Это волшебное слово «сейфти-кар». Итоги Гран При Бразилии

Иван Беликов
19 ноября в 10:28
Фото: Motosport-Magazin

Секрет зрелищного финиша, первый за 25 лет дуэт новеньких на подиуме и разборки в Ferrari – в обзоре ключевых событий гонки в Интерлагосе…

Главное

Первый рестарт Гран При Бразилии © motorsport-magazin.com
Первый рестарт Гран При БразилииФото: motorsport-magazin.com

Не нужны Формуле 1 реверсивная стартовая решетка, три зоны активации подвижного заднего антикрыла и быстроизнашиваемые шины для того, чтобы гонки были зрелищными. Как показал Гран При Бразилии, гоночной дирекции достаточно лишь вовремя выпускать на трассу сейфти-кар, а ещё лучше делать это несколько раз за гонку.

Так, как в минувшее воскресенье на Интерлагосе, время от времени бывает: гонка вроде бы идёт в своём ключе с локальной борьбой в пелотоне, сенсацией и не пахнет. Но вдруг кто-то останавливается на обочине, выезжает машина безопасности, это провоцирует целую цепочку событий и всё переворачивается вверх дном. Особенно богатым на такие гонки был сезон-2008. Тогда ещё существовало правило закрытия пит-лейна на первых кругах после выезда сейфти-кара, которое давало огромное преимущество остановившимся раньше. Не в последнюю очередь с этим было связано то, что за сезон на подиуме побывали 14 гонщиков из восьми команд. Сейчас такого правила нет, а настоящую машину безопасности зачастую меняет виртуальная, которая, конечно, так сильно обстановку в пелотоне не оживляет.

Поэтому появись на Гран При Бразилии режим VSC вместо сейфти-кара, не было бы ни подиума Пьера Гасли и Карлоса Сайнса, ни контакта Льюиса Хэмилтона с Алексом Албоном, ни столкновения пилотов Ferrari, которых до желтых флагов разделяли 14 секунд. Хэмилтон и Феттель составили бы на подиуме компанию Ферстаппену. Но спасибо обстоятельствам. Ведь маршалам виртуального автомобиля безопасности было достаточно, чтобы оттолкать за ограждение машину Валттери Боттаса, однако вот незадача – она застряла на кочке. Пришлось задействовать эвакуатор, а это уже подразумевало выезд настоящего сейфти-кара. В тот момент сценарий гонки и развернулся на 180 градусов.

Так что, может быть, в Формуле 1 стоит пересмотреть правила настоящего и виртуального сейфти-кара в пользу зрелищности гонок? Конечно, не надо собирать пелотон из-за полиэтиленового пакета на трассе, как это часто делается в NASCAR. Но почаще задействовать серебристый Mercedes Бернда Майландера можно, а не только когда гоночная машина застревает на кочке…

Путь к победе

Макс Ферстаппен обгоняет Льюиса Хэмилтона © nu.nl
Макс Ферстаппен обгоняет Льюиса ХэмилтонаФото: nu.nl

Три года выступлений в одной команде с мастером хаотичных гонок Даниэлем Риккардо явно пошли на пользу Максу Ферстаппену. Свои первые победы в Формуле 1 голландец одержал достаточно спокойно и уверенно – он выходил в лидеры на первом круге, отрывался и ставил точку в споре за победу. Да, в Барселоне-2016 и Шпильберге-2018 приходилось сдерживать натиск Кими Райкконена на последних кругах, но до борьбы колесо в колесо все-таки не доходило. Однако последние три победы – все в этом году – Макс одержал в бойцовском стиле. В Австрии он отыгрался после проваленного старта и на последних кругах отобрал победу у Шарля Леклера, а в Германии провел мастерскую дождевую гонку.

Рабочей получилась и победа в Бразилии. Да, Макс стартовал и финишировал первым, но дважды по ходу гонки ему пришлось обгонять Льюиса Хэмилтона, а это, согласитесь, дорогого стоит. Сначала он оказался позади шестикратного чемпиона из-за эпизода с Робертом Кубицей на пит-лейне, а затем уступил лидерство из-за пит-стопа под сейфти-каром, на который Хэмилтон не поехал. Наверное, Макс выиграл бы и без третьего пит-стопа, учитывая преимущество в скорости, но свежие шины на последних кругах, конечно, не помешали. Так что смелая тактика, скорость машины и безупречный пилотаж самого Ферстаппена сошлись воедино.

Хороший день для...

Пьер Гасли © Motorsport Week
Пьер ГаслиФото: Motorsport Week

Нечасто в Формуле 1 одновременно два гонщика впервые в карьере финишируют на подиуме. В предыдущий раз это было на Гран При Германии-1994 – да, да, в том самом, когда при дозаправке вспыхнула машина Йоса Ферстаппена. Оливье Панис открыл счёт своим пяти подиумам, а Эрик Бернар поднялся на пьедестал почета первый и последний раз. Следующего такого дубля Формуле 1 пришлось ждать аж 25 лет и, внимание, 460 гонок, т.е. 45% от всех проведенных с 1950 года и по сей день.

Конечно, Пьеру Гасли и Карлосу Сайнсу невероятно повезло. До первого сейфти-кара, выехавшего за 17 кругов до финиша, француз ехал шестым с отставанием в 1 минуту и 16 секунд от второго места, а испанец был восьмым ровно в минуте от обладателя третьего места. Но именно они извлекли наибольшую выгоду на двух хаотичных рестартах и сотворили историю в современной Формуле 1.

Карлос Сайнс © Motorsport Week
Карлос СайнсФото: Motorsport Week

Обидно, конечно, что из-за медлительности стюардов Сайнс не поучаствовал в официальной церемонии награждения. Но хотя бы хорошо, что к штрафу Льюиса Хэмилтона подиум ещё не успели разобрать. Организаторы разрешили испанцу и сотрудникам McLaren подняться на пьедестал почета, ставший первым для команды из Уокинга с Гран При Австралии-2014.

Плохой день для...

Маттиа Бинотто © gazzetta.it
Маттиа БиноттоФото: gazzetta.it

Интересно, сколько раз в этом году Маттиа Бинотто в глубине души пожалел о том, что пошёл на должность руководителя команды и не остался техническим директором? Ведь взять только последние гонки: скандал с отказом Себастьяна Феттеля подчиняться командной тактике в Сочи, проигрыш в Сузуке в первом повороте, неожиданное тактическое поражение перед Mercedes в Мексике, внезапная потеря скорости в Остине и связанные с этим подозрения в нарушении регламента. Каждый раз Бинотто приходилось отдуваться в прессе, разруливать ситуацию внутри команды. И вот теперь ещё одно испытание – наверное, самое стрессовое для любого тим-менеджера. Напряжение между Себастьяном Феттелем и Шарлем Леклером, которое накапливалось весь сезон, вылилось в столкновение и двойной сход в предпоследней гонке.

Себастьян Феттель и Шарль Леклер вызваны на ковёр

В плане чемпионата катастрофы не произошло – второе место в Кубке конструкторов Ferrari обеспечила себе ещё в Остине, а Леклер по-прежнему может отобрать третье место у Макса Ферстаппена в личном зачете в Абу-Даби, чего уже не скажешь о Феттеле. Да и борьба шла даже не за подиум, а лишь за четвертое место. Проблема в перспективе. Если немец и монегаск не захотели уступать в сражении за пределами подиума, ни тот, ни другой не признали вину, то что же будет, когда дойдет до борьбы колесо в колесо за победу, до сражения за титул в конце концов? Проблема в том, что рядом с Бинотто даже нет помощника, говорящего с гонщиками на одном языке, каким был Ники Лауда для Тото Вольфа в Mercedes и является Хельмут Марко для Кристиана Хорнера в Red Bull Racing. Так что произошедшее на 66-м круге Гран При Бразилии стало тревожным звоночком для руководителя Ferrari. Как правило, такие столкновения между напарниками – это только начало большого конфликта.

Что ещё интересного произошло?

Льюис Хэмилтон борется с Пьером Гасли и Алексом Албоном © @motorF1directo
Льюис Хэмилтон борется с Пьером Гасли и Алексом АлбономФото: @motorF1directo

  • Так совпало, что стоило руководителю Тото Вольфу впервые с 2013 года не приехать на Гран При, как Mercedes провалила гонку по всем параметрам. Валттери Боттаса подвела надежность техники, а Льюис Хэмилтон выбыл из борьбы за победу из-за редкого для команды тактического просчёта с третьим пит-стопом. А дополнением ко всему этому кошмару стала ошибка самого Льюиса в борьбе с Алексом Албоном и последующий пятисекундный штраф. Благо в чемпионате уже терять нечего – все зачеты выиграны подчистую.

  • После перехода в Red Bull Racing Алекс Албон догонял, догонял Карлоса Сайнса и Пьера Гасли в чемпионате, прошёл в Остине и вышел на шестое место. Но разворот с подачи действующего чемпиона свёл на нет все его усилия – Сайнс и Гасли снова вырвались вперед и оторвались разом на 11 очков. Причем на финал сезона в Абу-Даби оба приедут с равным количеством очков – 95.

  • Команда Alfa Romeo после штрафа Льюиса Хэмилтона оказалась обеими машинами в топ-5. С коллективом из Хинвила такого не случалось c Гран При Бельгии-2009, когда он выступал под названием BMW-Sauber.

  • Российский гонщик Даниил Квят в третий раз подряд финишировал в первой десятке, но в этот раз он избежал каких-либо коллизий с соперниками на последнем круге и пополнил счёт в чемпионате.

Цитата дня

Шарль Леклер и Пьер Гасли © @Charles_Leclerc
Шарль Леклер и Пьер ГаслиФото: @Charles_Leclerc

«Я очень рад за тебя, мой друг. Ты это заслужил. Первый подиум – всегда особенное событие. Мы с тобой мечтали об этом ещё в картинге. Ты лучший, наслаждайся», – Шарль Леклер поздравил Пьера Гасли с подиумом.

Любопытный факт

Художественное изображение настоящего подиума Гран При Бразилии © ESPN F1
Художественное изображение настоящего подиума Гран При БразилииФото: ESPN F1

Воскресенье на Интерлагосе стало, без преувеличения, днём Red Bull. Впервые за 13 лет совместного существования команды Дитриха Матешица завоевали дубль на финише. А после штрафа Льюиса Хэмилтона все три места на подиуме заняли воспитанники «Красных быков», пусть и один из них с приставкой «бывший». В предыдущий раз такой повод для гордости у спортивного консультанта Red Bull Хельмута Марко был не так давно – на Гран При Германии этого года, когда Макс Ферстаппен и Даниил Квят поднялись на пьедестал почёта вместе с Себастьяном Феттелем.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle