Стражи Империи. Пять лучших японских гонщиков в истории Формулы 1

Александр Кожевников
11 апреля 2021 в 9:58
Фото: Toyota

По следам яркого дебюта Юки Цуноды на Гран При Бахрейна вспоминаем предыдущих пилотов из Страны восходящего солнца, добивших неплохих результатов в Формуле 1...

Сатору Накаджима

Накаджима-старший стал первым пилотом Формулы 1 из Японии, которому удалось добиться хороших результатов. Фактически это был первый регулярный пилот из этой страны, поскольку все его предшественники выступали в качестве замены и не участвовали более чем в двух гонках. Накаджима начал карьеру в Формуле 1 в 1987 году и уже во второй гонке за рулём Lotus финишировал шестым, набрав первые очки в истории этой страны.

Сатору провёл в Формуле 1 пять сезонов, став настоящей легендой у себя на родине. Подумать только: на фоне прошлых попыток японцев выступать в чемпионате Накаджима за пять лет набрал 16 баллов и ни разу не заканчивал сезон с нулём в графе набранных очков. Он принял участие в 80 Гран При, в третий свой сезон записав на свой счёт ещё и лучший круг – на Гран При Австралии 1989 года. Однако годом спустя звание самого успешного японца в Формуле 1 перешло к другому пилоту...

Агури Сузуки

Когда в Формуле 1 выступал Сатору Накаджима, в чемпионат пришёл ещё один японец – Агури Сузуки, ставший настоящей легендой японского автоспорта. После единственной, домашней гонки 1988 года в составе команды Larousse в 1989-м Агури подписал контракт с Zakspeed Racing. Однако тот год не принёс Сузуки ничего, кроме разочарования – Агури ни разу за сезон не смог пройти квалификацию. Но все страдания сторицей окупились в 1990-м, после возвращения в состав Larousse. Да, Агури сошёл в 10 гонках из 16-ти, но на Гран При Великобритании он заработал первые очки, а на домашнем Гран При Японии случилось невероятное – Агури попал на подиум. Первый японец на подиуме в Формуле 1, да еще и в домашней гонке – лучшего сценария для популяризации автоспорта в этой стране и не придумать.

Правда, этот подиум для Агури остался единственным в карьере, а Япония после этого не увидит своего представителя на пьедестале долгих 14 лет. Карьера Агури после этого вернулась в привычное русло – да, он смог набрать очки в первой гонке 1991 года, однако в остальных Гран При того сезона Сузуки либо не проходил квалификацию, либо сходил. В 1994 году Сузуки окончательно вылетел из Формулы 1, проведя лишь одну гонку в составе Jordan, а в 1995-м вернулся на несколько гонок в Ligier, набрав последние для себя очки в чемпионате.

Вернулся Сузуки в Формулу 1 в 2006 году в качестве руководителя Super Aguri, но этот проект просуществовал недолго – после двух сезонов команда снялась с чемпионата в 2008 году из-за финансовых проблем.

Такума Сато

После долгих лет забвения для Японии в Формулу 1 в 2002 году пришёл Такума Сато. Да, конечно, в чемпионате до его дебюта поучаствовал Юкио Катаяма, ставший на тот момент рекордсменом по количеству проведённых Гран При среди соотечественников, но других успехов у него не было – из 95 Гран При он смог финишировать лишь в 32-х.

Дебютировав в Jordan, Сато показал себя весьма крепким пилотом, пусть и проиграл дуэль с напарником, Джанкарло Физикеллой, но сумел в финальной гонке сезона набрать очки. Тем не менее, в 2003 году Сато остался без места в чемпионате, подписав контракт резервиста с BAR. И, если бы не полный провал Жака Вильнёва, возможно, Такума бы так и не получил своего шанса. Однако Вильнёв в том сезоне финишировал в очках лишь дважды, в результате чего в команде приняли волевое решение заменить его на последней гонке сезона. И Сато не подвёл: он финишировал шестым, набрав важные очки как для команды, так и для себя. После этого уже никого не удивило, что Такума получил контракт боевого пилота в 2004-м.

В том сезоне BAR построила очень быстрый автомобиль, который подкреплялся весьма мощным мотором Honda. Неудивительно, что на Сато возлагались большие надежды, в том числе и от самой Honda. Однако, с высокой конкуренцией в том сезоне ему справиться не удалось – Дженсон Баттон в пух и прах разбил своего напарника. Однако свою минуту славы Сато всё же получил – на Гран При США в Индианаполиссе он финишировал третьим, принеся Японии первый за 14 лет и второй в истории подиум в чемпионате.

После неплохой концовки сезона и восьмого места в личном зачёте (против третьего у Баттона), карьера Сато пошла на спад. Сезон-2005 ознаменовался дисквалификацией команды в начале европейской части сезона из-за махинаций с топливом и весом машины. Сато в итоге провёл крайне неудачный сезон, разочаровав боссов Honda. Такума был отправлен в дочернюю команду – ту самую Super Aguri. В 2007 году Сато даже смог набрать очки, причём дважды, включая шестое место на Гран При Канады, однако на большее рассчитывать за рулём столь слабого автомобиля и не приходилось. Любопытно, что карьера Сато в Формуле 1 закончилась вместе с карьерой того самого Аугри Сузуки в роли управленца командой – последнюю гонку Сато провёл за рулём Super Aguri как раз перед банкротством коллектива.

Больше Сато в Формуле 1 не появлялся, переехав в Америку. Правда, переехав успешно – Такума одержал четыре победы за время, проведённое в IndyCar, добавив к этому две важнейшие победы в своей карьере – в гонках Инди 500 в 2017-м и 2020-м.

Казуки Накаджима

Сын Сатору Накаджимы полноценно дебютировал в Формуле 1 в том же сезоне, в котором закончилась карьера Такумы Сато. На Гран При Бразилии 2007 года Казуки заменил Алекса Вурца в составе Williams – австриец еще до конца сезона завершил карьеру. Финишировав десятым в дебюте, Накаджима подписал полноценный контракт с командой на сезон-2008. Он отлично провел первую половину сезона, набрав столько же очков, сколько и напарник – Нико Росберг, пусть у немца и было третье место на Гран При Австралии. Но вторую половину чемпионата Казуки провалил, записав на свой счёт всего одно очко, в то время как его напарник завоевал подиум на Гран При Сингапура, пусть и при странных обстоятельствах, получивших в будущем название «крашгейт».

В 2009-м же карьера Казуки покатилась под откос: он он не сумел набрать ни одного очка против 11 очковых финишей у Росберга и остался без места на сезон-2010.

Вскоре Казуки нашёл себя в гонках на выносливость и за следующие десять десять лет трижды выиграл «24 часа Ле-Мана» и вписал своё имя в историю автоспорта, но это уже совсем другая история...

Камуи Кобаяши

Последний японский гонщик до прихода Юки Цуноды дебютировал в 2009 году, не нарушив традицию японских представителей в чемпионате. Уже во второй гонке в карьере он набрал хорошие очки за рулём Toyota, заменив в составе травмированного Тимо Глока, а на сезон-2010 подписал полноценный контракт с BMW-Sauber. После сходов в пяти из шести первых гонок сезона-2010 Кобаяши «размочил» очковый счёт на этапе в Турции, а затем ещё семь раз финишировал в топ-10 в том сезоне.

Минутой славы же для Кобаяши, без сомнения, можно назвать сезон-2012. В том году Sauber построила очень неплохой автомобиль, на котором Серхио Перес трижды приезжал на подиум. Для Кобаяши же сезон складывался не столь удачно – да, японец набирал очки, но серьёзно уступал молодому напарнику. Однако у себя на родине Камуи всё же смог завоевать столь долгожданный подиум. Да, это не спасло Кобаяши от увольнения в конце сезона, но он стал третьим представителем Японии на пьедестале почёта Формулы 1 и вторым, кому удалось это сделать у себя на родине.

В 2014 году Камуи попробовал вернуться в чемпионат в составе Caterham, однако удачным этот ход точно не назвать – команда испытывала большие финансовые проблемы, Камуи на один этап заменили на Андре Лоттерера (не без финансовой подоплёки), а две гонки команда и вовсе пропустила из-за введения внешнего управления. Камуи вместе с командой приехал на финал сезона в Абу-Даби, однако сошёл из-за механических проблем. Места на следующий сезон он не нашел, так что, вместе с этим сходом завершилась и его карьера в чемпионате. Следующего японца в Формуле 1 стране пришлось ждать до 2021 года...

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle