Дождевой мастер-класс. День, когда Айртон Сенна уничтожил соперников

Найджел Робак
11 апреля в 16:05
Фото: McLaren

27 лет назад Айртон Сенна показал конкурентам, как надо ездить в дождь. Ветеран гоночной журналистики Найджел Робак вспоминает тот исторический день...

Победа на Гран При Европы-1993 по праву считается одной из лучших в карьере Великого бразильского волшебника. Трехкратный чемпион мира разгромил конкурентов, включая Алена Проста и Деймона Хилла на доминирующей машине Williams-Renault FW15C, и финишировал с отрывом 1 минута и 23 секунды. А его прорыв на первом круге навсегда вошел в историю Формулы 1 как один из самых стремительных и впечатляющих.

Такой феноменальный пилотаж придал Сенне как гонщику ещё больше легендарности, а речь Айртона после гонки придала его образу ещё больше религиозности.

«Это была гонка, как в старые добрые времена. Я ехал сердцем и включал разум только тогда, когда надо было прибавить или сбавить темп, – сказал гонщик McLaren после финиша. – Это сон наяву. Но Бог всё видит, всё знает, на всё его воля».

Старт Гран При Европы-1993 © autosport.com
Старт Гран При Европы-1993Фото: autosport.com

Перед началом уик-энда Сенна говорил, что обгонять в Донингтон Парке будет тяжело из-за узкости трассы и отсутствия длинных прямых. Но проливной дождь в воскресенье не только сыграл ему на руку, но и лишил пилотов Williams весомого преимущества в скорости, которое в квалификации достигало 1,5 секунды на круге. Айртон знал, что у него появился шанс навязать борьбу главным фаворитам. Но для реализации этого шанса ему потребовалось задействовать все свои навыки езды на мокрой трассе, проявить чутье и смекалку в переменчивых погодных условий.

На старте Айртон потолкался с Михаэлем Шумахером и откатился на пятое место. Но ненадолго – уже на выходе из первого поворота он оставил гонщика Benetton позади. В послестартовой связке эсок бразилец по внешней траектории прошел австрийца Карла Вендлингера на Sauber. А в правом седьмом повороте трехкратный чемпион мира обогнал Хилла, причем по обочине!

Прост, который после финиша скажет, что с самого старта у него были неполадки с коробкой передач, был на несколько корпусов вперед. Но Сенна быстро догнал своего заклятого соперника и в предпоследнем повороте перехватил лидерство.

После четырех первых кругов Сенна лидировал с отрывом 7 секунд от Проста. Но дождь прекратился, трасса начала подсыхать, и вместе с этим начало таять преимущество Айртона. На пит-стоп на 18-м из 76-ти кругов он отправился с преимуществом 5,1 секунды.

Затем дождь пошел снова. Сенна, как и Прост, опять переобулся в дождевые шины. Но второй заряд дождя получился кратковременным, поэтому пришлось возвращаться на слики. Вдобавок на третьем пит-стопе возникла заминка – в результате Айртон вернулся на трассу в шести секундах позади Проста.

Айртон Сенна на Гран При Европы-1993 © autosport.com
Айртон Сенна на Гран При Европы-1993Фото: autosport.com

Капризы погоды продолжились. Вскоре на автодром снова налетела дождевая туча. Прост свернул на пит-лейн за дождевыми шинами. Но Сенна в свою очередь остался на сликах, и не прогадал, поскольку до окончания очередного заряда дождя трасса не успела толком намокнуть.

На 48-м круге Прост решил перейти на слики, но на пит-стопе коробка передач на его FW15C застряла на четвертой передаче. Француз откатился в конце топ-5, а спустя пять кругов вернулся на пит-лейн с подозрением на прокол колеса.

Сенна также не избежал проблем при очередном визите в боксы. При заезде за дождевой резиной он обнаружил, что механики McLaren не готовы к пит-стопу. На командном мостике ему махнули – мол, проезжай и возвращайся на трассу. В любом случае конкурентов у него к тому моменту больше не было – бразилец оторвался уже на минуту.

Но именно благодаря этому недопониманию Айртон и показал лучшее время гонки 1.18,029. Дело в том, что в те дни ограничения скорости на пит-лейне не было, а въезд в Донингтоне был такой конфигурации, что гонщик фактически срезал последний поворот и заканчивал круг даже быстрее, чем при движении по главной прямой. Следующий круг Сенна проехал на 2,5 секунды медленнее – за 1.20,413.

Повторный заезд на пит-лейн Сенна отложил до усиления дождя за десять кругов до финиша. За ним последовали оба пилота Williams. Для Сенны тот пит-стоп стал четвертым за гонку, а для Проста – седьмым…

На финише Сенна опередил всех на круг, за исключением Хилла. Замкнувшие первую шестерку Рикардо Патрезе на Benetton и Фабрицио Барбацца на Minardi оказались в двух кругах позади.

Айртон Сенна после финиша Гран При Европы-1993 © @marksutton65
Айртон Сенна после финиша Гран При Европы-1993Фото: @marksutton65

«У меня нет слов! Я на седьмом небе от счастья, – делился Айртон впечатлениями от победы. – На старте я решил атаковать, пока Williams не вошли в ритм и не реализовали своё техническое преимущество. Это был самый лучший план действий. А потом произошло столько событий, что мне тяжело перечислить их все.

Не знаю, сколько пит-стопов мы провели, но это точно рекорд за одну гонку. Ездить на сликах на влажном и скользком асфальте было очень непросто. В таких условиях сложно полностью почувствовать машину, потому в поворотах приходилось осторожничать, чтобы не вылететь с трассы».

На пресс-конференции после финиша Прост рассказал, как он провел гонку: «У меня была хорошая тактика. Но после перехода на слики машина стала неуправляемой».

«Может, поменяемся машинами?» – подколол Сенна и без того разгромленного соперника…

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/10045/the-day-mesmeric-senna-blew-prost-into-the-weeds

Айртон Сенна на Гран При Европы-1993 © @marksutton65
Айртон Сенна на Гран При Европы-1993Фото: @marksutton65

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle