Недооцененный Мика Хаккинен. Начало.
Летучий финн, безусловно, занял свое место в пантеоне славы Формулы 1, но "путь в легенды" оказался для него куда более тернистым, чем многие думают. Посмотрим на первые шаги Мики Хаккинена к титулу глазами Найджела Робака...
Любопытно, что некоторые поистине великие гонщики волею судеб остались не оценены по достоинству – вернее, недооценены. К ним можно без сомнений отнести Джека Брэбема, а также Мику Хаккинена, который, не успев опериться, уже уступил место главной грозы Михаэля Шумахера Фернандо Алонсо.
После триумфа в британской Формуле 3 в 1990-м финн дебютировал в Больших Призах в составе команды Lotus. И хотя в те годы прославленный коллектив был лишь бледной тенью себя самого времен новаторских идей Колина Чепмена, Мике удалось выступить за рулем Lotus 102 и особенно обновленной Lotus 107 достаточно успешно, чтобы уже через два года заручиться поддержкой McLaren.
В то время напарником Айртона Сенны по команде был американец Майкл Андретти, и руководитель McLaren Рон Деннис подписал с Хаккиненом контракт тест-пилота, пообещав при этом, что в итоге он непременно окажется в боевой обойме коллектива.
Планы Рона и мечты Мики воплотились в реальность даже раньше, чем ожидалось. Попытка Майкла повторить успех отца и закрепиться в главной гоночной серии Старого Света успехом не увенчалась, и после этапа в Монце он уступил место в кокпите финскому гонщику.
В те времена, в отличие от нынешних, команды без всяких ограничений проводили тесты, и Мике пошло на руку то, что Андретти не хотел ни секунды лишнего времени проводить в Европе, а Сенна не проявлял большого интереса к посредственной по меркам McLaren машине того года с "клиентским" 8-цилиндровым мотором Ford.
День за днем Хаккинен наматывал круги по Сильверстоуну и к своей первой гонке в составе команды из Уокинга в португальском Эшториле подошел в полной боевой готовности.
Своим третьим временем в квалификации финн удивил не только Айртона, который расположился на решетке лишь четвертым, но и всех вокруг.
«Сенну никогда не пугала перспектива соперничества с Андретти – именно поэтому он так ему всегда помогал! – вспоминал бывший в то время менеджером и координатором McLaren Джо Рамирес. – Но с Микой было всё не так, и в Португалии даже сам бразильский волшебник с интересом изучал траектории прохождения поворотов малоопытного финна».
Сам Мика относился к этому с характерным для его нации спокойствием: «Да с моим накатом на тестах я в этом году преодолел больше километров, чем Сенна. Думаю, я даже задним ходом проехал больше, чем он – передним».
Однако факт остается фактом – даже во времена партнерства с Аленом Простом Айртон редко уступал в квалификациях сопернику на одинаковых машинах.
Хаккинен же мыслил совершенно иными категориями.
«Я нисколько не был удивлен, – спокойно говорил он. – Ну, мы же все пьем воду, едим хлеб, правда? В конце концов это всего лишь четыре колеса и руль. Я просто быстрее проходил первый поворот, а он не понимал, почему».
Однако Сенна не был бы Сенной, если бы не постарался сразу же поставить на место зарвавшегося юнца. И сделал он это в ярком стиле, опередив Мику на первом же круге гонки.
«Да, я разбудил Айртона в тот уик-энд, но и он меня тоже разбудил», – так прокомментировал те события финн.
Мика всегда был "вещью в себе", и хотя я никогда не слышал, чтобы он повышал голос, банальности тоже не были его коньком. Через годы он так вспоминал тот период в своей жизни: «Для меня это очень тонкая тема, потому что Айртона больше с нами нет. Я не очень люблю вспоминать публично о том, что между нами происходило, ведь это очень личное. Но я бы сказал так: он не был самым приятным парнем в паддоке...»
В 1994-м, когда Сенна перешел в Williams, Хаккинен стал первым номером в McLaren. Но ему не повезло – это был далеко не лучший период в истории прославленной команды, растратившей время попусту с двигателями Peugeot прежде, чем был подписан контракт с Mercedes. Так что пока остальные гонщики, не дотягивавшие и до половины таланта Мики, побеждали в гонках, ему самому приходилось оставаться на задворках истории до самого конца сезона-1997, когда к летучему финну пришла первая победа в Формуле 1 – на испанской трассе в Хересе.
В воздухе витало ощущение, что как только Мика дорвется до побед в гонках, его будет уже не остановить. Так и вышло. В 1998 году он стал чемпионом мира в первый раз, а уже в следующем сезоне подтвердил свой статус, завоевав свой второй трофей.
Конечно, жизнь Мики была разделена на до и после в результате серьезнейшей аварии в квалификации к этапу в Аделаиде в 1995-м – в первый год сотрудничества McLaren с Mercedes. Сохранить после такого инцидента боеспособность, необходимую для борьбы за титулы, удавалось немногим.
В тот день в результате прокола колеса Мика вылетел с городской трассы, ушел в разворот и врезался в отбойник на огромной скорости и под очень неблагоприятным углом. При этом ремни безопасности на его машине ослабились до такой степени, что финн ударился шлемом о руль, и сохранить жизнь спортсмену удалось только с применением экстренной трахеотомии в машине скорой помощи.
«Я никогда не забуду момент, когда открыл глаза в больнице и увидел перед собой Сида Уоткинса, – вспоминал Хаккинен. – Он спросил, понимаю ли я его, после чего сказал: «Мика, тебе очень повезло – даже не понадобится делать операцию на головном мозге».
Я его сперва не понял – о какой операции он вообще говорит?! Впоследствии я осознал, что мне очень повезло, что я остался жив».
За зиму Мика восстановился от полученных травм и уже в феврале вновь сел за руль McLaren на частных тестах на Поль-Рикаре.
«Мне необходимо было честно ответить себе на вопрос: смогу ли я сохранить удовольствие от гонок, – продолжил двукратный чемпион мира. – Если да, то я продолжу гоняться. Для меня это был сложный вопрос.
Однако когда я выехал на трассу с пит-лейна, я почувствовал себя в своей тарелке – а больше всего удивило, что я всё делал на автомате, мне даже думать ни о чем не приходилось.
Я проехал кругов 60, после чего покинул кокпит со словами «Ну всё, достаточно, поехали домой».
Любопытно то, что на этих тестах Мика проехал круг на полсекунды быстрее Михаэля Шумахера неделей ранее.
«Это просто что-то фантастическое, невероятно! – так описал возвращение финна за руль четырехкратный чемпион мира Ален Прост. – Такие дни не забываются».
К моменту завершения карьеры в 2001-м Мика Хаккинен выиграл 20 гонок, но ни одна победа не была столь запоминающейся, как в Спа в 2000-м, где он обогнал Шумахера в конце прямой перед Les Combes.
По мнению многих, это был обгон века – во многом потому, что кругом ранее Михаэль в этом же месте трассы задел Мику на скорости за 350 км/ч. Свою месть финн, по всем канонам высокой гоночной кухни, подал холодной. В пресс-центре же было очень жарко – все буквально повскакивали со своих мест, не поверив своим глазам.
В закрытом парке Мика перебросился парой нелицеприятных слов со своим немецким тёзкой, ведь манёвр последнего за круг до обгона был просто убийственным. Однако на пресс-конференции Хаккинен решил не разжигать вражду, сказав: «Мммм… Михаэль взял чуть шире на том круге… Это было волнительно. Не самый приятный момент».
Типичный финн. При внешнем стремлении к простоте он все же высказал сопернику свое недовольство, при этом отказавшись выносить сор из избы. Абсолютно аполитичный и невероятно быстрый, Мика стал настоящим любимцем Рона Денниса – остается лишь удивляться, как ему удалось за всё время совместной работы ни разу не повздорить со своенравным боссом.
«В 1993 году я был напарником Шумахера, а в 1994-м – Хаккинена, – вспоминал Мартин Брандл. – Скажу честно – в отношении поиска каких-то дополнительных резервов на последних минутах квалификации Мике просто не было равных»...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9144/how-the-driver-who-shocked-senna-became-an-f1-legend