Ford против Кена Майлза: каким получился новый фильм о гонках?
В российский прокат вышла картина Джеймса Мэнголда, посвящённая одному из величайших противостояний в истории Ле-Мана. AUTOSPORT.com.ru не мог пропустить это событие и сходил на премьерный показ.
Индустрия кино нечасто радует поклонников гонок фильмами про автоспорт. Ежегодно на экраны выходит очередная часть франшизы «Форсаж», которая давно ушла от темы стрит-рейсинга, переключившись на постоянный экшн. Кроме «Гонки» Рона Ховарда и документального фильма об Айртоне Сенне, больших проектов о гонках не было (Drive to Survive упоминать не будем — это уникальный случай и авторский проект Netflix, не рассчитанный на широкие экраны).
Формула 1 и Netflix анонсировали второй сезон Drive to Survive
И вот теперь на экраны вышел фильм «Ford против Ferrari». В главных ролях звёзды Голливуда, в кресле режиссёра — постановщик нашумевшего «Логана». Бюджет — $ 97,6 млн, в два с лишним раза больше, чем у «Гонки». Главная тема — американцы бросают вызов непобедимому гегемону на его поле. Могло ли что-то пойти не так?
В главной роли — Ford GT40
В целом картина получилась зрелищной и красивой — фильм явно снимали по проверенным временем канонам. Картина повествует о том, как Генри Форд II, задетый грубостью со стороны Энцо Феррари, решает бросить обидчику вызов на трассе и привлекает для этого экс-пилота и инженера Кэрролла Шелби, а тот в свою очередь подтягивает Кена Майлза.
Автомобиль, о котором идёт речь в фильме, это GT40, спроектированный в Великобритании на базе Lola Mk6 (об этом в сценарии, увы, умалчивают). Главная задача главных героев — довести автомобиль до ума и показать американцам, что Ford тоже умеет делать мощные и красивые машины, как у Ferrari и даже лучше. Шелби и Майлз уже обладают немалым опытом в автоспорте, однако у боссов Ford свой взгляд на то, как должна выглядеть их команда.
В общем и целом фильм смотрится — в первую очередь за счёт игры Мэтта Дэймона и харизмы Кристиана Бэйла, но если вы идёте на фильм, чтобы посмотреть гонки на большом экране, скорее всего разочаруетесь — непосредственно заездов здесь лишь необходимый минимум.
С точки зрения драматургии третий акт в фильме завален и просто пытается пересказать развязвку гонки в предельно упрощённом виде. Сражение с Ferrari показано 30-секундным эпизодом гонки — Скудерия здесь вообще видна исключительно со стороны и совсем чуть-чуть. Фильм в целом не строится на борьбе Ford и Ferrari, он скорее рассказывает о противостоянии Шелби корпоративным боссам.
Но несмотря на эти проблемы, нельзя сказать, что фильм прям уж плох — Дэймон действительно вывозит картину и придаёт ей немного души. Если относиться к ней, как к лёгкому и не слишком напрягающему зрителя шоу, то поход будет оправдан. Но как фильм об имевших место исторических событиях он смотрится слабовато и по-настоящему подноготной тех событий не раскрывает.
Спойлеры! Спойлеры! Спойлеры!
Далее статья содержит множество спойлеров
Непосредственно сцены гонок (по мнению автора текста) сняты очень банально, а обгоны по большей части совершает тот, кто глубже втопил педаль газа в пол. Некоторое удивление вызывает, например, финиш «24 часов Дайтоны», когда персонаж Кена Майлза, раскрутив двигатель до предельных оборотов перед последними поворотами, обогнал экипаж на точно такой же машине просто потому, что соперник забыл про педаль акселератора.
По фильму исход гонки решился в финальном повороте, но на деле обе свои победы в Дайтоне Майлз одержал с отрывом в несколько кругов. Зритель может возразить, мол, художественное преувеличение допустимо, чтобы раскрыть бунтарский дух главного героя, только вот этот дух и без того раскрывается в каждой сцене и подчёркивается в любой удобный и неудобный момент.
По идее, главная тема фильма — создание новой машины, которая с первых же гонок оказалась самой быстрой, но ненадёжной. Два года подряд Ford был быстрее всех в Ле-Мане, но ни один из экипажей не добирался до финиша из-за технических проблем — невероятная драма, да? Но в фильме процесс доводки автомобиля показан небольшим штрихом, как нечто обыденное. Как появился GT40 и чем машина отличалась от техники соперников не показано вовсе — просто в какой-то момент почти готовый автомобиль оказывается на взлётно-посадочной полосе. А почему он вообще там оказался? О том, что первые GT40 собирались в Великобритании фильм умалчивает.
Авторы сценария весьма вольно обращаются с хронологией событий. Так, например, между «24 часами Дайтоны» в феврале и «24 часами Ле-Мана» в июне проходит буквально 30 секунд хронометража. Больше того, по фильму Ford выигрывает Ле-Ман со второй попытки — Майлза не берут в основной состав, и он слушает о технических проблемах своих товарищей по радио, а в следующий раз Ford вместе с ним уже выигрывает марафон. В реальности же вторая попытка в 1965-м, когда Майлза взяли в состав экипажа, тоже завершилась неудачей, победа Ford 1966-го, показанная в фильме, была третьей.
Однако даже это вызывает не такое недоумение, как то, что авторы переврали концовку гонки. Согласно фильму, экипажи Ford выстраиваются в ряд и пересекают финиш вместе для красивого снимка. Однако в самый последний момент Брюс Макларен, шедший позади Майлза, нажал на газ и вышел вперёд — то есть в любом случае пересёк линию финиша первым, хотя и без того был бы объявлен победителем, как пилот экипажа, который преодолел больше километров, чем соперники. В фильме же они финишируют в ряд, будто не было никакого «Мульти-21» в исполнении Макларена.
Грустно и то, что такие харизматичные личности стали картонными персонажами, которые по ходу картины не развиваются. Вместо того, чтобы рассказать историю и дать зрителю самому разобраться в произошедшем, авторы сразу показывают, кто хороший парень, а кто — плохой.
В итоге мы имеем фильм и не о гонках, и не о людях...