День, когда Эдриан Ньюи молился: История драматичного финала сезона-2012

Дмитрий Захарченко
25 ноября 2020 в 16:55
Фото: redbull.com

Ровно восемь лет назад Себастьян Феттель вернул себе чемпионство, которое у него, казалось, выбили из рук...

25 ноября 2012 года состоялся Гран При Бразилии — один из самых драматичных финалов в новейшей истории Формулы 1. После двух подряд титулов Феттеля и Red Bull у Алонсо с Ferrari появился шанс взять реванш. И поначалу всё складывалось для испанца как нельзя лучше...

Шесть титулов Льюиса: Гонки, которые принесли Хэмилтону чемпионство

FIA против Ньюи

В сезоне-2012 в правилах изменилась небольшая, но важная для Red Bull деталь — теперь было запрещено сжигать горючее в тот момент, когда педаль газа не нажата. Начиная с 2010 года машина Red Bull была основана на «выдувном диффузоре» — выхлопные трубы были так направлены к диффузору, чтобы раскалённый воздух генерировал прижимную силу на задней оси. Чтобы достичь максимума от этого эффекта совместно с мотористами Renault был создан механизм, продолжающий сжигать топливо и при отпущенной педали газа — сам двигатель не раскручивался, но выхлопные газы продолжали работать в задней части машины и на торможении, и на входе в поворот. Но сначала правилами ограничили области выведения выхлопных труб, что усложнило Red Bull задачу, но не слишком, а затем — закрыли лазейку со сжиганием топлива.

Red Bull RB8 2012 года © redbull.com
Red Bull RB8 2012 годаФото: redbull.com

За счёт дополнительных закрылков Эдриан Ньюи попытался компенсировать потерю прижима сзади. Но первые этапы сложились неутешительно: в квалификациях трёх первых этапов Феттель с Уэббером не поднимались выше третьего места, а в Шанхае Себ даже не прошел в третий сегмент. Впрочем, вскоре проблему удалось выявить: из-за деформации шин на торможении воздушный поток срывало, и аэродинамика в одно мгновение переставала работать. Поэтому Феттель жаловался на нестабильность задней части и не мог почувствовать уверенность в машине — в трёх первых этапах он трижды проиграл квалификацию Уэбберу и шёл в чемпионате только пятым.

Решение проблемы в Милтон-Кинсе подготовили лишь к Гран При Монако, где Уэббер, стартовав с поула, одержал уверенную победу. К этапу в Валенсии Red Bull подготовила ещё один пакет обновлений, и теперь оба гонщика были довольны поведением машины. Себ с преимуществом в 0,3 секунды выиграл поул-позицию и лидировал вплоть до 33-го круга — пока не возникли проблемы с двигателем.

Старт Гран При Сингапура © fia.com
Старт Гран При СингапураФото: fia.com

С надёжностью французского мотора проблемы возникали ещё не раз, и лишь на Гран При Сингапура Феттель смог одержать свою вторую победу в сезоне. Отставание от лидировавшего в общем зачёте Фернандо Алонсо составляло 29 очков, но после побед в Сузуке и Йонаме Себастьян опередил испанца, а за счёт успеха в Индии оторвался от него на 13 очков.

В Абу-Даби из-за ошибки команды в конце квалификации у Феттеля кончилось топливо — Red Bull не смогла сдать образцы горючего на проверку, и её лидеру пришлось стартовать последним. Себ пробился на третье место, но всё же потерял три очка относительно Алонсо. Их, впрочем, удалось отыграть в Остине, хотя победу Феттель всё же уступил Хэмилтону. Так или иначе, в финальной гонке в Бразилии немцу достаточно было и четвёртого места — тогда даже в случае победы Алонсо титул оставался у немца.

Он знал, что делал. 8 лет знаменитой победе Кими Райкконена в Абу-Даби

Битва в Сан-Паулу

В квалификации, правда, Фернандо оказался далеко от первого места — только восьмой. Себ тоже не блеснул — четвёртое место. Однако на старте неудачно разогнавшийся Уэббер неожиданно стал блокировать Феттеля и прижимать того к пит-лейну. Немец оказался на невыгодной траектории, отпустил газ, и очень медленно вошёл в первую связку — на выходе из неё он уже был седьмым, позади Алонсо. Перед гонкой в Red Bull была договорённость о том, что лишившийся шансов на титул Уэббер не будет мешать Феттелю, но тот её сразу же нарушил. За этот эпизод Себ отомстил напарнику в Малайзии, когда вопреки командному приказу отобрал у него первое место — тот случай вошёл в историю как Multi-21.

Впрочем, в тот момент злиться на Уэббера у Феттеля не было времени — в четвёртом повороте немца ударил Бруно Сенна, попытавшийся за раз пройти сразу нескольких пилотов. Себа развернуло, но сработала anti-stall-система, и он продолжил гонку — но уже в конце пелотона. К тому же пробит боковой понтон — Ньюи и Монагэн обсуждают, безопасно ли продолжать заезд или необходимо снять автомобиль с дистанции, но решают ехать дальше.

Столкновение Феттеля и Сенны © redbull.com
Столкновение Феттеля и СенныФото: redbull.com

Феттель бросается отыгрываться и опережает по две-три машины за круг, тем временем Фернандо Алонсо обгоняет Уэббера и занимает третью позицию — её хватит для завоевания титула, если Себастьян не наберёт очков. В Red Bull обнаруживают новую проблему — от удара сплющило одну из выхлопных труб. Пилот во-первых терял мощность, а во-вторых существовал риск того, что труба в итоге лопнет, а автомобиль загорится. Исправить проблему на пит-стопе шансов не было — в команде просто молились, что автомобиль выдержит. Словно этого было мало, над трассой пошёл дождь.

Феттель, однако, не допустил ни единой ошибки и к финишу прорвался на седьмое место, Алонсо в этот момент опередил Массу и вышел на вторую позицию — такой расклад устраивал Red Bull, но случись что у лидировавшего Баттона, и ситуация повернулась бы в сторону Ferrari. За восемь кругов до финиша Себастьян опережает Шумахера и выходит на шестую строчку. «Мы молились, чтобы повреждённая труба выдержала, — вспоминал позже в книге „Как построить автомобиль“ Ньюи. — Никогда в жизни я не испытывал такого облегчения от того, что автомобиль просто доехал до финиша».

Феттель после финиша Гран При Абу-Даби-2012 © redbull.com
Феттель после финиша Гран При Абу-Даби-2012Фото: redbull.com

Машина выдержала, Себастьян приехал шестым и завоевал третий подряд чемпионский титул. Алонсо занял второе место — ему не хватило трёх очков, это означало, что в чемпионате Фернандо тоже был вторым — всего через два года после обидного поражения в Абу-Даби, где испанец на полгонки застрял позади Виталия Петрова и остался в итоге ни с чем.

Победу же одержал Дженсон Баттон — она стала для него 15-й и последней в карьере. Англичанин будет гоняться за McLaren ещё четыре года, но шасси-2013 получится неудачным, переход на турбогибриды отбросит команду к середнякам, а сотрудничество с Honda и вовсе обернётся катастрофой — Дженсон завершит карьеру в конце 2016-го.

Ну а кроме того Гран При Бразилии 2012 года стал последним для Михаэля Шумахера и Виталия Петрова. Место немца в Mercedes займёт Льюис Хэмилтон, которому суждено побить рекорды Михаэля. Но в 2012-м решение британца казалось странным — McLaren была на самом пике.

10 лет первому титулу Себастьяна Феттеля. Как Red Bull пришла к успеху

Комментарии для сайта Cackle