10 лет первому титулу Себастьяна Феттеля. Как Red Bull пришла к успеху
Сначала над ними посмеивались, но в Абу-Даби-2010 соперникам оказалось не до смеха...
В 2005 году, когда в Формуле 1 появилась команда Red Bull, её воспринимали как рекламный щит газированного напитка на колесах. Однако Дитрих Матешиц и Хельмут Марко продемонстрировали исключительно верный подход к проекту и через пять лет выиграли чемпионат мира, оставив позади таких зубров, как Ferrari и McLaren. Это произошло ровно 10 лет назад, 14 ноября 2010 года
ВОСХОЖДЕНИЕ RED BULL
Так или иначе компания Red Bull присутствовала в Формуле 1 с середины 90-х — будучи титульным спонсором Sauber. Однако в какой-то момент Петер Заубер отказался посадить за руль протеже Хельмута Марко Энрике Бернольди, и тогда советник уговорил Дитриха Матешица выкупить Jaguar Racing и на её основе построить собственную команду.
Такой подход потребовал огромных финансовых вливаний и капитального ремонта штаб-квартиры в Милтон-Кинсе, однако Матешиц не стал рубить с плеча. Сначала Марко пригласил на роль руководителя команды Кристиана Хорнера, с которым был знаком по Формуле 3000 — у обоих были в этой серии собственные команды, а затем им втроём удалось переманить Эдриана Ньюи. Тот как раз скучал в McLaren, поскольку Рон Деннис не хотел делать инженера одним из управляющих команды. Зато такие полномочия Эдриану смогли предложить в Red Bull.
Этого, впрочем, было недостаточно для немедленного успеха — команда по-прежнему оставалась на уровне середняков, хотя и смотрелась не хуже Jaguar Racing, а первый подиум — Дэвид Култхард финишировал третьим в Монако — был поводом для настоящего праздника.
Всё изменилось в 2009 году, когда новый технический регламент радикально ограничил свободу в области аэродинамики. Почти все команды лишились прижимной силы, хотя некоторым — BrawnGP в первую очередь — удалось компенсировать потери с помощью двойного диффузора. У Red Bull двойного диффузора не было, но было шасси с большим углом наклона корпуса и различными вариациями выдувного диффузора — в нём для более эффективного использования потоков воздуха были задействованы выхлопные газы. В сезоне-2010 двойные диффузоры были запрещены, а вот решение Red Bull оставалось законным и равных австрийской команде не оказалось.
Он знал, что делал. 8 лет знаменитой победе Кими Райкконена в Абу-Даби
СОЗДАНИЕ ЧЕМПИОНА
Себастьян Феттель в 2005-м дебютировал в Формуле 3 — немца к тому времени уже много лет поддерживала Red Bull, а его автомобиль был выкрашен в уже ставшую классической красно-синюю ливрею. В дебютном сезоне Себ был пятым (чемпионом, к слову, тогда стал Льюис Хэмилтон), а в 2006-м немец занял второе место, уступив Полу ди Ресте.
По-настоящему заявить о себе Феттель смог лишь в 2007-м — в Формуле Renault 3.5. Себ тогда выступал в одной команде с Михаилом Алёшиным, который выиграл первую гонку сезона, но во втором заезде между пилотами произошла жёсткая стычка, а на Нюрбургринге победу одержал Феттель. Немец перехватил инициативу в чемпионате и после четырёх этапов опережал ближайшего соперника на 20 с лишним очков (за победу давали не больше 15).
В этот моменту на Гран При Канады в жуткую аварию попал Роберт Кубица. Врачи, несмотря на протесты поляка, запретили ему выступать в Индианаполисе, и его место в кокпите занял Феттель — запасной пилот BMW-Sauber. В итоге 19-летний Себ стал самым молодым пилотом на старте гонки Формулы 1 и самым молодым гонщиком, набравшим очки, поскольку сходу финишировал восьмым. Вплоть до этого момента Феттель не выигрывал ничего серьёзнее Формулы BMW, однако теперь стал одной из главных восходящих звёзд Формулы 1. И в Red Bull решили, что пора пожинать плоды поддержки немца, подписав его в состав Toro Rosso.
Выступая за младшую команду немец был так хорош, что после победы в Монце в 2008-м, когда Феттель вместе с инженерами дальновидно подготовился к дождю, в прессе обсуждали, сможет ли Red Bull предоставить ему достойную машину. В Red Bull смогли — в 2009-м Себ выиграл Гран При Китая и завоевал свою вторую победу.
Рекорды наоборот. 7 любопытных антидостижений в Формуле 1
RB6
Как писал в своих мемуарах Эдриан Ньюи, шасси RB6, машина Red Bull на сезон-2010, генерировала больше прижимной силы, чем автомобили с граунд-эффектом 70-х и 80-х. «Т.е. больше всех в истории Формулы 1», — хвастался в книге инженер. Добиться этого удалось за счёт революционного на тот момент расположения выходных отверстий выхлопных труб. Прежде эти трубы выводили выхлопные газы наверх, но Ньюи увёл потоки воздуха под диффузор. Чтобы сбить соперников с толку, на тестовой раскраске машины в Red Bull даже рисовали поддельные трубы.
Поначалу у автомобиля были проблемы со стабильностью задней части, время от времени возникали технические неполадки, но Феттель победил в Малайзии, а Уэббер выиграл в Испании и Монако. Правда, закрепиться в лидерах Red Bull не удалось, и к середине сезона чемпионат возглавлял Льюис Хэмилтон. Но британца отбросили назад неудачи в Италии и Сингапуре.
В конце концов к финальной гонке сезона осталось три претендента на титул: Фернандо Алонсо на Ferrari, приехавший в Абу-Даби лидером, Марк Уэббер, который проигрывал испанцу восемь очков, и Себастьян Феттель. Немец был в 15 баллах позади Алонсо, а потому всерьёз его шансы мало кто воспринимал — главной надеждой Red Bull казался Марк Уэббер.
Так же сочли и в Ferrari, и когда уже на 11-м круге Уэббер отправился в боксы, в Скудерии поспешили позвать на пит-стоп и Алонсо. В Маранелло решили, что если смогут, удержаться впереди Уэббера, то Феттель им помехой не будет. Просчёт однако заключался в том, что после ранней остановки Фернандо вернулся на трассу в трафик — он сохранил позицию впереди Уэббера, но упёрся в Renault Виталия Петрова.
Алонсо так и проехал позади Петрова оставшиеся 40 кругов и финишировал седьмым — позади россиянина, но впереди Уэббера. Феттель же выиграл гонку и набрал достаточно очков, чтобы опередить в турнирной таблице обоих соперников и стать самым молодым в истории чемпионом мира.
Шесть титулов Льюиса: Гонки, которые принесли Хэмилтону чемпионство
СВЕРХНОВАЯ ЛЕГЕНДА
As we celebrate our 300th race this weekend we look back at our biggest moments! 😁
It doesn't get much better than when the work hard, play hard philosophy pays off... 🏆🏆🏆🏆💪 #F1 pic.twitter.com/Ew27VRUeGi— Aston Martin Red Bull Racing (@redbullracing) November 13, 2020
Если не брать сенсационный титул BrawnGP, который был бы невозможен без базы и ресурсов Honda, чемпионство Red Bull стало первым для не связанной напрямую с автомобильной промышленностью команды после Williams в середине 90-х. Позади остались McLaren, Ferrari и Renault, казавшиеся непобедимыми в 2005-м, когда Red Bull только пришла в Формулу 1.
Всего за несколько лет фактически с нуля Матешиц и Марко вместе с Хорнером и Ньюи создали инфраструктуру, способную выигрывать гонки. Toyota, Honda, Jaguar и даже BMW с их огромными ресурсами подобного не удалось.
За четыре года побед с Себастьяном Феттелем Red Bull ворвалась в шестёрку лучших команд в истории Формулы 1 по числу Кубков конструкторов и выигранных гонок. Правда, после сезона-2013 Red Bull так и не удаётся по-настоящему ввязаться в борьбу за титул, однако причины тому во многом кроются в недостатках двигателей, которые были в распоряжении команды.
И сейчас Red Bull оказалась перед лицом перспективы вообще остаться без силовых установок на сезон-2022, когда в Формуле 1 изменится технический регламент и появится шанс повторить чудесный прорыв 2010 года. По слухам, если Red Bull не удастся договориться о заморозке моторов начиная с сезона-2022, Матешиц свернёт программу. Оставим в стороне вопросы справедливости заморозки моторов, но стоит признать: Red Bull за кратчайшие сроки стала одной из новейших легенд Формулы 1 и было бы жаль потерять такую команду.
В чём гений Ферстаппена? Объясняем, за что Макса считают одним из лучших