Неисправимый Феттель и хитрый Хэмилтон. Итоги Гран При Великобритании

Иван Беликов
15 июля в 16:25
Фото: Formula 1

Причина аварии Феттеля, секрет победы Хэмилтона и прорыв Гасли – AUTOSPORT.com.ru разбирает ключевые события гонки в Сильверстоуне

Главная тема

Столкновение Себастьяна Феттеля и Макса Ферстаппена на Гран При Великобритании © Sky Sports F1
Столкновение Себастьяна Феттеля и Макса Ферстаппена на Гран При ВеликобританииФото: Sky Sports F1

Богатая на обгоны и острую борьбу гонка в Сильверстоуне стала своеобразным экзаменом для ряда пилотов топ-команд, и большинство из них справились успешно. Валттери Боттас впервые за три года выступлений за Mercedes показал зубы титулованному напарнику Льюису Хэмилтону; Шарль Леклер продемонстрировал, что может действовать не менее агрессивно, чем его обидчик на Гран При Австрии Макс Ферстаппен; Пьер Гасли в кои-то веки поехал на уровне партнёра по команде. А вот Себастьян Феттель экзамен не сдал, как бы это странно ни звучало в отношении четырёхкратного чемпион мира Формулы 1.

В восьмой раз за 23 последних Гран При, с Поль-Рикара-2018, немецкий пилот не смог чисто провести гонку. Ситуация получилась стандартной для Себа: в попытке отыграться после потерянной позиции он ошибся и всё испортил окончательно. И если с Льюисом Хэмилтоном в Бахрейне этого года и Даниэлем Риккардо в Остине прошлой осенью он просто потерял управление, то в Сильверстоуне ошибся на торможении и выбил конкурента. Можно, конечно, обвинить Макса Ферстаппена в раннем торможении. Но 10-секундный штраф получил именно Феттель. Да и он сам признал, что ошибся в оценке действий соперника.

Что происходит с Себастьяном? Откуда столько ошибок у пилота, за плечами которого 12 лет в Формуле 1, 230 Гран При, 52 победы и четыре чемпионских титула? На самом ничего особенного не происходит. Себ всегда был таким. Вспомните его жесткую оборону и последующее столкновение с напарником по Carlin Михаилом Алёшиным в Мировой серии Renault в Монце-2007. Аварии на старте и ни одного пройденного круга в трёх из четырех первых гонках сезона Формулы 1 в 2008-м. В 2010-м, после столкновения с Дженсоном Баттоном в Спа, руководитель McLaren Мартин Уитмарш даже дал ему прозвище «Краш-малыш». В годы доминирования с Red Bull аварий стало меньше, но по той простой причине, что редко приходилось сходиться с соперниками колесо в колесо. А когда приходилось, как в Абу-Даби и Бразилии в конце 2012-го, Феттель снова превращался в «Краш-малыша».

Ничего в принципе за минувшие годы не изменилось, что подтверждает статистика. Сомнений в чистой скорости немца нет, но его способность адекватно оценивать ситуацию рядом с соперниками вызывает большие сомнения. И как Феттелю с этим бороться, непонятно. Может, просто не тот психотип, как у водителей, которые без проблем ездят по пустой дороге, но теряются в плотном дорожном потоке?

Путь к победе

Льюис Хэмилтон празднует победу на Гран При Великобритании © Sky Sports F1
Льюис Хэмилтон празднует победу на Гран При ВеликобританииФото: Sky Sports F1

У Льюиса Хэмилтона странные отношения с домашним Гран При. С одной стороны, до 2019-го он побеждал на домашней земле пять раз, как и его легендарный соотечественник, двукратный чемпион мира Джим Кларк в 60-х. С другой стороны, лёгких прогулок к победе в Великобритании у него никогда не было. Каждый раз гоночные боги посылали ему испытания: экстремальные погодные условия в 2008-м, ошибка в квалификации и старт с шестого места в 2014-м, дождевые условия в 2015-м и 2016-м. Как по маслу прошла только гонка в 2017-м.

Путь Льюиса к рекордной шестой победе перед домашними трибунами тоже получился непростым, несмотря на преимущество в 24 секунды на финише. В квалификации он в пятый раз за 12 лет участия в Гран При Великобритании – после 2008-го, 2009-го, 2011-го и 2014-го – проиграл напарнику по команде. А на старте отыграться не получилось – Валттери Боттас оказался как никогда настойчив и решителен в борьбе колесо в колесо. Но был у Льюиса один туз в рукаве. «Я отлично выглядел на длинных сериях кругов в пятницу. Шины изнашивались у всех, но не у меня», – сказал действующий чемпион на пресс-конференции после финиша.

На брифинге перед гонкой в Mercedes назвали оптимальной тактику двух пит-стопов: либо Medium – Hard – Medium, либо Medium – Hard – Soft. «Вариант с одним с пит-стопом мы не рассматривали», – подтвердил Боттас.

Но если Хэмилтон был так уверен в своей превосходной работе с шинами, то, может быть, он изначально собирался ехать гонку с одним пит-стопом? Чтобы переиграть Боттаса при такой схеме, нужно было только не отстать на первом отрезке. А прессинг на финна дал бы ему ещё большее преимущество. План сработал: при обороне Валттери несколько раз заблокировал шины, к 16-му кругу «убил» переднее левое колесо и отправился на пит-стоп за вторым комплектом Medium, тем самым окончательно исключив для себя вариант с одной остановкой.

Валттери Боттас: С переходом на шины Medium мы, конечно, ошиблись

У Льюиса с шинами по-прежнему всё было в порядке. Свой последний круг на первом отрезке он проехал всего на 0,164 секунды медленнее Валттери. «Я хотел оставаться на трассе как можно дольше и сказал команде, что потом хочу перейти на Hard», – рассказал Льюис журналистам после финиша.

Льюис Хэмилтон лидирует на Гран При Великобритании © Motorsport-Magazine
Льюис Хэмилтон лидирует на Гран При ВеликобританииФото: Motorsport-Magazine

Задержаться надолго на трассе не получилось, поскольку на 20-м круге выехал сейфти-кар. Но за счёт остановки под жёлтыми флагами британец отыграл дополнительные десять секунд и гарантированно вернулся на трассу впереди напарника. На рестарте оставалось только удержаться впереди на более медленных шинах. В идеале следовало оторваться от Боттаса на несколько секунд, чтобы обеспечить себе победу даже в случае, если Hard не выдержит до конца. Но шины не просто выдержали, но и оказались в таком хорошем состоянии, что на самом последнем круге Льюис показал лучшее время и заработал бонусный балл. На жёстких шинах, прошедших 32 круга, он проехал на 0,037 секунды быстрее Боттаса на новом мягком комплекте. Хэмилтон действительно безупречно работал с шинами на новом гладком асфальте Сильверстоуна.

Хороший день для…

Пьер Гасли на Гран При Великобритании © Red Bull Racing
Пьер Гасли на Гран При ВеликобританииФото: Red Bull Racing

Три года назад в Сильверстоуне Пьер Гасли переломил ход достаточно скверного для себя сезона в GP2. До пятого этапа в его активе было всего три подиума, в четырех гонках он остался без очков и в чемпионате занимал только восьмое место. Но на британской трассе француз преобразился, одержал первую из четырёх побед в том году и начал восхождение к титулу.

В Формуле 1, конечно, Пьер в световых годах от побед и борьбы за чемпионство. Тем не менее в минувший уик-энд в Сильверстоуне он добился прогресса, в принципе сопоставимого с шагом вперёд три года назад в ведущей молодёжной серии.

«Я уверен, что прогресс и перемены в лучшую сторону будут. Добавить больше нечего, осталось выехать на трассу и убедиться, что мы прибавили», – обещал Пьер ещё перед началом гоночного уик-энда.

Что же, в первой пятничной тренировке Гасли выехал и впервые в карьере показал лучшее время. Вплоть до квалификации он был, на удивление, быстрее напарника Макса Ферстаппена. Затем, когда ставки выросли и напряжение возросло, всё, казалось бы, вернулось на круги своя – Пьер проиграл голландцу во всех трёх сегментах и отстал на 0,3 секунды. Но в главный день гоночного уик-энда он развил наметившийся прогресс.

Не считая эпизода на рестарте в конце гонки в Барселоне, Гасли впервые после перехода в Red Bull на равных боролся в группе топ-команд. На 12-м круге он обогнал Себастьян Феттеля, а после пит-стопа с десяток кругов удерживал за спиной другого гонщика Ferrari Шарля Леклера. Да, если бы не столкновение Феттеля с Ферстаппеном за 15 кругов до финиша, то он, скорее всего, в третий раз в сезоне финишировал бы шестым, а не на подступах к подиуму. Но важно, что к тому моменту Гасли ехал всего в пяти секундах позади партнера по команде. Учитывая, что в пяти гонках в этом году он проигрывал Ферстаппену минуту на финишной черте, прогресс налицо. По крайней мере, на некоторое время Пьер обезопасил своё место в Red Bull Racing.

Неудачный день для...

Ромен Грожан возвращается в боксы с поврежденной шиной на Гран При Великобритании © motorsportmagazine.com
Ромен Грожан возвращается в боксы с поврежденной шиной на Гран При ВеликобританииФото: motorsportmagazine.com

В истории Haas, конечно, и раньше бывали двойные сходы: из-за технических проблем в Малайзии-2016 и Австралии-2017, досадных заминок на пит-стопах в Австралии-2018. Но ни при одном из них американская команда не находилась в столь плачевном положении, как после провала в Великобритании в прошлое воскресенье.

В попытке решить проблемы с непредсказуемой работой шин Haas привезла в Сильверстоун аэродинамический пакет, который использовался на старте сезона в Мельбурне. Не очень помогло: в квалификации Ромен Грожан хоть и оказался быстрее Кевина Магнуссена на машине с новой аэродинамикой, но не поднялся выше 14-го места. На втором быстром круге во втором сегменте шины снова загадочным образом перестали работать, и Ромен проехал на секунду медленнее, чем в первой попытке.

Впрочем, главный ответ при сравнении двух конфигураций машины инженеры Haas должны были получить в гонке, где у команды в этом году наибольшие проблемы с шинами. Но надо же такому случиться: как и год назад, Грожан и Магнуссен умудрились столкнуться между собой на первом круге. Но если в 2018-м оба продолжили гонку, и Кевин даже набрал очки, то в этот раз пилоты Haas к десятому кругу поочередно припарковали машины в боксах из-за полученных повреждений. Хуже и не придумаешь, учитывая все проблемы с шинами, серию из четырех гонок без очков и предпоследнее место в Кубке конструкторов. «Чего не хватало нашим гонщикам, так это лопаты, чтобы ещё глубже вырыть яму, в которой мы оказались», – прокомментировал разгневанный руководитель Haas Гюнтер Штайнер.

Что ещё интересного произошло?
  • Макс Ферстаппен, несмотря на столкновение с Себастьяном Феттелем и серьёзные повреждения машины, в 19-й раз подряд финишировал в топ-5.

  • Карлос Сайнс в третий раз за последние пять гонок финишировал шестым и закрепился на седьмой строчке в личном зачёте. Испанец опережает уже на 13 очков ближайшего преследователя Кими Райкконена. А McLaren оторвалась на 21 балл от Renault в борьбе за четвертое место в Кубке конструкторов.

  • Даниил Квят третий Гран При подряд стартовал за пределами топ-15. Но, в отличие от Франции и Австрии, он пробился в очки и финишировал девятым.

  • Toro Rosso не смогла провести второй пит-стоп Алекса Албона из-за необычной проблемы – опасности поражения током. Механики не могли прикасаться к машине, поэтому англо-тайцу пришлось проехать рекордные 39 кругов на шинах Medium, которые ожидаемо «поплыли» к концу гонки.

  • Команда Williams впервые в сезоне закончила гонку в топ-15 двумя машинами, причём при всего трёх сходах впереди. Во многом это стало возможным благодаря штрафу Себастьяна Феттеля и столкновению Серхио Переса с Нико Хюлькенбергом.

Цитата дня

Шарль Леклер борется с Максом Ферстаппеном в Сильверстоуне © @kymillman
Шарль Леклер борется с Максом Ферстаппеном в СильверстоунеФото: @kymillman

«Предыдущая гонка в некотором смысле открыла мне глаза на то, как далеко можно заходить в борьбе. Здорово бороться на грани дозволенного. Я очень рад, что гонка прошла именно так», – Шарль Леклер о влиянии эпизода с Ферстаппеном в Шпильберге на его подход к борьбе в Сильверстоуне.

Любопытный факт

80-я победа Михаэля Шумахера на Гран При Великобритании-2004 © Ferrari
80-я победа Михаэля Шумахера на Гран При Великобритании-2004Фото: Ferrari

Льюис Хэмилтон стал всего вторым гонщиком в истории Формулы 1, достигшим рубежа в 80 побед. До минувшего воскресенья данное достижение покорялось только Михаэлю Шумахеру, это было 15 лет назад, 11 июля 2004-го. И что самое интересное: 80-ю победу «Красный барон» тоже одержал в Сильверстоуне.

Возможно ли, что Льюис и рекордную 91-ю победу Шумахера повторит в Шанхае, на арене последнего триумфа семикратного чемпиона мира? При условии, что в 2020-м китайский этап, как и в 2019-м, будет третьим по счёту, Хэмилтону придётся выиграть 11 из 14-ти следующих гонок. С одной стороны, задача непростая. С другой, за предыдущий аналогичный отрезок – вторую половину сезона-2018 и начало сезона-2019 – Льюис победил десять раз...

  • Поделиться: