Могло быть и хуже, но куда уж хуже? У Renault проблемы...
Французская команда исключена из протоколов Гран При Японии — и это не главная её проблема
Пилоты Renault исключены из протоколов Гран При Японии. Комиссия FIA пришла к выводу, что хитроумная тормозная система, хоть и не нарушает технического регламента, идёт вразрез с регламентом спортивным.
Сезон-2019 складывается для французов очень непросто — и далеко не факт, что Renault сможет справиться со всеми накопившимися проблемами. Но обо всём по порядку.
Фиаско в Сузуке
Сообщения о протесте Racing Point появились едва ли не сразу после финиша Гран При Японии — команда узнала о секретных тормозах Renault ещё в августе от бывшей сотрудницы французов, которая работала с Нико Хюлькенбергом. Согласно первым данным, Racing Point обвиняла Renault в использовании автоматизированной системы регулировки баланса тормозов — бортовой компьютер на основании данных GPS понимал, перед каким поворотом находится, и выставлял нужное именно в этом месте соотношение. В поддержку этой теории Racing Point предоставила FIA видео с бортовых камер Renault — на них видно, что на рулевом дисплее меняются данные о балансе тормозов, хотя гонщик не совершает каких-либо действий.
Ральф Шумахер: Я сомневаюсь, что Renault осознанно нарушила регламент
Во время разбирательства FIA стало ясно, что система работает не совсем так. Более того, комиссары федерации пришли к выводу, что эта система вполне законна с точки зрения технического регламента, однако пункт 27.1 спортивного регламента, требующий, чтобы пилот вёл машину самостоятельно и без помощи электроники, нарушен всё же был. Подробности системы не рассекречены — это всё же разработка Renault и было бы нечестно публиковать её подробности, однако нарушение спортивного регламента говорит о том, что какую-то помощь эта система всё же оказывала.
И тут возникает вопрос: а как же так? Почему Renault не посоветовалась с FIA по поводу своей новинки, прежде чем ставить её на машины? Чем всё это время занимался Марцин Будковски, бывший технический делегат федерации, которого с таким скандалом переманивали французы? Разве не он должен был объяснить команде, как устроена техинспекция FIA и как обсуждать с федерацией серые зоны регламента? Вопросов пока больше, чем ответов, и это были даже не самые актуальные из них.
В паддоке Гран При Мексики эта ситуация наверняка будет обсуждаться всеми, и, очень вероятно, прозвучит вопрос: а Renault использовала эту систему в предыдущих гонках? Раз уж Racing Point узнала о ней в августе, значит, в Бельгии, Италии, Сингапуре и России Renault тоже применяла незаконные алгоритмы? Как быть с результатами этих гонок? Простить команде, сославшись на лишение японских очков? Но ведь от результатов Кубка конструкторов зависят призовые выплаты по итогам сезона — если просто «простить» Renault этот проступок, очков (и призовых) не досчитаются другие команды — Toro Rosso и Racing Point. В общем, этот вопрос наверняка ещё не закрыт.
Риккардо: С такими ресурсами Renault могла бы построить машину получше
Клиент всегда прав
Исключение из протоколов Гран При Японии — довольно благоприятный исход для Renault, учитывая, что потенциально команда вообще могла быть дисквалифицирована на весь сезон. Однако эта ситуация должна быть вдвойне неприятна, если учесть, что лишь месяц назад Renault потеряла последнего клиента — McLaren с сезона-2021 переходит на двигатели Mercedes.
Руководитель французской команды Сирил Абитбуль с тех пор словно мантру повторяет фразу о том, что уход McLaren это даже хорошо — так, мол, инженеры смогут полностью сосредоточиться на собственной машине. Любопытное заявление на фоне того, что McLaren, имея в распоряжении аналогичные двигатели, набрала в полтора с лишним раза больше очков, чем заводская команда!
Сирил Абитбуль: Разрыв сделки с McLaren не лишён плюсов
Отметим также, что и в квалификациях McLaren побеждает Renault со счётом 10:7, то есть буквально все цифры говорят о том, что шасси из Энстоуна хуже машины из Уокинга. Как инженеры, работавшие с двигателями для McLaren, помогут исправить эту ситуацию?
«Когда у вас несколько клиентов, ты стараешься удовлетворить каждого, слушаешь все пожелания и так далее, так что теперь поводов отвлекаться будет меньше, — говорит Абитбуль. — С экономической точки зрения это не окажет абсолютно никакого эффекта, потому что продавать двигатели предстоит в рамках ограничения бюджетов. Так что, если честно, это хорошие новости».
Следуя этой логике, можно предположить, что уход Red Bull и Toro Rosso тоже был хорошей новостью и снял ещё больше нагрузки с инженеров, однако это так и не помогло Renault добиться внятного прогресса: с моторами Honda австрийцы уже выигрывают гонки, а французы до сих пор не дотягиваются даже до подиумов.
Что дальше?
В одном из интервью Абитбуль назвал сезон-2019 самым сложным в своей карьере — а ведь в ней был сезон с Caterham. Так или иначе, Renault действительно не позавидуешь: гигантский автоконцерн не способен бороться на равных с Ferrari и Mercedes, строит менее надёжные двигатели, чем Honda, и не может построить столь же быструю машину, как McLaren.
Каждый год в Renault говорят о прогрессе в следующем сезоне, и каждый раз добиться его не удаётся. Даже забавно, что с перехода Формулы 1 на турбогибридные двигатели, который Renault изо всех сил поддерживала, поскольку продаёт такие же моторы в гражданских автомобилях, французы постоянно уступали своим клиентам — сначала Red Bull, теперь — McLaren.
И не будем забывать, что Карлос Гон продолжает судиться с властями — суд намечен на апрель 2020 года. Именно Гон был главным идеологом возвращения заводской команды в Renault и договаривался об этом с Берни Экклстоуном. С тех пор прошло уже четыре года, но на счету команды ни одной победы, ни одного поула и даже ни одного подиума. Захочет ли компания продолжать вкладывать деньги в Формулу 1?
Этот вопрос, к слову, задают себе не только во Франции. По слухам, Honda ещё не определилась, будет ли продолжать участвовать в чемпионате — это зависит от технического регламента, который будет принят на сезон-2021. Кроме того, поговаривают, что не всё клеится у Alfa Romeo — итальянцы тоже могут отказаться от программы Формулы 1, и тогда их команда снова станет Sauber. К слову, не факт, что и Red Bull останется в Больших Призах — австрийцы подчёркивают, что намерены бороться за титул, но вот уже шесть лет как они весьма далеки от своей цели.
В общем, не исключено, что через пару лет Формула 1 будет выглядеть совершенно иначе — и не факт, что эти перемены пойдут спорту на пользу.