И лучшего выбора повторить путь своего кумира, чем перейти в Ferrari и попытаться стать чемпионом за рулем красной машины, и придумать было нельзя.
Когда немец говорит о своем великом соотечественнике, в его словах читается дань уважения легендарному чемпиону.
«Он был моим героем, – сказал Феттель. – У меня на стенах висели постеры с Михаэлем. Лично для меня он лучший гонщик в истории в плане природного таланта, уровня мастерства, страсти и силы воли. Соедините это всё воедино, и вы получите идеального гонщика. Именно такого, как Михаэль Шумахер.
Когда меня спрашивают, что меня связывает с Михаэлем, я вспоминаю, как всё начиналось. Впервые я узнал о нем, когда мне было семь лет. Позже мы познакомились лично, и он никогда не отказывал мне в совете и помощи.
Пожалуй, Михаэль был лучшим в истории Ф1 в отношении таланта и подхода к работе, его преданность делу была на каком-то космическом уровне.
Конечно, я желаю ему силы и способности бороться и дальше, и однажды он вернется. Мне очень не хватает его мнения, советов и опыта».
И всей Формуле 1 тоже...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/8633/how-michael-schumacher-changed-f1-forever