Миф о 'правильной' победе в Формуле 1
Многим кажется, что ситуация с быстрым износом резины и, как следствие, "экономичным" пилотированием обесценивает Формулу 1. Но Эд Стро считает, что любая победа хороша – вне зависимости от того, каким образом она была достигнута
Слушая, о чем говорят в кругах Формуле 1 в последние месяцы, невольно задаешься одним из главных вопросов - что же значит ‘правильная’ победа?
Можно сказать, что ситуация с шинами, а также пресловутая стабильность движения, не способствуют ярким выступлениям. Таким образом, болельщики попросту не имеют возможности увидеть, на что в действительности способны лучшие гонщики.
Пилот Red Bull Racing Марк Уэббер является отличным этому примером. Хотя в чемпионской команде и настаивают на необходимости изменения составов шин, чтобы реализовать весь потенциал своей машины, искренность австралийца сомнений не вызывает. Но давайте внимательнее вслушаемся в его слова. Ведь Уэббер намекает, что здесь гораздо больше нюансов, чем некоторым может показаться.
Попробуем проанализировать все девять побед австралийца в Гран При. Прежде всего, на пути к вершине подиума Марк произвел в общей сложности лишь один значимый обгон – на заключительных кругах прошлогодней гонки в Сильверстоуне он опередил Фернандо Алонсо, да и то с помощью системы DRS. А еще до пришествия Pirelli в чемпионат на счету Уэббера не было ни одного 'победного' обгона.
В этом нет ничего плохого. Едва ли кто-то станет спорить, что победы австралийца заслужены и заработаны упорным трудом. Но на пути к своей первому триумфу, который он добыл в Нюрбургринге при старте с восьмой позиции, Марк опередил всех своих соперников исключительно благодаря грамотной тактике, в нужное время совершив пит-стопы. Он следовал проверенной схеме: чтобы опередить соперника, вам нужно вовремя нырнуть в боксы. Сейчас приходится фокусироваться на бережном обращении с резиной, а в то время верный путь к победе был именно таким.
Несомненно, Уэббер одержал блестящую победу, но тактика определенно сыграла в его достижении важную роль. Если углубиться в историю, то в относительно недавнем прошлом можно найти моменты, когда пилотам удавалось обгонять, когда все говорило о невозможности подобного маневра. Вспомните исследование, согласно которому гонщику, чтобы совершить чистый обгон, нужно иметь преимущество над соперником минимум в две секунды на круге.
На самом деле, Уэббер все грамотно просчитал. Он действительно обогнал своих соперников в Германии, просто сделал это не на трассе. Нечто подобное часто можно было наблюдать во времена дозаправок.
«Гонки не бывают идеальными, - признал австралиец в Монако. – Я говорил с кем-то о 2010-м… Да, тогда шины не вносили такой интриги, но я бы не назвал тот чемпионат скучным. Не удивлюсь, если многим те события напомнили сезон 1986 года [когда Ален Прост, Найджел Мэнселл и Нельсон Пике разыграли титул в последней гонке], разве не так?
Спросите любого гонщика о эпохе ‘шинных’ войн или дозаправок – вы услышите, что все это было увлекательно, но обгонять было все равно непросто - так что тактика и тогда играла немалую роль».
Уэббер прав, сезон 2010 года был увлекательным в плане борьбы за чемпионство, но видели ли мы захватывающие гонки? Ярые поклонники Больших Призов ответили бы на этот вопрос утвердительно, но, как ни странно, на ум приходит только Гран При Канады, который всегда считался одним из самых лучших этапов в сезоне, хотя после отказа от дозаправок гонки все же проходили по более предсказуемому сценарию.
Многие насмехаются над тем, каким образом Росберг добыл победу в Монако. Стартовав с поула, пилот Mercedes намеренно ехал не в полную силу. И хотя некоторые предполагают, что таким образом немец экономил ресурс своих шин – это вовсе не так. На самом деле, здесь другая причина, не имеющая ничего общего с перегревом резины.
В Mercedes не могли позволить себе пойти на риск, поэтому специально сбавили скорость, чтобы соперники не получили свободного пространства и не воспользовались своим преимуществом, поддерживая высокий темп на одном комплекте резины по ходу длинного отрезка. Это было тактическое решение, на которое команда из Брэкли заслужила полное право, блестяще выступив в квалификации. Разумеется, если бы не уникальные особенности трассы в Монако, такая тактика на большинстве других автодромов стала бы самоубийством, учитывая, что мы живем в эпоху DRS.
А если в Red Bull Racing хотят воспрепятствовать подобным действиям Mercedes, то команде для начала стоит построить быстрейшую машину, завоевать первый ряд стартового поля и затем вести гонку так, как они сами сочтут нужным.
Но, несмотря на общественное мнение, победа Росберга не сильно отличается от прошлогоднего успеха Уэббера. Более того, триумф немца даже походит на знаменитую победу Тьерри Бутсена, которую в сезоне 1990 года бельгиец одержал в составе Williams на Хунгароринге, проехав всю дистанцию без остановок [и сдержав за рулем не самой быстрой машины стремительный McLaren Айртона Сенны].
«Все это напоминает игру в теннис, - сказал Марк, дважды в своей карьере побеждавший в Монако с поула. – На подаче вы в состоянии практически полностью контролировать ситуацию. В прошлом году мы использовали тактику с одним пит-стопом, запланировали момент заезда в боксы и четко выполнили этот план, после чего просто контролировали состояние резины вплоть до самого финиша. На протяжении практически всей дистанции берег шины и не атаковал на пределе – и все равно одержал победу».
Перейдем к знаменитой победе Уэббера в Венгрии, которую австралиец завоевал в 2010-м. Ему удалась отличная гонка, но успех во многом оказался обусловлен преимуществом, которое Марк получил, заехав в боксы после выезда машины безопасности. Это было тактическим решением, которое позволило ему подняться с третьей позиции на первую.
Тем не менее, многие по-прежнему задаются вопросом, что же это все-таки такое – ‘правильная’ победа? Себастьяна Феттеля часто критикуют за то, что немец никогда не выигрывал при старте ниже третьей позиции. Но подобное не удавалось и Хуану-Мануэлю Фанхио. Льюис Хэмилтон одержал всего две таких победы, а Михаэль Шумахер – семь, но при этом важно помнить, что семикратный чемпион мира выиграл за карьеру аж 91 Гран При.
Если говорить о Уэббере, всего его победы добыты с первого ряда стартового поля. Но было бы несправедливо критиковать пилота за это – австралиец ведь не виноват, что квалифицировался на столь высоких позициях. В этих гонках он сделал все верно, как и Росберг в Монте-Карло или Кими Райкконен в Австралии – пилот Lotus при старте с седьмой позиции выиграл благодаря тому, что совершил на один пит-стоп меньше своих соперников. Уэббер отрицательно отреагировал на успех финна, заявив, что ‘Кими просто вел свою гонку, не обращая внимания на соперников – а затем вдруг первым увидел клетчатый флаг’.
Нечто подобное можно сказать и о победе самого Марка на Нюрбургринге в 2009-м, даже если на пути к триумфу австралийцу пришлось пилотировать намного ближе к пределу своих возможностей.
На самом деле не существует ‘правильной’ или ‘неправильной’ победы (если мы, конечно, не рассматриваем Гран При Сингапура-2008). Безусловно, если гонщик выигрывает, стартовав с низкой позиции и обогнав последнего соперника на заключительном круге – это очень здорово. Триумфы Кими Райкконена на Сузуке в 2005-м и Дженсона Баттона в Канаде в 2011-м являются явным этому доказательством, но такое случается нечасто, поскольку требует особенных вариантов развития событий.
Можно говорить о том, что изменение нынешних составов резины открыло бы перед всеми участниками чемпионата более широкий спектр возможностей. Было бы интересно посмотреть, как сложились бы гонки, если бы правила позволяли гонщикам проезжать всю дистанцию без остановок - как это в свое время сделал Бутсен.
Но сейчас это невозможно: отчасти из-за количества доступных комплектов, но также в силу регламента, согласно которому пилоты должны стартовать на тех же шинах, на каких выступали и в квалификации. Такие правила являются отголоском предыдущей эпохи, когда для увеличения зрелищности использовались любые способы.
Команды сами навязали себе вариант с четырьмя фиксированными составами резины, которые можно использовать в течение сезона – так что во многом по их вине нынешняя Ф1 выглядит подобным образом. У Pirelli всегда было в достатке новых и интересных идей - но сейчас компанию загнали в угол.
Несомненно, в этом вопросе можно добиться большего. Но Формула 1 не будет развиваться в правильном направлении, если мы продолжим всякий раз пытаться мгновенно что-то изменить, в очередной раз услышав одни и те же слова критики.
Ситуация станет лучше, если люди начнут выделять позитивные моменты из победы каждого гонщика, а не будут стараться принизить их достижения. Критика должна быть заслуженной, вот что важно. Мог ли кто-нибудь повторить то, что сделал Росберг в Монако? Нет. В конце концов, Хэмилтон, будучи чемпионом мира, тоже не смог ничего противопоставить своему напарнику…
Это может звучать как тавтология, но наиболее ‘правильный’ способ выиграть гонку – это просто приехать первым. Этот метод работает независимо от того, какие правила действуют в настоящий момент.
Победа всегда была главной составляющей гонок Гран При – и останется ей до тех пор, пока будет существовать сам автоспорт.
Даже самые консервативные поклонники Больших Призов должны согласиться с этим.