Марк Уэббер: Почти лучший…
Марк Уэббер покидает Ф1 и переходит в гонки на выносливость с Porsche. Эд Стро вспоминает формульную карьеру австралийца – одного из лучших среди тех, кто почти завоевал чемпионский титул. Будут ли Марка помнить за его достижения – или за то, чего он так и не сумел добиться?
Марк Уэббер в ноябре этого года распрощается с Формулой 1, имея в активе, если все пойдет по плану, 214 стартов в Гран При и как минимум девять побед.
На самом деле, он должен был покинуть высшую ступень автоспорта после нескольких стартов за Minardi в 2002 году, имея в активе ноль – и сам тот факт, что австралийцу удалось закрепиться в Больших Призах, можно назвать чудом и невероятным достижением.
Хотя в историю выступлений Марка в Формуле 1 ещё будет вписано несколько страниц, они едва ли изменят общий тон повествования. Основная его линия состоит в том, что он является классным, хорошим гонщиком, огромный опыт которого будет крайне полезен для программы Porsche в LMP1.
Карьеру Уэббера в Формуле 1 можно разделить на две половины, каждая из которых является историей о гонщике, которому не хватило совсем чуть-чуть.
Период с 2002 по 2008 годы Уэббер провёл за рулём слабой техники, которая с большой натяжкой позволяла ему бороться за редкие подиумы, а зачастую даже не позволяла всерьез рассчитывать на очки. Однако его скорость в квалификациях не оставляла сомнений: австралиец способен побеждать, если у него в руках окажется конкурентоспособная машина.
За семь первых сезонов с Minardi, Jaguar, Williams и Red Bull Уэббер провёл 121 Гран При: он много раз сходил с дистанции, завоевал пару подиумов, четырежды стартовал с первого ряда решетки за рулём машины, которая просто не заслуживала столь высоких позиций в стартовой ведомости.
Однако он стабильно переигрывал своих напарников. Мало кто сомневался, что Марк способен на большее, нежели десятое итоговое место по итогам сезона, ставшее его лучшим результатом за этот период.
Затем началась вторая половина карьеры, в которой определяющим фактором стало присутствие в команде Red Bull Racing Себастьяна Феттеля.
Забудьте популярную теорию о том, что в Милтон-Кинсе больше симпатизируют немцу, что Уэбберу на каждом этапе вставляли палки в колёса, каким-то образом дополнительно обидев тем, что заплатили слишком много, чтобы он выступал за рулём лучшей машины в пелотоне на протяжении нескольких сезонов. Нет, Феттель просто оказался чуточку лучше на том невероятно высоком уровне, где доли процента решают все.
В чем-то это было типичным для Уэббера невезением: он получил самую лучшую машину именно тогда, когда его напарником стал пилот, которому было суждено стать одним из героев Формулы 1 первой величины.
Конечно, были моменты, когда все шло против Уэббера: скажем, когда Феттель проигнорировал командную тактику в Малайзии и украл у австралийца вполне заслуженную победу, или когда Себастьян не поделил дорогу с Марком в 2010 году в Турции. Но, тем не менее, некоторые эпизоды сражения 'Уэббер-против-всех’ все же носили не вполне здоровый оттенок: как, например, его странное и напыщенное заявление, обращенное против собственной команды в Бразилии-2010.
Но давайте забудем политику, которую так ненавидит сам Уэббер (хотя зачастую принимает непосредственное участие в её формировании), и сфокусируемся на его достижениях на трассе: не стоит недооценивать, насколько хорош он всё-таки был.
Хотя Марк внёс свой вклад во все три чемпионских титула команды, именно сезон 2010 года стал определяющим в его дальнейшей карьере. Это был его шанс в споре за титул. В то время ситуация для Уэббера была предельно простой: ‘всё или ничего’. Если бы звёзды на небе расположились иначе, Марк мог бы вписать своё имя в славную историю чемпионов Формулы 1 – благо, судьба подарила ему прекрасную для того возможность.
После того, как в Японии выиграл Феттель, а Уэббер финишировал вторым (в квалификации их разделили лишь 0,075 секунды), австралиец лидировал в общем зачете чемпионата с перевесом в 14 очков. Затем последовала Корея…
Шёл 19-ый круг гонки по залитой водой трассе [только недавно свернула в боксы машина безопасности]. Уэббер ехал вторым, уступая своему напарнику. На предыдущем круге он две секунды проиграл Феттелю – наверное, именно поэтому австралиец слишком многого хотел от передней части своей машины, заходя в правый 12-й поворот. Это неизбежно привело к выезду на скользкий поребрик. Марк попытался сохранить контроль над автомобилем, но окончательно 'потерял' его заднюю часть. Red Bull влетел носовым обтекателем в отбойник на выходе из поворота.
Если кто-то надумает снять картина о жизни Уэббера, то в ней Марк вновь и вновь в замедленной съёмке проживал бы тот эпизод, пробуждаясь в холодном поту. Удар в барьер, отскок обратно на траекторию, где он ‘забрал с собой’ не имеющего возможности увернуться Росберга… А затем – чёрно-белые кадры возвращения австралийца, на котором просто нет лица, в боксы.
Уэббер оказался не в состоянии оправиться после случившегося – в отличие от Феттеля, который, потеряв в Корее практически стопроцентную победу (а с ней, казалось, и шансы на титул) из-за отказа двигателя, заставил команду ликовать всего через несколько недель в Абу-Даби. Уэббер проиграл борьбу в финальной гонке вследствие блеклого выступления: австралиец начинал уик-энд, уступая Алонсо восемь очков и опережая будущего победителя Феттеля на семь. Однако именно в Корее Марк упустил свой шанс.
Если бы Уэббер на протяжении всей карьеры выступал так, как он это делал в 2010 году, то рано или поздно стал бы чемпионом. Но такому не суждено было случиться. Марк, принявший решение уйти на волне своих разочарований, наверняка знает, что уже упустил свой единственный настоящий шанс.
С тех пор Феттель только прибавлял, а Уэббер все чаще обнаруживал себя в роли второго пилота. Конечно, очень легко и просто критиковать его выступления. И хотя в среднем он был все же не столь быстрым, как Феттель, но и у австралийца случались удачные дни. Нет ничего постыдного в том, чтоб выглядеть обычным пилотом на фоне великого таланта, и уж тем более честь Марку делают две победы в Монако и еще две – в Сильверстоуне. Единственное ‘преступление’ Уэббера состоит в том, что он оказался недостаточно хорош, чтоб войти в те 0,5% пилотов Формулы 1, кто смог добиться по-настоящему громких успехов.
Марк выбрал правильное время, чтоб покинуть сцену. В этом году он проиграл все квалификации Феттелю и ни разу в гонке – за исключением Гран При Малайзии – не претендовал на победу. Это касалось даже тех этапов, где ранее всегда он был быстр, как, например, в Монако [материал был написан до Сильверстоуна].
Его не устраивает современная Формула, но есть одна вещь, которая отделяет великих от просто отличных пилотов, - это приспособляемость к ситуации, в чём Уэббер не преуспел.
Так что нет ничего удивительного, что Марк решил начать новую карьеру с Porsche. У него на руках долгосрочный контракт с серьёзным производителем, участвующем в амбициозном проекте, и, вне всяких сомнений, Уэббер добьётся успеха. Если ему удастся быстро адаптироваться, у Марка есть все шансы стать самым быстрым пилотом в гонках на прототипах.
И я утверждаю это вовсе не из стремления преуменьшить способности гонщиков, выступающих за рулём спорткаров: среди них есть много талантов, которые при иных обстоятельствах смогли бы преуспеть в Формуле 1. Вместо этого они позволят нам увидеть профессионализм Уэббера.
Но всё это в будущем. Сейчас нам стоит наслаждаться последними этапами великолепной карьеры Марка в Формуле 1, и восхвалять его за то, что он является одним из лучших пилотов – из числа тех, кто находится лишь самую малость ниже уровня элиты автоспорта, способной выигрывать чемпионаты.
Уэббер был и остаётся очень опытным пилотом Формулы 1, который принадлежал к высшему разряду, и, в конце концов, получившим такую карьеру гонщика, которую он заслуживал – пусть даже у него ушло больше времени на то, чтоб пробиться к вершине. Без сомнений, он мог бы завоевать звание чемпиона мира. Но нельзя утверждать, что он непременно должен был стать таковым.
Пройдет 25 лет, и слова о том, что пилот почти столь же хорош, как и Феттель, будут звучать не критикой, а исключительно похвалой.
Для гонщика, которому изначально суждено было лишь стать небольшим эпизодом в истории Формулы 1, мелькнув в нескольких Гран При за рулем безнадёжной Minardi, 12-летняя карьеру в Больших Призах сама по себе является феноменальным достижением.
Так что вместо того, чтоб акцентировать внимание на том, чего Уэббер так и не смог добиться – победы в чемпионате мира – стоит проанализировать его достижения. Он сумел добиться невероятно многого, завёл множество друзей и заслужил огромного уважение по ходу своей длинной карьеры.